Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Русская цивилизация и Запад: преодолима ли мировоззренческая пропасть?

Русская народная линия

Русская цивилизация и Запад - конкурс / 11.11.2010


Условия проведения конкурса историософских и политологических сочинений …

В 2009 году между Российской Федерацией и центром католического мира государством Ватикан были установлены дипломатические отношения. На фоне активизировавшегося в последние годы православно-католического диалога между Православными Церквами и Римо-Католической церковью этот факт вызвал обеспокоенность православной общественности не только в России, но и в других странах православной традиции.

В связи с тенденциями государственного и церковного сближения с Ватиканом Фонд единства православных народов имени святителя Марка Эфесского (в дальнейшем Фонд свт. Марка Эфесского) при информационной поддержке информационно-аналитической службы «Русская народная линия» инициировал исследовательские проекты по изучению влияния этого фактора на внутреннюю и международную политику.

В рамках этих исследований в 2010 г. на базе Санкт-Петербургского Государственного Университета Фондом были организованы международные историко-богословские конференции «Русская цивилизация и Ватикан: неизбежен ли конфликт?» (4 февраля) и «Православно-католический диалог после Ясеноваца» (28 октября).

По результатам этих конференций Фонд свт. Марка Эфесского решил объявить конкурс историософских и политологических работ на тему «Русская цивилизация и Запад: преодолима ли мировоззренческая пропасть?»

К участию в конкурсе допускаются российские и зарубежные авторы. Представляемые на соискание труды должны быть написаны на русском языке. Объем 1-2 авторских листа, или 40-80 тысяч знаков, или 10-24 страниц текста, набранного на персональном компьютере в любом текстовом редакторе, и напечатанного шрифтом 12-го кегля с одинарным интервалом.

Прием работ на конкурс заканчивается 1 февраля 2011 года, в день памяти свт. Марка Эфесского.

Для подведения итогов конкурса создается Экспертный Совет, в состав которого дали согласие войти известные русские ученые и писатели.

Состав Экспертного Совета:

Председатель: Крупин Владимир Николаевич, сопредседатель Союза писателей России;

Члены Экспертного совета: Вассоевич Андрей Леонидович, доктор философских наук, кандидат исторических наук, руководитель Санкт-Петербургского информационно-аналитического центра РИСИ, преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, профессор Санкт-Петербургского государственного университета; Воропаев Владимир Алексеевич, доктор филологических наук, профессор Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова, председатель Гоголевской комиссии Научного совета РАН «История мировой культуры»; Гриняев Сергей Николаевич, доктор технических наук, независимый эксперт по информационной безопасности; Казин Александр Леонидович, доктор философских наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения; Расторгуев Валерий Николаевич, доктор философских наук, профессор Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова и Государственной академии славянской культуры, академик РАЕН и Всемирной экологической академии; Светозарский Алексей Константинович, кандидат богословия, профессор, заведующий кафедрой церковной истории Московской духовной академии; Семенов Валентин Евгеньевич, доктор психологических наук, профессор, директор НИИ Комплексных социальных исследований Санкт-Петербургского государственного университета; Швечиков Алексей Николаевич, доктор философских наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна, директор Межвузовского центра по религиоведению.

Ответственный секретарь Экспертного совета:

Степанов Анатолий Дмитриевич, историк, главный редактор Информационно-аналитической службы «Русская народная линия».

Экспертный Совет определит лучшие сочинения, которые будут награждены дипломами и денежными премиями: диплом 1-й степени и денежная премия в 300 тысяч рублей, диплом 2-й степени и денежная премия в 200 тысяч рублей, диплом 3-й степени и денежная премия в 100 тысяч рублей.

Кроме того, десять работ будут отмечены специальными дипломами и поощрительными премиями по 20 тысяч рублей.

Работы - победители конкурса - будут опубликованы на сайте ИАС «Русская народная линия» (www.ruskline.ru) и изданы отдельным сборником.

К участию в конкурсе допускаются коллективные труды. В случае премирования коллектив авторов самостоятельно распределяет полученное вознаграждение.

Экспертный совет не вступает в переписку с авторами по объяснению мотивов отказа в допуске к участию в конкурсе.

Итоги конкурса и вручение премий будут подведены через месяц после завершения приема работ на конкурс. О дате, времени и месте подведения итогов конкурса будет объявлено дополнительно.

