Россия не просто европейское государство; она целый особый мир…, и только не понимающий истории человек может не согласиться с этим.
К.Н.Леонтьев
Чужой земли мы не хотим ни пяди,
Но и своей вершка не отдадим
(Слова из песни)
Когда в футбольном матче встречаются две команды, одна из которых на голову выше другой, то последней, чтобы спастись от разгрома и добиться хотя бы ничьей, следует играть от обороны, т.е. играть в основном на своей половине поля, обороняясь всей командой, не давая противнику свободно атаковать. А в случае удачи в редкой контратаке можно даже забить гол, и можно даже выиграть матч! И умный тренер слабой команды будет играть именно так.
Но если тренер неопытен или слишком самонадеян, или, случается в футболе и такое, тайно договорился с противником, получив от него некоторое количество денежных знаков или еще какие-нибудь блага, то он начнет играть в, так называемый, открытый футбол, пытаясь подражать классной команде, имеющей суперисполнителей, и получит в свои ворота огромное количество голов. И закончится матч полным поражением и позором, после которых очень нелегко, а зачастую и невозможно восстановиться.
В политической жизни действует точно такая же модель. И сегодня Запад хочет заставить нас играть в открытый политический футбол на встречных курсах. Но, к сожалению, нынешняя Россия по своему потенциалу уступает Западу примерно так же, как наш футбольный «Спартак» испанской «Барселоне», открытый футбол с которой равносилен спортивному самоубийству. Но политическое самоубийство пострашнее спортивного, поскольку в силу тотальности современной политики оно неизбежно роковым образом отразится на жизни всех людей.
Политика сегодня не просто часть жизни, она ее определяющий фактор, от которого напрямую зависит жизнь и смерть как отдельных людей, так и целых народов. Вот поэтому и приходится самым внимательным образом отслеживать, что изрекают и провозглашают ведущие политики и, тем более, лидеры стран. Надо же отдавать себе отчет в том, что ждет мою страну, мой народ, мою семью, моих детей и внуков в ближайшем будущем. Необходимо быть готовым к любому повороту событий, а не уподобляться самой большой и самой глупой птице, обитающей в Африке.
О новом радикальном повороте в мировой и российской политике поведал, в частности, в недавнем номере газеты «Известия» известный геополитик Александр Дугин. Позиция господина Дунина всегда отличается двусмысленностью. Никогда до конца не поймешь, на чьей он стороне. Например, заявляет себя государственником, но тут же выступает против цензуры. Какая-то у него нерусская позиция.
Статья Александра Дугина в «Известиях» называется «Новый проект Великой Европы». Автор с восторгом отзывается о недавнем выступлении Владимира Путина в Берлине, в котором был оглашен «фундаментальный геополитический концепт - «Великая Европа от Лиссабона до Владивостока». Сразу бросается в глаза, что в этом концепте, как и в названии дугинской статьи, нет слова «Россия», зато слово «Европа» есть. Странная получается интеграция, гораздо более напоминающая поглощение или похищение. Впору писать картину «Похищение России». Все пять пунктов этого концепта, разбираемые господином Дугиным, у меня лично создают отчетливое впечатление, что Россия, по слову Достоевского, стушевалась, что ее практически нет. Вот первый пункт концепта: «Создание гармоничной хозяйственной общности от Лиссабона до Владивостока». Где здесь место России? Вы видите? Меня, кстати, настораживает в этом пункте слово «гармоничной». Немножко отдает словами «немецкий порядок», не правда ли? Тем более, что все эти идеи озвучивались в Берлине! Неприятное знаковое совпадение, тревожные ассоциации!
Но особенно заставляет задуматься пятый пункт концепта: «Необходимость сделать территорию Европы и России полностью открытой и безвизовой, чтобы социальная интеграция способствовала интеграции экономической, энергетической и академической». Это что же за социальная интеграция такая? Не получится ли так, что Россия станет свалкой социальных отходов Европы? И не получим ли мы в результате такой интеграции целый набор новых социальных, этнических и религиозных конфликтов, способных окончательно похоронить наше Отечество? А что будет с православным большинством, которое не желает никакой религиозной интеграции?
Господин Дугин утверждает, что представленные пункты программы - «это не просто набор лозунгов, но оформление внятной геополитической философии, имеющей многовековую историю. Лучшие умы России и континентальной Европы всегда стремились найти модель сбалансированных и гармоничных отношений».
Ничего внятного для русского человека в этой «геополитической философии» как раз и нет. Зато для людей, знакомых с геополитикой, очевидно, что в этой философии на первый план выходит концепция крупнейшего английского геополитика Маккиндера, который утверждал, что миром будут править те, кто овладеет «осью истории», большая часть которой проходит как раз через Россию. Маккиндер, таким образом, поставил перед Западом конкретную цель - подчинить Россию. Непонятно также, какие «лучшие умы России» призываются Дугиным в союзники? Назвал бы хоть одно имя для приличия. Может быть, кроме самого себя любимого и назвать-то некого?
Я не знаю, считает ли Дугин лучшими умами Достоевского, Леонтьева и Данилевского, но все они, без сомнения, с негодованием отвергли бы концепт «Великая Европа от Лиссабона до Владивостока». Чтобы такой концепт не восторжествовал, положил свою жизнь и святой благоверный князь Александр Невский. 6 декабря - день его памяти и промыслительно, что именно 5-6 декабря 1941 года началось контрнаступление наших войск под Москвой. Незримо вел советскую армию в бой великий благоверный князь Александр. Именно благодаря его заступничеству провалился вражеский план «Великая Германия от Берлина до Владивостока». Мы верим, что и сегодня благоверный князь придет на помощь своему народу и своей стране.
В своей гениальной работе «Средний европеец как идеал и орудие всемирного разрушения» Константин Леонтьев предлагает прямо противоположный концепт. Само название леонтьевской статьи за себя говорит. Леонтьев убежден, что Россия готовит миру «культуру положительную, созидающую, в высшей степени новоединую и новосложную, простирающуюся от Великого океана до Средиземного моря и до западных окраин Азии, до этих ничтожных тогда окраин Азии, которые зовутся теперь так торжественно материком Европы; ибо все тот же Н.Я.Данилевский доказал (неопровержимо по-моему), что, географически говоря, Европы такой особой нет, - а вся эта Европа есть лишь не что иное, как Атлантический берег великого Азиатского материка…».
Таким образом, - концепт Леонтьева-Данилевского может быть сформулирован так: «Великая Россия от Владивостока до Лиссабона». Только такая формула обеспечивает равноправие России и Европы. Только такой концепт не позволит Западу нас сожрать, не позволит похитить Россию! И ничего невозможного в реализации леонтьевской концепции я не вижу. Надо только вернуть наворованные деньги обратно в Россию, построить на них заводы, фабрики, самолеты, ракеты, корабли, восстановить ядерный потенциал. Конечно, для всего этого требуется сильная государственная власть, сильный лидер-вождь. Кстати, великая книга Данилевского «Россия и Европа» была настольной у товарища Сталина. А пока, к сожалению, нам, похоже, готовится участь проходного двора, в котором может не найтись места русскому народу. Пока идет «игра в одни ворота от Лиссабона до Владивостока». И наша задача сделать все, что в наших силах, чтобы не позволить, как говорил гениальный Леонтьев: «Всех смешать и всех скорей погубить в общей равноправной свободе и в общем неосуществимом идеале всеобщего благоденствия».
Иерей Александр Шумский, специально для «Русской народной линии»