Чудо на пути в Дамаск и арзамасский ужас

Николай Коняев о смирении Апостола Павла и гордыне Льва Толстого

ДелоРус 
0
705
Время на чтение 4 минуты

Я отношусь к художественному творчеству Л.Н.Толстого с величайшим почтением, поскольку Лев Николаевич один из самых великих национальных и мировых художников, если не самый гениальный. Господь очень щедро одарил его художественным даром, который ему и удалось воплотить необыкновенно глубоко. Но это то, что касается его художественных произведений. 

Что касается его воззрений, то все его религиозные работы, связанные с Христианством, конечно, воспринимаются резко отрицательно. Восприятие Толстого как гениального художника и очень плохого христианского мыслителя хотя и правильно, но оно не охватывает всей глубины проблемы, которая встает, когда мы говорим о творчестве этого писателя. Вспомним слова апостола Павла: «А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы» (1Кор.10:6).

Я, как православный человек, считаю, что в истории Льва Толстого скрыто очень много поучительного, и это надо нам понять. Мы знаем, когда начался перелом в его духовной биографии - это 1869 год. Этот год очень знаменателен в истории России, это год создания Периодической системы Менделеева, в этом же году Лев Николаевич завершил свой роман «Война и мир» и это время создания «Катехизиса революционера», убийство студента и весь тот ужас, который хлынул в Россию с другой стороны, как из подземелья. Интересно, что именно в этом году с Толстым произошло событие, которое в литературе называют «арзамасским ужасом». Он поехал покупать имение в Пензенскую губернию, в г. Арзамасе его охватил необыкновенный ужас, который писатель чрезвычайно остро переживал. Он сам пишет об этом в своих письмах, а позже подробно рассказал в произведении «Записки сумасшедшего», которое как раз создавалось в те годы, когда он начал работать над своим огромным сочинением, которое называется «Соединение и перевод четырех Евангелий». 

Видимо, это не случайно. Судя по письму жене и тому, что он пишет в «Записках сумасшедшего», где явно есть автобиографический элемент, с ним произошло примерно то же самое, что произошло когда-то с апостолом Павлом. Когда гонитель христиан Савл, дыша угрозами, двинулся в Дамаск, он был остановлен по дороге, ему встретился Христос со словами: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» (Деян.9:4). И вот тот ужас, который испытал тогда Савл, очень схож с тем ужасом, который испытывал Толстой. Но вот тут очень важна реакция человека. Если Савл пал и его душа была готова к общению с Богом, его ужас был трепетом слепоты перед желанием прозреть. 

Напротив, Лев Толстой, когда испытал описываемый им ужас, начал молиться, и оглядываясь назад, смотрел, видит ли кто-нибудь, что он молится. Если Савл был готов принять то, чего Господь хочет от него, и принял полностью, то у Толстого это поза русской интеллигенции - «как на меня посмотрят другие, что я вот общаюсь с Богом, это вроде как не совсем хорошо с точки зрения интеллигенции». Естественно, что никакой силы такая молитва не имела, никакого результата не было; наоборот, этот ужас продолжал жить в Толстом. 

Преградой между Толстым и Богом стала гордыня, которая переполняла этого великого художника, который возомнил себя равным Творцу. Он позабыл, что его художественный дар - это дар от Бога. Ему начало казаться, что его дар делает его самого равным Богу, что он может говорить на равных с Богом и понимать Его так же просто, как других людей, как он понимает героев своих произведений. У Толстого не было и в помине смирения. Если апостол Павел принимал все от Господа и делал по велению Его, то Толстому нужно было, чтобы он сам вносил свои поправки, так как договариваются люди, которые заключают какой-то взаимовыгодный контракт. 

У Льва Толстого смирения не было и в помине. У него было ощущение равенства с Богом. И вот потом начинается другая жизнь, духовные поиски, работа его огромного таланта, он продолжает искать приемлемый для него выход. И он находит его в том, что решает просто переписать Евангелие. Все, что сказано в Евангелии от апостолов, он принимает с учетом, что это сказал не Бог, а простой человек, который говорит очень хорошие и нужные вещи. А все вредное, на его взгляд, - это от того, что Христос есть Бог. И Толстой начинает переписывать Евангелие. Его огромный труд «Соединение и перевод четырех Евангелий», который, к сожалению, печатался у нас только в 90-томном издании, сейчас уже размещен в Интернете, и каждый может с ним ознакомиться. Я этот труд называю «филологическим доказательством бытия Божия». 