Сочинения следует направлять по электронной почте на адрес РНЛ info@ruskline.ru с уведомлением о получении и с пометкой «На конкурс», с приложением анкетных данных и фотографии автора (авторов), а также контактного телефона для связи. Одновременно необходимо отправить текст по почте на адрес: 192241, Санкт-Петербург, а/я 55.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 20

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

20. Дмитрий : Русская цивилизация и Запад: преодолима ли мировоззренческая пропасть?
2011-01-03 в 19:57

Сколько бы мы не пытались закопать эту пропасть с нашей стороны, они там, с той стороны, ее постоянно расширяют. Так было, так есть, и в обозримом будущем, боюсь, ничего не изменится.
Они нас не очень любят, и лично я отвечаю им взаимностью))
Сколько бы мы тут у себя универсиад, чемпионатов и олимпиад для них не устраивали, мы для них так и останемся варварами.
19. Арбузов Вятский : Арбузов Вятский
2010-12-27 в 00:28

Народ - успокойтесь - ПРЕОДОЛИМА эта пропасть! Медленно, но верно она заваливается трупами тех, кто решился её преодолеть. Судя по останкам - самоубийцы в основном российского происхождения.
Да мы их всех шапками закидаем! :)
АВ
18. вопрошающий : А художественно на эту тему можно выразиться!?
2010-12-17 в 19:15

"Если вы сумеете облечь эту свою мысль в форму философского, историософского трактата, то мы допустим Вас для участия в конкурсе". Вопрос, а можно ли облечь свою мысль, скажем, в виде художественного рассказа?, будет ли он допущен до участия в конкурсе - всё-таки председатель жюри - писатель.
17. Андрей Охоцимский : о преодолении пропастей
2010-12-17 в 09:19

Формулировка темы оставляет желать лучшего и должна вызывать возражения у представителей всех направлений мысли.
Попробую это доказать.
Представителей западнического направления явно просят не беспокоится так как они как раз считают, что мировоззренческой пропасти между Россией и Западом нет. На этом базируется вся их логика – на превалировании общечеловеческих факторов и ценностей. Кроме того, несколько шокирует, что Западу неявно отказано в звании «цивилизации», которое оставлено только за Россией. В сознании сразу возникает образ высокоразвитой Российской цивилизации противостоящей нецивилизованному ворогу угрожающе нависающему с Западного направления.
Славянофилы-почвенники законно спросят, а зачем эту пропасть преодолевать? У них все держится как раз на мысли, что различия России и Запада глубоки и что это хорошо. Так как мы лучше, эти различия надо всячески оберегать, а не героически преодолевать.
Образ преодолеваемой пропасти вызывает также чисто лингвистические возражения. В русском языке «пропасть» - это место где пропадают, гиблое место. Преодолевать ее желания не возникает – можно пропасть. Наиболее подходящее прилагательное к пропасти – «непреодолимая». Трудно представить себе убедительные попытки преодолеть физическую пропасть – на ум приходит только известный образ компьютерных игр, в которых нарисованный персонаж оступившись или недопрыгнув, проваливается в небытие исчерпав предоставленное ему количество виртуальных жизней. Таким образом, сама формулировка названия содержит подсказку – надо посокрушаться, что пропасть глубока и что преодолеть ее вряд ли получится, даже если какой-то сорвиголова попытается.
Другая загадка - что вообще может подразумеваться под преодолением мировоззренческих различий, если преодолеть их все-таки прикажут. Что русские начнут мыслить как западные люди? Или что западные люди начнут мыслить как русские? Как еще можно преодолеть мировоззренческие различия? Здравый смысл подсказывает, что можно просто жить в мире не пытаясь преодолеть различия – но тут явно не это имеется в виду. Каждый год миллионы туристов едут как в западном так и восточном направлении явно интересуясь именно культурными различиями. К чему было бы ехать в Голландию или в Таиланд, если там то же, что в Торжке? Господь наш Создатель знал что делал, когда остановил на корню вавилонско-глобалистский строительный проект, направлявший взоры некогда единого древнего человечества в недозволенную высь.
Менее хлесткая, но более адекватная формулировка могла бы быть: «Осмысление культурных и мировоззренческих различий между российской и западной цивилизациями». Звучит однако как-то скучно – как будто что-то давно известное. Так может и не стоит – опять о том же самом?
16. александр приб : Германороссы
2010-12-12 в 14:26

О термине «Германороссы»


Нашумевшая книга Тило Сарацина "Германия самоликвидируется" (Deutschland schafft sich ab), вышедшая недавно в Германии и тут же ставшая бетселлром, привлекла внимание наших земляков не только тем, что в ней автором совершенно верно поставлен вопрос об опасности для нашего государства засилья иммигрантов из мусульманских стран, представляющих прямую угрозу коренному населению страны и в целом суверенитету германского государства, но и введением в оборот нового термина для обозначения диаспоры российских немцев, возвратившейся в лоно Отечества. Этот термин – «Германороссы». Термин получен в результате слияния двух слов, обозначющих приадлежность определенных сообществ к немецкому и русскому этносам – «Германцы» и «Россы». На мой взгляд это понятие как никакое другое объясняет глубинную метафизическую сущность нашего народа и нам стоит принять его как основной в нашем обиходе.
Согласимся, что неуклюжий и неудобный в употребление термин «Российские немцы» определяет лишь наше прежнее место проживания в географическом пространстве и не более того, термин же «Германороссы» несет в себе колоссальную смысловую нагрузку, и как никакой другой точно объясняет нашу ментальность как духовно-нравственное содержание и образ мышления наших соплеменников.
Можем ли мы не согласиться с тем, что в нашем случае речь идет о реальном феномене истории, о том, что наш германский менталитет, с которым наши предки в основной своей массе 250 лет назад обосновались в России и попали под детерминирующее влияние русского языка и русской культуры?
Нет, не можем!
При наслоение и смешение двух менталитетов - немецкого и русского - не могло не произойти обусловленного формирования в колонистской среде совершенно новой ментальности, которая стала основой для формирования неизвестного прежде ни России, ни Германии коллективного характера. И, если учесть, что из Германии в Россию ехали самые предприимчивые, самые смелые, самые уверенные в себе люди, то и система социокультурных и этнокультурных ценностей германского происхождения у них была очень высока. Этот показатель был в их жизни в новых условиях доминантным, то есть, они не позволяли себе в измененных обстоятельствах приобретать из окружающей их среды качества низшего порядка. Но в тоже время их менталитет был открыт для обогащения лучшими качествами народа, среди которого они стали жить и трудиться.
С этого времени мысли, побуждения, чувства немецких колонистов корректировались согласно окружающей их цивилизационной специфики и национальной ментальности, выраженных национальным характером русских людей. Таким образом создавалась особая конфигурация, в которой формировался новый характер – характер германоросса – носителя двух культур, более того, носителя лучших качеств обоих народов, Иначе, традиционное германское сознание, то есть система мировоззрения, основанная на этнической базе, в процессе интеграции в новую среду впитывало и включало в себя приоритетные, наилучшие качества, присущие русскому народу.
Усвоение немецкими колонистами новых образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний и навыков позволяли им более успешно функционировать в незнакомых условиях. В их среде быстрыми темпами происходила социализация - становление совершенно новой неизвестной на европейском континенте прежде личности. В нашем случае, случае взаимодействия с совершенно новой для колонистов средой обитания, происходило формирование новой, элитного плана личности и улучшенного во всех отношениях менталитета данной этнической группы.
Как результат, качественно новая ментальность стала для нашей диаспоры основополагающей характеристикой. Немецкие колонисты России, имея в потенциале традиционное германское этнического сознание, при этом особым образом приобрели удивительные лучшие свойства и характеристики славянского этноса. Наш уникальный опыт борьбы за жизнь в самых экстремальных условиях выражается в особенном поведении, определяющем совершенно новую этническую картину мира. Главным же содержанием нашего менталитета, с которым мы возвратились на Родину предков, были и остаются - глубоко осознанная религиозность; священное отношение к труду, особенно на земле, как к делу богугодному; прочные семейные узы; высочайшая любовь «к отеческим гробам» и к Родине, как высшему воплощению человеческой мечты о счастье; коллектевизм; целомудрие; любовь к ближнему; умение сопереживать и соучаствовать; негативное отношение к неуемному меркантилизму, гедонизму и расточительству.
Отсюда риторический вопрос: являемся ли мы – Германороссы - благом для Германии? Или мусульмане ей краше?
Подумайте хорошо над этим, господа немецкие политики и чиновники!

Александр Приб
15. Нелли : А нравственность то деградирует...
2010-12-02 в 12:31

Католическая церковь много чего натворила,но и у Православной не всё так гладко.Нельзя забывать,что все мировые религии скопированы с иудаизма,то есть иудаизм-родоначальник всех религий.Нельзя забывать и то,что на протяжении веков русские правители копируя Запад,копируют его бездумно,без направленности на особенности характера русской души,что само по себе показывает Россию не с лучшей стороны.И после распада СССР началась повальная "американизация",причём с растратой русских ценностей,например семьи.Всё это привело к деградации нравственности.Причём в самой Америке такого не наблюдается.Нетрудно заметить,что творится сейчас в России и куда она катится.
14. missioner : Как и с кем сближаться
2010-11-25 в 13:27

Может быть я невнимательно прочитала статью, или что-то недопоняла.
Сближаться с католиками и протестантами, однозначно, надо. Как ни верти, они - наши братья во Христе. Вопрос - как сближатья. Не нужно сразу же менять свое, родное, на чужеродное. Тем более, что как и всякий православный христианин, я убеждена, что Православие - истина.
Но и у братьев католиков и у братьев протестантов можно кое-чему поучиться. У католиков - их многовековой борьбе с секуляризацией общества, с отходом людей от христианских ценностей, от апостольской Церкви. Католицизм за Западе - единственный остаток настоящего христианства, настоящей апостольской Церкви. Пусть "засохший", но остаток. Другого там просто нет. Они, на самом деле, много крови пролили защищая христианство, воюя с сатанинскими ересями средних и новых веков. Да и сейчас они, пожалуй единственные на Западе, кто стоит стеной против абортов, гомосексуализма, клонирования и эвтаназии. У них богатый опыт борьбы, есть чему поучиться.
У протестантов нужно учиться их молодому и горячему стремлению проповедывать Христа. Пусть они длают это навязчиво, пусть они что-то недопонимают в богословии. Но мы - и того хуже. Давно утратили традиции миссионерства даже в своей стране, не говоря уже о проповеди другим, нехристианским, народам.
Помните, Господь сказал в Евангелии: "Кто не против вас - тот за вас"? Значит, они и мы, в сегодняшней ситуации, когда на носу новый мировой порядок и антихрист - союзники. Надо, безусловно, надо искать пути сближения, помогать друг другу в благих начинаниях. При этом, не надо "задрав штаны" бежать за Западом вообще, как за образцом для подражания. И, естественно, наша позиция всегда и во всем: "ПРАВОСЛАВИЕ - или смерть"! :))
13. Дмитрий : предложение темы
2010-11-23 в 23:33

Здоровья всем!
С удовольствием почитал бы материалы на тему: зачем нужно преодолевать эту пропасть. Столько говорят о духовном и религиозном сближении, но никто и не пытался объяснить зачем оно нам нужно.
То культурно-политическое сближение, что происходит сейчас - катастрофа для всего славянского мира. Любое сближение с "цивилизованным" европейским обществом, заканчивается полным уничтожением народности, а не редко и самих представителей народа. Вспомнить колонизацию и миссионерство.
12. Писарь : Ответ на вопрос в свете "сближения" с Ватиканом.
2010-11-12 в 21:09

"Русская Цивилизация и Запад-преодолима-ли мировоззренческая пропасть?".

Что такое Цивилизация?
Цивилизация-процесс развития общества,полагающий какую-либо цель процесса развития.
Где слияние сферы духовной и сферы материальной, определяют образ жизни общества,объединяющий и цель и средства.

Что такое Русская Цивилизация.
Православная Вера суть образ мысли.
Церковнославянский Язык суть образ действия.
Из образ мысли и образ действия проистекает образ жизни.
Где все устремлено Богу-и цели и средства.
Русская Цивилизация суть цивилизация "не от мiра сего",потому непонимаема,непринимаема и гонима.
Так было,так есть и так будет.
Пока мы будем идти за Христом,нас будут гнать.
Кто?
Тот, кто этим занят не одно столетие.
Запад.

Западное христианство, пропитано духом иудаизма.
Духом,крайне христианству враждебным.
И с ним,не "договориться".
Вернее можно договориться,на условиях "полной и безоговорочной капитуляции",фактически-"самоуничтожения".

Однако, мы сейчас не в том положении,чтобы позволить себе роскошь, открытого противостояния.
Сомнут.

Значит надо пытаться преодолеть пропасть?
Два вопроса,на которые необходимо прежде дать ответы.
И ответы верные.
Ошибиться нельзя.

С кем?
Пропасть с кем,с кем конкретно?

А главное,зачем?
Начнем со второго.

Казалось-бы ответ очевиден-ради самосохранения.
Очевиден,не значит верен.

Правильный ответ один.
Ради Бога.
Никогда не следует забывать о роли Православия в христианстве.
Роли удерживающего.
Мера ответственности(за судьбу всего христианста) просто невообразимая.

Отсюда следует и ответ на первый вопрос.
С кем?
И этот ответ очевиден,вести переговоры необходимо с католиками,но не с "католицизмом",вести переговоры необходимо с протестантами,но не "протестантизмом".

