Вчера, 11 ноября «Русская народная линия» опубликовала условия проведения конкурса историософских и политологических трудов на тему «Русская цивилизация и Запад. Преодолима ли мировоззренческая пропасть?» Инициатором проведения конкурса выступил Фонд единства православных народов им. Святителя Марка Эфесского. Информационную поддержку конкурсу оказывает «Русская народная линия». В связи с объявлением конкурса главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Степанов, который является ответственным секретарем Экспертного Совета конкурса, ответил на вопросы, которые уже задают наши читатели.
- Тема конкурса сформулирована предельно обще. Непонятно, будет ли учитываться идеологическая и ценностная ориентация автора, или главное, чтобы сочинение касалось названной темы?
- Конечно, идеология у конкурса есть, она основывается на традиции русской национальной мысли. Русские мыслители предельно четко сформулировали отношение к Западу. Основу историософской проблематики Россия-Запад заложили еще основоположники русской национальной философской мысли – славянофилы, прежде всего Иван Васильевич Киреевский и Алексей Степанович Хомяков, которые строили свою историософскую концепцию на основании противопоставления России и Запада. Классическое оформление эта идея нашла в историософском труде великого русского мыслителя, основоположника цивилизационного подхода к историческому процессу Николая Яковлевича Данилевского «Россия и Европа». Данилевский четко сформулировал, что романо-германская, то есть западная и православно-славянская, то есть русская - это разные цивилизации, или, как он выражался, культурно-исторические типы. Согласно мысли Данилевского, культурно-исторические типы не могут заимствовать основы жизнеустроения, основы собственного бытия друг у друга. Поэтому мы можем заимствовать на Западе, условно говоря, только технологии, но не можем заимствовать формы жизнеустройства. Если мы начинаем копировать западные формы государственного и общественного уклада, происходит кризис, который в конце концов может привести к потрясению всех основ бытия русской цивилизации, к национальной катастрофе. Это мы знаем из истории.
Собственно идеология конкурса уже заложена в самом его названии. Организаторы конкурса констатируют, что между Русской цивилизацией и Западом лежит мировоззренческая пропасть. И предлагают ученым и публицистам поразмышлять в чем причины этой пропасти, преодолима ли пропасть, что нас ждет, если мы попытаемся ее преодолеть, начать строить мосты над пропастью.
Сегодня, к сожалению, политическая элита России в значительной степени прозападно ориентирована. Основой политики власть предержащих является «вхождение в мировую цивилизацию», под которой подразумевается, конечно же, западноевропейская цивилизация. Мы хотели бы заставить наших политиков задуматься над последствиями этого политического курса, который вновь может привести России к серьезным социальным потрясениям, а то и к национальной катастрофе, как это случилось сто лет назад.
Организаторы конкурса хотят инициировать обсуждение этой проблемы представителями национальной интеллектуальной элиты, чтобы увидеть опасности, которые нас подстерегают на пути сближения Русской цивилизации с Западом.
- Но сегодня активизировались контакты с Западом не только на государственном уровне, но и на церковном. В последнее время, как мы видим, идет активный православно-католический диалог…
- Действительно, некоторая часть и церковной элиты следует в русле этой либеральной концепции вхождения России в западную цивилизацию, в связи с чем активизировались православно-католические контакты, так называемый православно-католический диалог. Если еще совсем недавно Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен (Извеков) любил повторять, что с католиками вместе можно только «чайку попить», то сегодня нередко мы слышим другие речи, что догматические расхождения, которые существуют между Православием и католичеством, преодолимы в «диалоге любви», что общие нравственные принципы - неприятие содомии, рукоположения женщин и пр., - являются достаточной основой чуть ли не для сближения католичества и Православия. И не только слышим. Представители и Русской, и других Православных Церквей активно участвуют в православно-католических диалогах, вовсе не для того, чтобы свидетельствовать о Православии, а для поиска какого-то вероучительного компромисса.
Это тревожит многих представителей православной общественности – священнослужителей и мирян. В связи с этим, кстати, Фонд Марка Эфесского при активной информационной поддержке «Русской народной линии» провел две конференции на базе Санкт-Петербургского Государственного Университета. 4 февраля 2010 года прошла конференция «Русская цивилизация и Ватикан: неизбежен ли конфликт?» . А совсем недавно, 28 октября, прошла конференция «Православно-католический диалог после Ясеноваца» . Собственно, по итогам этих конференций и была сформулирована идея конкурса, условия которого опубликованы на «Русской народной линии».
- В сообщении об условиях конкурса говорится, что Экспертный Совет не вступает в переписку с авторами по объяснению мотивов отказа в допуске к участию в конкурсе. Читатели интересуются: что делать, если они не согласны с оценкой Экспертного Совета, предусмотрен ли механизм опротестования решения Совета?
- Организатором конкурса является Фонд Марка Эфесского, и, соответственно, организаторы формулируют условия его проведения. Для подведения итогов сформирован авторитетный Экспертный Совет, который возглавляет один их самых известных современных писателей, сопредседатель Союза писателей России Владимир Николаевич Крупин. В состав совета входят авторитетные ученые - историки, философы, филологи, которые и будут подводить итоги. Собственно, их научный и нравственный авторитет и является залогом объективности подведения итогов конкурса. Оргкомитет конкурса будет ориентироваться, конечно же, на мнение представителей Экспертного Совета, а не на самооценку тех или иных авторов, которые будут считать себя незаслуженно обойденными. Если же кто-то сомневается в объективности Экспертного Совета, то у него есть возможность не принимать участи в конкурсе.
- Когда завершится конкурс и как будут подведены его итоги?
- Мы специально решили не растягивать время подачи работ и планируем завершить прием конкурсных сочинений 1 февраля 2011 года в день памяти святителя Марка Эфесского, и, кстати, в день интронизации Святейшего Патриарха Кирилла.
Мы рассчитываем на участие в конкурсе тех ученых, у кого уже готовы какие-то наброски их трудов, которые, что называется, «в теме». Мы не предлагаем поддержать какую-то исследовательскую программу. Мы предлагаем присылать на конкурс труды людям, которые уже давно работают над проблемами, нас интересующими. Важно отметить, что оргкомитет не будет принимать для участия в конкурсе работы, уже опубликованные. Мы принимаем только эксклюзивные тексты, поскольку предполагаем издать по итогам конкурса сборник трудов. Но авторам не возбраняется, разумеется, использовать идеи, опубликованные ранее.
Итоги конкурса оргкомитет предполагает провести через месяц, ориентировочно на Масляной седмице в канун Великого поста, то есть в первых числах марта. Точное время, место и форма подведения итогов конкурса будут опубликованы на «Русского народной линии».
- Особенность конкурса в том, что он предполагает не только моральное поощрение, но и денежную премию…
- Действительно, Фонд хотел бы поддержать ученых – наших единомышленников. Ведь русским православным ученым и публицистам трудно получить грант для поддержки своих исследований. Темы, над которыми они работают, не интересуют западные фонды, которые чаще всего и выделяют гранты, но выделяют на исследования ровно противоположной идеологической ориентации. Поэтому мы рассчитываем на интерес прежде всего русских православных философов, публицистов, историков, хотя участие в конкурсе может принять любой человек, который сможет прислать интересную и качественную работу, выполненную не русском языке и соответствующее заявленной тематике.
Условия конкурса опубликованы. Если у кого-то возникнут дополнительные вопросы, мы готовы ответить на них на форуме под настоящей статьей.