Это пример того, как удивительно талантливый человек, гениальный художник, обращая данный ему Богом дар на разрушение Евангелия, на разрушение Слова Божия, - вдруг тут же теряет этот дар. Читаешь вот такие фразы «Была девица Мария; девица эта забеременела неизвестно от кого. Обрученный с нею муж пожалел ее и, скрывая ее срам, принял ее. От нее-то и неизвестного отца родился мальчик. Мальчика звали Иисус». Даже трудно поверить, что этот убогий глумливый текст создан автором романа «Анна Каренина», который, кстати, писался в то же время. Мы видим, что Господь мгновенно отнимает дар художника от Толстого, и тот превращается в то ничто, кем бы он и был на самом деле, если бы не великий дар, который ему был дарован Богом. 

Господь не лишил Толстого дара совсем, в отличие от апостола Павла, который чудом из гонителя христиан стал великим проповедником Евангелия, равным Петру и духовным писателем. Если бы Толстому не помешала его непомерная гордыня, если бы он проявил необходимое смирение и воспринял то, что ему хотел сказать Господь, то трудно представить себе, что бы мы имели. Это был бы взлет Толстого на неведомую нам высоту. Но этого не произошло. Он молится тайком, чтобы никто не узнал об этом. Конечно, Бог не принял такой молитвы. В итоге Лев Толстой остается сам с собою, вынужденный сам решать свою духовную проблему. 

Он, к сожалению, решает ее в силу своей необыкновенной гордыни из-за ощущения своего равенства Творцу, забыв, Кто дал ему саму возможность творения литературных произведений. Толстой решает сам переписать Евангелие, приспособить под себя все Христианство, переделать его так, как ему самому удобно. По сути, писатель делает то, что постоянно творят слуги сатаны, может зачастую и не осознавая того, что они делают. Когда он пытается сам создать свое «евангелие», которое его устраивает, которое полностью отвергает существующие четыре Евангелия, тогда Господь и лишает его художнического дара, которым тот был бесконечно одарен. Это мы видим в тексте «Соединение и перевод четырех Евангелий», который стал абсолютно ничтожным и графоманским. 

На примере Льва Толстого нам показано, как величайший художник может превратиться в графомана. Мне кажется, это и есть самый главный поучительный смысл в истории духовных исканий Льва Толстого. Нам следует этот урок всегда помнить, потому что, хотя никто из нас не одарен так щедро, как он, но зачастую мы совершаем в своей гордыне поступки не менее омерзительные, чем тот поступок, который совершил Лев Николаевич Толстой.

Николай Коняев, секретарь правления Союза писателей России, специально для «Русской народной линии»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

9. Лев Толстой был внутренним врагом России

Святой о. Иоанн Кронштадтский предупреждал, что в России «…вера и благочестие падает; правительство либеральничающее выучилось у Льва Толстого всякому неверию и богохульству и потворствует печати, смердящей всякой гадостью страстей…» («Мысли христианина», стр. 64). Толстой написал роман «Воскресение», который был опубликован также и за границей, -- но в новом, несокращенном издании. Для поддержки духоборческой секты, существовавшей в России, всю выручку от продажи романа «…Толстой отдал духоборам на отъезд их в Америку». «В заграничном издании «Воскресения» содержались глумления над православными церковными таинствами; это побудило Синод принять свое столь нашумевшее решение об отлучении гр. Л.Н.Толстого от церкви. «Известный всему миру писатель –русский по рождению, православный по крещению граф Толстой, в пресыщении гордого ума своего дерзко восстал на Господа и Христа Его и на святое Его достояние… В своих сочинениях и писаниях, во множестве рассеиваемых им и его учениками по всему свету, в особенности же в пределах дорогого отечества нашего, он проповедует, с ревностью фанатика, ниспровержение всех догматов православной церкви и самой сущности веры христианской… Он… не содрогнулся подвергнуть глумлению величайшее из таинств, святую Евхаристии… Церковь не считает его своим членом и не может считать, доколе он не раскается и не восстановит своего общения с нею» (определение Синода от 22 февраля 1901г.) (С. С. Ольденбург «Царствование Императора Николая II, репринт издания Вашингтон, стр. 156). Это решение, разумеется, явилось поводом для новых нападок на русскую власть и на русскую церковь со стороны всех ее обычных противников. Затем – революция. Во время которой «Сто собравшихся цирюльников зарезали короля и объявили себя народом»… (В. В. Розанов, вспоминая великого Бомарше)
Елена Сергеева / 17.10.2014, 20:07