Есть ли тому преценденты в истории Русской Православной Церкви?
Есть.
В свое время Православная Церковь вела переговоры со "старокатоликами".
Но никогда-с "католицизмом".
А Ватикан-это "католицизм".
11. Владимир Куковенко : Ландшафт лучше не менять...
2010-11-12 в 19:23

Мне, вообще, не понятна формулировка темы. Она заранее предусматривает некую взаимную враждебность и подозрительность. Зачем менять веками отработанную редигиозную доктрину и богословские тонкости? Зачем их сближать друг с другом? Они уникальны сами по себе, и искусственный симбиоз только исказит их. Не нужно и лишнее протипоставление их и нагнетание взаимной отчужденности. Следовало бы обсуждать воздействие православных и католитеских Церквей на формирование нравственности, понятий о справедливости, формирование мировоззренческих принципов.
Поэтому я за то, чтобы сохранить уникальный исторический лпндшафт. Пропасть не засыпать,бульдозеры убрать, но внимательно следить за тем, как меняется нравственность на том берегу.И учится на ошибках соседа.
10. lucia : сомневающийся
2010-11-12 в 16:12

Ваши- не наши.Историю изучайте. При Софье готовились те же реформы. только без шума и драки.
9. Old crow : 6. А.Степанову
2010-11-12 в 14:45

..жид национальной катастрофы
------------------
Ну прямо по Фрейду, елки-палки...
8. сомневающийся : Re: Русская цивилизация и Запад: преодолима ли мировоззренческая пропасть?
2010-11-12 в 14:31

Так вот и хочется понять, о чем именно говорят всевозможные проповедники. Что такое уникальное свое нам надо беречь, а что не надо, что следует перенимать, а что не следует.
Пока что подавл.большинство критики сводится к перефразировке нескольких положений:
- у нас великая страна
- у нас великая культура
- запад коварен, подл и хитер
- запад уже тыщу лет нас разваливает
- восток вообще а-та-та.

В значительной степени наши достижения и прогресс связаны с делом Петра. Отрицать это невозможно, и тем не менее его же патриарх обвиняет в продаже рус.цивилизации. Где логика?

Тойнби и пр. - это хорошо. Да только я об ином хотел сказать.

p.s.метрами пользуюсь. Странный вопрос какой-то.
7. Анатолий Степанов : 1. Дмитрий В.Ч. :
2010-11-12 в 12:36

Если Вы, Дмитрий, сумеете облечь эту свою мысль в форму философского, историософского трактата, то мы допустим Вас для участия в конкурсе.
6. Анатолий Степанов : 3. сомневающийся
2010-11-12 в 12:34

Дорогой сомневающийся, не надо оглуплять идею. Если же Вы искренне недоумеваете и у вас какой-то серьезный пробел в образовании, почитайте для начала основоположника цивилизационного подхода Н.Я.Данилевского или А.Тойнби, чтобы понять, что заимствовать можно технологии, но не прнципы жизнеустроения. Как только мы задрав штыны бежим в Европу, жид национальной катастрофы, наподобие 1917 года. Надо уже извлекать уроки из истории.
5. Артур : 3. сомневающийся :
2010-11-12 в 11:55

А Вы что предпочитаете: метры или ярды?
4. Assadin : Действительно, а оно нам надо?
2010-11-12 в 11:22

На мой взгляд, русское общество (при всех его нестроениях и неустройствах) гораздо здоровее западного. И пока Запад не познает свою болезнь, не покается и не обратится к спасению, разговаривать нам с ними не о чём.
Первым признаком осознания своей болезни Западом будет самороспуск Католической церкви.
3. сомневающийся : Re: Русская цивилизация и Запад: преодолима ли мировоззренческая пропасть?
2010-11-12 в 02:30

Возвращаемся к аршинам вместо метров, к счетам вместо пк, к ладьям вместо танкеров и железному занавесу вместо шенгена? Или все-таки учимся перенимать не все подряд и заодно контролировать самих себя, дабы не терять разум при виде красивого товара или красивой (но пустой по сути) идеи?

Недавно патриарх уже обвинил Петра 1 в продаже наших цивилизационных ценностей. Кто следующий? Тот, кто пригласил итальянцев строить Кремль? Кто привез к нам первый глобус? Кто пришел с христианскими идеями?
2. Илена : Re: Русская цивилизация и Запад: преодолима ли мировоззренческая пропасть?
2010-11-12 в 02:01

А что мы потеряли в этой пропасти? Шенгенскую визу? Права педерастов? Зачем нам ее вообще-то преодолевать? Может быть, напротив - так расширить и углубить эту пропасть, чтобы оттуда к нам ничего не переползало?
1. Дмитрий В.Ч. : Re: Русская цивилизация и Запад: преодолима ли мировоззренческая пропасть?
2010-11-11 в 19:21

Мировоззренческая пропасть, несомненно, преодолима: посредством размывания русской цивилизационной идентичности, что уже довольно эффективно и делается. Вот только зачем нам это надо?

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме