Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Ведущая роль в патриотическом воспитания должна принадлежать Церкви»

01.10.2010


Протоиерей Александр Шестак о намерении правительства воплотить в жизнь программу «Патриотическое воспитание граждан России» …

«Отрадно, что власть высказывает подобные мысли и намерения. Государство начинает понимать, что без формирования и развития в обществе базовых национальных ценностей страна будет обречена. С другой стороны, мы видим, что патриотическая риторика государственных лиц расходится с тем, что мы видим и слышим на телевизионных экранах и СМИ. Будем надеяться, что после этих решений ситуация будет меняться в лучшую сторону», - сказал в интервью «Русской народной линии» заведующий сектором МВД и учебных заведений Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами, полковник милиции в отставке, кандидат юридических наук протоиерей Александр Шестак, комментируя намерение российского правительства воплотить в жизнь проект программы «Патриотическое воспитание граждан России». 
 
Как сообщает официальный сайт Правительства России, 30 сентября премьер-министр Владимир Путин  провёл заседание Президиума Правительства РФ, на котором, в частности было заявлено о планах реализации проекта программы «Патриотическое воспитание граждан России».  «Считаю, что вопрос очень важный,  - заявил Владимир Путин. - Он связан с нашей национальной памятью, историей страны, которая проходит через каждую российскую семью. Молодое поколение должно быть не только в курсе текущих событий, но хорошо знать о наших традициях, о героических и трагических страницах нашей истории. Нужно поддержать просветительские проекты, исследования в области истории, публикацию архивных документов, работу военно-патриотических и поисковых клубов - те культурные, спортивные, творческие инициативы, которые помогают людям реализовать свои способности и при этом ощутить себя неотъемлемой частью единого народа».
 
Именно такие приоритеты, по словам премьера, заложены в предлагаемую программу. На её реализацию из федерального бюджета будет выделено 600 млн рублей. Ещё порядка 180 млн. планируется привлечь из внебюджетных источников. 

Комментируя слова главы правительства, отец Александр Шестак высказал убеждение, что воспитание граждан в патриотическом духе невозможно без активного участия Русской Православной Церкви. «Если власть не может распространить концепцию патриотического воспитания граждан на СМИ, то возникает вопрос – как именно в существующих условиях мы должны воспитывать молодежь? Во-первых, можно просто выключить телевизор. Но заставить сделать это молодого человека очень трудно. Ограничить человека от вала информации сегодня практически невозможно. Поэтому ведущая роль в патриотическом воспитании должна, безусловно, принадлежать Церкви, задача которой – формирование в обществе нравственных критериев и духовного видения в вопросах гражданственности и патриотизма. У власти и общества должно быть духовное понимание того, что в отрыве от Церкви невозможно полноценно воспитать патриота и гражданина. Государство и Церковь в русской истории и современности неотделимы друг от друга», - констатировал священник. 
 
По его словам, человек не верующий, как правило, не является и патриотом, поскольку смысл его жизни измеряется исключительно в материальных категориях, что несовместимо с истинным патриотизмом.  «Если для большинства людей смысл жизни будет заключаться в обогащении, в карьеризме, потребительстве – то  места патриотизму в обществе не будет. Поэтому все наши действия – священников, работников СМИ, чиновников - должны быть направлены на изменение информационного и нравственного климата в России. Иначе исторического будущего у нашей страны не будет». 
 
Россия
«Патриотическая деятельность государства, как правило, ограничивается локальными, малозначимыми в масштабе страны действиями. Организуются отдельные общественные клубы, публичные акции, чиновники готовые лишь формально отчитываться перед комиссиями, а не показывать результат реальной работы с молодежью и т.д. То есть отсутствует стратегическое видение ситуации и системная деятельность по патриотическому воспитанию, а без этого ситуацию будет не переломить», - сказал отец Александр.
 