8. 16. Иванович Михаил

А! Ну,садисту ведь тоже комфортно! Это я,значит,со свойственным мне всегдашнем оправданием, а на деле,недооценкой ближнего, вас и "недооценил". Уж да,хватает вас,разных....
электрик / 17.10.2014, 19:13

7. Ответ на 13., электрик:

ивановичи, что вы делаете в этой стране? Зачем нужна такая жизнь? Это же мука! Или вам комфортно? Но тогда это мазохизм скрытый,неосознанный.

На Родине всегда комфортно! Если для вас "дым отечества"-мазохизм, то я развожу руками.
Иванович Михаил / 17.10.2014, 15:40

6. Re: Чудо на пути в Дамаск и арзамасский ужас

Сверьтесь со Священным Писанием и узнаете, как Бог оценивает гордых. Например: Пс(93:2) "Восстань, Судия земли, воздай возмездие гордым. " или Пс(35:9) "Блажен человек, который на Господа возлагает надежду свою и не обращается к гордым и к уклоняющимся ко лжи."
Анатолий Пронин / 17.10.2014, 15:00

5. Ответ на 9., михаил:

...проездом через арзамас.

Названия городов,деревень, сел, стран, рек, озер, морей, то есть все географические и административные названия пишутся с заглавной буквы.
Анатолий Пронин / 17.10.2014, 12:43

4. 11. Иванович Михаил

рудовские ивановичи, что вы делаете в этой стране? Зачем нужна такая жизнь? Это же мука! Или вам комфортно? Но тогда это мазохизм скрытый,неосознанный.
электрик / 17.10.2014, 11:49

3. Ответ на 1., Аннушка:

А мне мой муж говорил, что вот как раз наоборот, Лев Николаевич был верующим.

Это, конечно, бесспорный авторитет. Раз сказал - значит, так оно и есть. вроде бы

Кто - не знаю.

Не помните, да не знаете - о чём речь тогда? Верующим Толстой, конечно, был. Только вера его совершенно неправославная.
Коротков А. В. / 17.10.2014, 08:21

2. Ответ на 8., иерей Илья Мотыка:

но и публицистические, религиозно-философские произведения. В последних Толстой предстоит как злой мощный гений направленный на разрушение семьи, государства, науки, искусства, религии. Его сочинения соблазнили многих людей.

Батюшка, могли бы Вы назвать из прочитанного самое вредное публицистическое произведение? Знаете ли революционную партию в России, которая пропагандировала идеи Толстого?
Иванович Михаил / 17.10.2014, 08:13

1. Ответ на 7., Таня:

Спасибо, Анна, Вам за комментарий. Я уверенна, что Бог оценивает деяния Л.Н.Толстого по-другому, не так, как оценивают здесь его другие.

Тоже верю в это.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Михайлович Коняев
Современный классик, воспевший Россию от
Крещения до наших дней
30.09.2024
Нерукотворная ограда
К 75-летию писателя Николая Коняева
26.08.2024
Русское слово «Кондопога»
К годовщине со дня кончины писателя
15.09.2019
Остро стоит проблема «отцов и детей»
О причинах нарастающего межпоколенческого разрыва
29.06.2018
Белинский: за и против
Размышления о литературной критике в свете 170-летия со дня кончины известного критика и публициста 19 века
11.06.2018
Все статьи Николай Михайлович Коняев
ДелоРус
К 300-летию перенесения мощей св.блг.кн. Александра Невского в Санкт-Петербург
На Неве состоится реконструкция церемонии встречи мощей Александра Невского с участием кораблей петровского времени
03.09.2024
«Для нас важна победа не только над врагом, но и над собой»
В Санкт-Петербурге прошёл традиционный XIV Всероссийский молодежный военно-исторический форум «Александровский стяг»
05.07.2024
«Слава русскому оружию!»
В деревне Самушкино состоялся военно-патриотический фестиваль
18.06.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06