Вчера, 2 ноября, в Санкт-Петербурге в Святодуховском центре Александро-Невской лавры состоялся памятный вечер, посвященный 15 летней годовщине со дня кончины приснопоминаемого митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева), сообщает наш корреспондент. Мероприятие было организовано совместными усилиями православных общественных организаций северной столицы. Среди них - Собор православной интеллигенции, Деловое сообщество «ДелоРус» и информационно-аналитическая служба «Русская народная линия». В памятном вечере приняли участие священнослужители и миряне Русской Православной Церкви, для которых дорого имя митрополита Иоанна. Участие в вечере приняли не только верующие из Санкт-Петербурга и области, но и духовные чада владыки из Самары, Уфимской епархии и других регионов России. Вел вечер главный редактор РНЛ Анатолий Степанов.
Перед началом памятного вечера иереем Алексием Морозом была отслужена краткая лития на могиле митрополита Иоанна на Никольском кладбище. Вечер начался демонстрацией отрывков из фильма Людмилы Никитиной «Родник», который повествует о приснопоминаемом владыке. Затем своими воспоминаниями о митрополите Иоанне поделились его сотрудники и духовные чада.
Первым выступил келейник владыки, его духовное чадо наместник Зеленецкого монастыря игумен Пахомий (Трегулов). По его словам, митрополит Иоанн думал о главном - о сердцах и душах людей. Отец Пахомий отметил, что считает владыку своим учителем. На духовное становление митрополита Иоанна огромное влияние оказал его учитель владыка Мануил (Лемешевский), которому в двадцатые годы удалось добиться возвращения Русской Православной Церкви 89 петербургских храмов из 115, находящихся в то время в руках раскольников. Подвиг митрополита Мануила через много лет повторил его ученик владыка Иоанн, который привел петербуржцев в лоно Церкви. Возвращение Ленинграду его исторического названия - Санкт-Петербург - это заслуга митрополита Иоанна, считает отец Пахомий. «Сердце переполнено чувствами. Мы не потеряли архиерея, мы его приобрели. Мы увидели, что такое подвиг в современном мире, который сейчас называется компьютерным. Владыка предупреждал, что самое главное - это сердце человека, которое переполняется любовью Божией», - рассказал отец Пахомий.
Своими воспоминаниями поделилась духовное чадо митрополита Иоанна настоятельница Богородице-Табынского женского монастыря на Святых Ключах Уфимской епархии игумения Иоанна (Смолкина). Монастырь находится на месте явления иконы Табынской Божией Матери. Эта икона, отметила матушка, непосредственно связана с митрополитом Мануилом и митрополитом Иоанном. Она напомнила, что владыка Иоанн (Снычев) в своей книге «Митрополит Мануил (Лемешевский)» подробно рассказал, как владыка добивался прославления иконы Табынской Божией Матери. Митрополит Мануил чтил этот образ и хотел, чтобы был создан акафист иконе, но никто не мог его составить. Тогда митрополит Иоанн, в то время иеромонах, помолившись, сел за составление акафиста иконе Табынской Божией Матери. Вскоре он составил акафист, который понравился митрополиту Мануилу.
Матушка Иоанна рассказала, что впервые увидела митрополита Иоанна в храме, когда ей было 11-12 лет и сразу же прониклась к нему сердцем. Все последующие годы матушка тянулась к владыке за утешением, помощью, но не имела личного общения. С тех пор ей стали снится сны, в которых появлялся митрополит Иоанн. В одном из ее снов ей приснился владыка, который умывался в речке, она же держала полотенце. Этот сон оказался пророческим. Когда митрополит Иоанн скончался, игумения Иоанна (Смолкина) направилась в его резиденцию на Крестовском острове с просьбой передать ей один из предметов владыки на память. Ей подарили любимое полотенце митрополита. Во снах, по словам матушки, началось ее заочное знакомство с владыкой. Позже она с ним познакомилась лично и духовно окормлялась у него на протяжении 15 лет.
Затем выступил ближайший сподвижник владыки Николай Симаков, который был ответственным секретарем «Санкт-Петербургских епархиальных ведомостей» с 1990 по 1995 год. Он рассказал о том, как митрополит Иоанн возродил «Санкт-Петербургские епархиальные ведомости». По его словам, владыка радел о просвещении народа, для чего прикладывал немало усилий. Митрополита Иоанна, считает Н.Симаков, отличали прозорливость, целомудренность, скромность, смирение и даже застенчивость. «Владыка был именно таким человеком. Но вместе с тем, когда дело касалось веры, судьбы русского народа, России, владыка был очень тверд, что даже становилось страшно», - вспоминает Николай Симаков. Митрополит благословлял создание православных братств и православных обществ с целью просвещения русского народа. Владыка отличался бесстрашием, он боролся с сектами, благословлял пикеты, направленные на борьбу с безнравственностью. В условиях криминальной революции и второй смуты, вспоминает Николай Симаков, которые имели место в начале 90-х годов, бесстрашные выступления владыки, который не имел личной охраны, пугали его окружение. Митрополит Иоанн, по словам Н.Симакова, был защитником русского народа, духовным лидером России, созидателем соборного единства русского народа, которого он вел ко Христу. Владыка стал символом русского православного возрождения. «Я к нему прибегал в растрепанных чувствах, а всегда уходил после беседы с ним успокоенным и умиротворенным. Он был действительно народный архипастырь. Архиерей и вместе с тем старец, духовный наставник, отец. Это, несомненно, был великий дар русскому народу», - подчеркнул Николай Симаков.
Своими воспоминаниями поделилась многолетний секретарь митрополита Иоанна Анна Иванова. По ее словам, владыка заботился о книгоиздании с целью просвещения русского народа. Много усилий он приложил для издания трудов святых отцов. Владыка все делал для того, чтобы книги были доступны по цене простым верующим людям. Верующему народу памятны ежемесячные выступления митрополита Иоанна в концертном зале у Финляндского вокзала. Анна Иванова вспоминает, что нередко владыка приезжал на эти встречи в болезненном состоянии, ослабленным, но общение с русским народом придавало ему силы и бодрость, и после встречи он всегда уезжал ободренным. Митрополита Иоанна, по ее словам, отличала нестяжательность, скромность, смирение. Она призналась, что чем дальше уходит время со дня блаженной кончины владыки, тем больше его ценишь.
Со своей стороны, клирик храма Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище протоиерей Андрей Алексеев, часто сослуживший с владыкой, вспомнил, что митрополит Иоанн был прост в общении. Находясь рядом с владыкой, признается священник, не ощущался страх и другие переживания, которые обычно испытывает человек, стоя перед начальником. Митрополит Иоанн ценил каждого человека, к нему на прием приходило много людей, он уделял внимание всем, даже простым людям. Отец Андрей выразил уверенность, что владыка Иоанн незримо присутствует на этом памятном вечере и молится за русский народ. Батюшка рассказал, как в 1994 году он сопровождал владыку в поездке в Иерусалим. Отец Андрей вспомнил, как во время Литургии у Гроба Господня он услышал слова молитвы, произносимые митрополитом Иоанном: «Господи, не оставь русский народ».
Член правления Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России, духовник Собора православной интеллигенции, член совета Общества православных психологов иерей Алексий Мороз отметил, что владыка Иоанн был первым архиереем, который не боялся обличать сильных мира сего, секты, масонов. Митрополит Иоанн первым из архипастырей после советского периода заговорил о величии русского народа, он ратовал за возрождение Святой Руси и верил, что Святая Русь возродится. «Почему такое огромное количество народу в зале? - задался вопросом отец Алексий. - Почему непрестанным потоком люди идут к нему на могилу? Недаром вспоминаются слова великого поэта: сюда не зарастет народная тропа. Действительно к могиле митрополита Иоанна никогда не зарастет народная тропа. Когда бы ни пришел на его могилу, там всегда цветы, всегда люди, всегда молитва. Почему люди к нему приходят? Потому что чувствуют помощь, потому что чувствуют любовь, потому что чувствуют, что и на Небесах митрополит молится за нас и за нашу Святую Русь».
По словам известного русского писателя, секретаря правления Союза писателей России и автор книги о владыке Иоанне Николая Коняева, митрополит Иоанн был ученым, мыслителем, писателем и проповедником. Каждое его слово и действие становилось силой. Владыку, по его словам, отличали детская вера и готовность нести бремена русского народа. По мнению Н.Коняева, митрополита Иоанна можно сравнить в этом отношении со святым праведным Иоанном Кронштадтским.
В свою очередь, секретарь «Санкт-Петербургских епархиальных ведомостей» времен митрополита Иоанна Илья Попов заметил, что вся деятельность владыки была направлена на распространение Православной веры в русском народе и укрепление Русской Православной Церкви. Митрополит Иоанн продолжал дело своего духовного отца владыки Мануила, собирал биографические сведения о подвижниках веры и благочестия, составлял каталоги русских архиереев, занимался просветительской деятельностью. Владыка благословил начинание по прославление новомучеников. Именно митрополит Иоанн вывел крестные ходы за пределы церковной ограды. Всем верующим петербуржцам памятны грандиозные крестные ходы по улицам Петербурга в начале 90-х годов. Резиденция митрополита Иоанна на Крестовском острове, вспоминает Илья Попов, напоминала не официальное заведение, а скорее молитвенную общину. Владыку отличало бесстрашие, он много говорил о русском народе. «У него был тихий голос, но его слышала вся Россия», - сказал Илья Попов.
Известный петербургский священник клирик храма св. пророка Илии на Пороховых, настоятель домового храма преп. Серафима Саровского в мужской колонии N 7 протоиерей Игорь Александров признался, что благодаря митрополиту Иоанну у него появилась внутренняя готовность служить в Московском Патриархате. Также под влиянием трудов владыки, признался батюшка, изменилось его отношение к Патриарху Сергию с негативного на позитивное. Со своей стороны, фотограф Санкт-Петербургской епархии Юрий Костыгов считает, что России вымолила и выстрадала митрополита Иоанна. По его словам, владыка пришел в мир, чтобы напомнить русским, что они, прежде всего, русские люди. Ю.Костыгов признался, что когда он фотографировал владыку, то видел перед собой ангела с детской душой.
Доцент Санкт-Петербургского университета, кандидат филологических наук диакон Владимир Василик считает, что во владыке сочеталась голубиная цельность и старческая мудрость. Отец Владимир опроверг досужее мнение о том, что митрополит Иоанн, дескать, был «благостным старцем», не интересовавшимся земными проблемами. Напротив, владыка был в курсе всех дел епархии, он «держал руку на пульсе», подчеркнул отец диакон. Он не мешал добрым делам и препятствовал совершению неугодных дел. «Вокруг владыки жизнь жительствовала», - считает отец Владимир. Митрополит Иоанн, по его словам, был народным владыкой, плотью от плоти народа, костью от кости народа. Его проповедь была не заученной речью, а живой пастырской беседой. По словам отца Владимира, верующий народ, глядя на владыку, понимал, что перед ним святой человек, человек молитвы. Некоторые люди признавались, что видели на лике митрополита отсвет Божественного Света. Владыку отличала старческая и архиерейская прозорливость, умение распутывать сложные жизненные ситуации, одним только пастырским словом выводить беспутных людей на путь праведный. Диакон Владимир Василик вспоминает, что когда несли гроб с телом владыки, то всем казалось, что совершается перенесение мощей, прославление святого человека.
Известный петербургский священник, настоятель Леушинского подворья протоиерей Геннадий Беловолов считает митрополита Иоанна царским архиереем. Батюшка обратил внимание на то, что владыка преставился в день кончины Императора Александра III. А ровно за год до своей кончины, 2 ноября 1994 года, митрополит Иоанн впервые после революции 1917 года отслужил панихиду в Петропавловском соборе у гробницы Императора Александра III. На панихиде поминался Александр III и другие Цари Династии Романовых. По словам отца Геннадия, владыка смотрел на русскую историю пастырским взглядом, писал о русской истории с любовью. Митрополит Иоанн, по мнению священника, обладал исторической прозорливостью, ему удалось открыть душу русской истории. Его взгляды на личность и деяния Государя Иоанна Грозного кардинально изменили представление многих людей о первом Русском Царе.
Директор издательства «Царское дело», которое наиболее полно издавло труды митрополита Иоанна не только на историко-богословские, но и на общественно-политические темы, Сергей Астахов призвал участников памятного вечера не верить клевете, направленной на то, чтобы очернить митрополита Иоанна. В частности, не стоит верить разговорам о том, что некоторые труды, выпущенные издательством под именем владыки, якобы не принадлежат ему, якобы они написаны другими людьми. С.Астахов призвал всячески препятствовать распространению этих домыслов. Он сообщил, что издательство «Царское дело» собирается издать книгу, в которой будут собраны все сведения о чудодейственной, благодатной помощи по молитвам митрополиту Иоанну. Он попросил всех, кому известно что-нибудь о таких чудесах, сообщать об этом издательству.
На памятном вечере выступили поэтессы Татьяна Егорова и Елена Бадьянова, детский хор храма Владимирской иконы Божией Матери под управлением Ирины Болдышевой, семейный квартет Шуляковских и другие исполнители.
Один из организаторов вечера председатель Совета предпринимателей Делового сообщества «ДелоРус», член Правления Александро-Невского Братства Борис Сергуненков, выразив удовлетворение тем, как прошел вечер, поблагодарил всех участников и гостей мероприятия за то, что они пришли на встречу. Другой организатор мероприятия главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Степанов отметил, что организация вечера проходила промыслительно легко. По его мнению, тот факт, что зал, в котором проходил вечер, был полон, свидетельствует о том, что память о митрополите Иоанне жива, и взаимное общение между нами и им продолжается и поныне.
Клирик храма Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище протоиерей Андрей Алексеев выступил с заключительным словом, в котором отметил факт народного почитания митрополита Иоанна (Снычева). Народное почитание, отметил священник, является одним из признаков святости. «Нам есть, над чем задуматься», - заключил батюшка. В завершение вечера отец Андрей прочитал молитву «Достойно есть» и «Вечная память».
Гиперссылки на аудиофайлы выступлений участников памятного вечера 2.11.2010:
- [mp3=/media/audio/2010-11-02/01Tregulov.mp3]игумен Пахомий (Трегулов)[/mp3]
- [mp3=/media/audio/2010-11-02/02Smolkina.mp3]игумения Иоанна (Смолкина)[/mp3]
- [mp3=/media/audio/2010-11-02/03Simakov.mp3]Николай Симаков[/mp3]
- [mp3=/media/audio/2010-11-02/04Ivanova.mp3]Анна Иванова[/mp3]
- [mp3=/media/audio/2010-11-02/05Badyanova.mp3]Елена Бадьянова[/mp3]
- [mp3=/media/audio/2010-11-02/06Alekseev.mp3]протоиерей Андрей Алексеев[/mp3]
- [mp3=/media/audio/2010-11-02/07Moroz.mp3]иерей Алексий Мороз[/mp3]
- [mp3=/media/audio/2010-11-02/08Konyaev.mp3]Николай Коняев[/mp3]
- [mp3=/media/audio/2010-11-02/09Popov.mp3]Илья Попов[/mp3]
- [mp3=/media/audio/2010-11-02/10Aleksandrov.mp3]протоиерей Игорь Александров[/mp3]
- [mp3=/media/audio/2010-11-02/11Kostygov.mp3]Юрий Костыгов[/mp3]
- [mp3=/media/audio/2010-11-02/12Vasilik.mp3]диакон Владимир Василик[/mp3]
- [mp3=/media/audio/2010-11-02/13Belovolov.mp3]протоиерей Геннадий Беловолов[/mp3]
- [mp3=/media/audio/2010-11-02/14Astahov.mp3]Сергей Астахов[/mp3]
- [mp3=/media/audio/2010-11-02/15Sergunenkov.mp3]Борис Сергуненков[/mp3]
- [mp3=/media/audio/2010-11-02/16Zaklyuchenie.mp3]заключительное слово Анатолия Степанова и протоиерея Андрея Алексеева[/mp3]