Священник также затронул чрезвычайно острую проблему, порожденную отсутствием полноценного патриотического воспитания молодежи: «Ложная самоидентификация личности приводит к серьезным нарушениям в сознании молодых людей. Отсутствие правильного воспитания молодежи в духе патриотизма и гражданственности вкупе со слабостью самого государства приводит к распространению в молодежной среде ультранационалистических настроений. Поэтому начиная со школы мы должны объяснять, что такое быть русским, что такое есть русскость. Молодой человек должен знать, что русский - это, прежде всего, человек верующий, православный, который хорошо учится, хорошо работает, имеет семью, ведет здоровый образ жизни. Формирование правильного облика русского человека и гражданина – ключ к решению множества современных проблем в России».
 
В заключение пастырь отметил, что, несмотря на развращающее действие СМИ и отсутствие полноценного нравственно-патриотического воспитания, наш народ все же пока подспудно хранит в себе исторические традиции и ценности.  «Критические ситуации показывают, то люди еще способны на подвиг и свершения. В 1990-е годы, в разгул порока и бесчестия, мы стали свидетелями подвига Евгения Родионова, подвига  псковских десантников, которые все легли за родную землю, но не отступили. Не нужно преждевременно хоронить русский народ, но при этом надо понимать, что ситуация сильно запущена и вопрос патриотического воспитания наших граждан сегодня стоит остро как никогда», - заключил протоиерей Александр Шестак.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 9

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

9. Сергей Ф Re Александру Изгоеву : Мысль о воцерковлении верная, да признаков ее исполнения как не было, так и нет.
2010-11-19 в 22:04

Вы с правильной стороны на проблему заходите, нет воцерковления-нет и церкви!
Но походите, поездите по нашим приходам, найдите среди них хоть некоторые, в которых настоятели общиной церковной занимаются и хоть какую-то общинную жизнь прихода наладили. При некоторых и очень некоторых монастырях жизнь приходских общин чуть теплится, а в общем и целом о России её нет, даже малых ростков не видно. Так откуда же церковь в ее истинном смысле, а не виде клира отдельно и ЗАхожан отдельно явится???
8. Александр Изгоев : 3. Дмитрий В.Ч.
2010-10-04 в 11:43

"Поаккуратней бы с такими формулами..." -ПРИСОЕДИНЯЮСЬ к Вашим словам!

Довесок:

"...изменение информационного и нравственного климата..." -
В первую очередь - в себе!
А во вторую - "в России".

А вот с этим трудно не согласиться:

"вопрос патриотического воспитания наших граждан сегодня стоит остро как никогда" - Особенно тех граждан, которые руководят остальными гражданами.
Но всё ж лучше, чтоб во главе угла - хотя бы в мыслях - было православное воцерковление русского народа. И главная проблема - с чего начать, что считать главным препятствием. Непреодолимым, по человеческим меркам...
7. Тимофей : Росвоенцентр, энтузиасты и бюрократическая махина
2010-10-03 в 23:57

Ну что ж, дай же Бог. Может и впрямь всё же настаёт время, когда программа с таким названием станет воплощаться на деле (пусть и не без бюрократической профанации). Программа с таким названием уже дважды была и выполнялась. Разработчик её, Росвоенцентр в основном планировал локальные "мероприятия", под которые давались и деньги разным ведомствам. Остальным (т.е. всем)такая программа давала опору легитимности патриотики при ведении практической восп.работы. Сейчас возрастёт опасность, свойственная и сов.периоду: формализм, ходульность, п.ч. начнут выполнять план по патриотизму.
6. Писарь : Дмитрию.
2010-10-01 в 23:11

Ув.Дмитрий.
Почему слово Русский прилагательное?
Потому что к Богу прилагается,чем все русские быстрее об этом вспомнят,тем будет лучше.
Для всех, а не только для русских.
5. Писарь : "Ведущая роль в патриотическом воспитании должна принадлежать Церкви"
2010-10-01 в 23:06

И более никому.
Православный человек всегда патриот,по определению.
В буквальном смысле-хранитель традиций.
Традиций, данных человеку от Бога,но не от человеков.
Построенное на Богоданном- нерушимо.
4. Дмитрий В.Ч. : 1. Дмитрий :
2010-10-01 в 21:42

Уважаемый тезка, для определения части речи этнонима (прилагательное или существительное, или еще что) нужно смотреть семоназвание на языке данного народа, а не на русском.
3. Дмитрий В.Ч. : Re: «Ведущая роль в патриотическом воспитания должна принадлежать Церкви»
2010-10-01 в 21:36

//человек не верующий, как правило, не является и патриотом, поскольку смысл его жизни измеряется исключительно в материальных категориях, что несовместимо с истинным патриотизмом.//
Поаккуратней бы с такими формулами. В Той войне победили русские люди,которые наполовину были неверующими. Мой отец в том числе.
2. Филимонов : Re: «Ведущая роль в патриотическом воспитания должна принадлежать Церкви»
2010-10-01 в 15:51

Не знаю, у меня почему-то есть твердая убежденность, в том, что все, что начинается со слов "намерение российского правительства воплотить в жизнь проект..." - помечено печатью тлена и обречено на забвение. Конечно, было бы чудесно, если бы под словом "патриотизм" у нас понимали то, что закреплено в Основах социальной концепции, а не противоречащие друг другу наборы бессмысленных идей и фраз. Но тут в лучшем случае, можно будет содрать с государства какие-то средства и потратить хоть на что-то полезное - с паршивой овцы хоть шерсти клок... А если чиновники хотят, чтобы сами православные внушали молодежи мысль о том, что, как говорит батюшка, "Государство и Церковь в русской истории и современности неотделимы друг от друга», - тем самым, мне кажется, мы возлагаем на Церковь ответственность за ошибки и преступления государства. Слава Богу, с этим государством мы не едины, и едины быть не можем, доколе оно финансирует из бюджета аборты, терпит педерастическую пропаганду, и т.д., и т.п. Быть патриотом такого государства, по моему убеждению, не стоит, и тем более не стоит брать у него деньги, чтобы такие убеждения распространять.
1. Дмитрий : Re: «Ведущая роль в патриотическом воспитания должна принадлежать Церкви»
2010-10-01 в 15:44

Всё правильно. В развитие темы русскости прошу обратить внимание на тот факт, что слово «русский», этимологически, это ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, в отличие от названий других этносов, которые являются существительными, например: американец, англичанин, француз, китаец и т.д., и обозначает прежде всего КАЧЕСТВО внутреннего мира человека, его принадлежность к Русской цивилизации, а не национальную принадлежность. (В скобках замечу, что такая этимология имеет и исторические корни: русы, объединившие восточнославянские племена, славянами, как доподлинно известно, не были; по мнению ряда ученых-историков, они были древнегерманским племенем, родственным ругам; слово «варяг» же – это не принадлежность к какому-либо этносу, а «профессия». Словом «русские» стали обозначать все объединенные русами этносы, а это не только восточнославянские племена, но и, чуть позже, многие, принявшие православие представители печенегов, половцев, торков и других народов). Так вот, быть русским – это значит, прежде всего, быть православным (т.к. русские ни минуты за свою тысячелетнюю историю неправославными не были), а также знать русский язык (т.к., чтобы понять всю суть Русской цивилизации, язык знать нужно) и, конечно же, быть патриотом своего Отечества (истинно русский человек никогда по экономическим соображениям не уедет жить за границу, как бы плохо на Родине ни было). Русские – это «надэтнос» или, в латинской терминологии, «суперэтнос», т.е. любой православный, говорящий по-русски и живущий категориями Русского мира якут, коми, чуваш и т.д. (о белорусах и малороссах даже не говорю) может сказать: «Этнически я якут (коми, чуваш и т.д. и т.д.), но я русский». И никакого противоречия здесь не будет, т.к., будучи якутом (коми, чувашом и т.д.), он вместе с тем является русским, т.е. соотносит себя с Русской цивилизацией. Лингвистически вся проблема в том, что значение ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО «русский» с течением времени (на протяжении веков, но особенно в XX веке) «замылилось» в нашем сознании. Я бы, например, всеми нами уважаемого стопроцентного американца Серафима Роуза спокойно назвал русским, и, действительно, он был более русским, нежели многие из тех, кто ныне себя называют русскими и при этом пьют, матерятся, являются националистами (что абсолютно несовместимо с русскостью, ибо русский человек – это любовь и сострадание к другим народам и желание помочь им, молиться за них).

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме