Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Протоиерей Евгений Соколов: «Речь идет о падении веры, кризисе духовности»

Протоиерей  Евгений  Соколов, Русская народная линия

Какой должна быть миссия
Проблемы церковной жизни / 16.07.2010


Руководитель миссионерского отдела Архангельской и Холмогорской епархии подчеркнул, что сейчас уровень требований к решению духовных задач кардинально изменился …

«Если в стране кризис совести, значит, речь идет о падении веры, кризисе духовности. А отсюда самый горестный и неутешительный вывод: мы, священники, не справляемся с решением все более и более нарастающих сложных, духовных проблем», - заявил "Русской народной линии" руководитель миссионерского отдела Архангельской и Холмогорской епархии протоиерей Евгений Соколов, комментируя статью Николая Орлова "Кризис совести".

Как отметил отец Евгений, «возрождены, отремонтированы, вновь отстроены тысячи храмов и монастырей». «Это было необходимо, но сейчас уровень требований к решению духовных задач кардинально, на мой взгляд, изменился. О проблеме коррупции говорят как о национальной катастрофе, но это же духовная проблема. Это грех воровства элиты государства, государевых служащих! Среди них подавляющее число людей, крещеных в Православной Церкви, а, значит, мы, духовники, несем главную ответственность перед Богом за грехи своих чад, позволяя им уродовать и калечить свои души. Нет духовного обличения, эти люди не ходят на Исповедь, не живут церковной жизнью, а мы продолжаем преступно молчать. В этом вся беда», - продолжил священник.

«Однажды я в личной беседе предложил руководителю следственного комитета при прокуратуре Архангельской области создать молитвенную комнату и обязать всех своих крещеных сотрудников раз в месяц исповедоваться. И сказал ему: "Мне хотелось бы посмотреть, кто после пяти, шести исповедей будет брать взятки?!" Затраты минимальны, сроки короткие, итоги подведете сами. В ответ было недоумение и, по-моему, даже страх: "Да вы что, как так можно?" Но ведь все крещеные обязаны регулярно исповедоваться и причащаться, а иначе нужно вводить прещение за пренебрежение церковными догматами. Вот корень проблем! "Если Бога нет, то все позволено", а для людей, у которых кризис совести, Бога нет. И происходит это только из-за нашего молчания», - заключил протоиерей Евгений Соколов.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 40

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

40. тов.Сухов : а что если?
2010-09-14 в 16:40

Отче, а не может ли быть так, что то, что Вы принимаете за процесс падение веры и кризиса духовности, на самом деле являться лишь отражением процесса не правильного теоретического осмысления Вашими коллегами событий XX века, русского социализма в особенности?
Об этом наконец-то очень точно кто-то сумел написать (притом физик, а не богослов) http://www.ruskline....obyazyvaet/#comments
По-моему, всё очень похоже, концы с коцами сходятся.
Спасибо ещё раз за статью, отче Евгений, и спасибо за Вашу чёткую позицию!
39. Прихожанка : Воину
2010-09-01 в 21:32

"Батюшка прав на 100%" - а епископ (см. п.27) на сколько процентов прав?
38. Ева : Lucia
2010-09-01 в 20:02

""Отлучение от церкви - человек сам себя отлучает, если пренебрегает своими долгом. как насчет трех воскресений подряд - это тоже принуждение""

Да,теперь у них это называется принуждение или насилие над свободой от всяких обязательств.
Правила и догматы они устанавливают себе самостоятельно,исключительно полагаясь на "недозрелое духовное чутье!"

Да,дьявол не дремлет! Надо же было так все перевернуть, еще и вдобавок учить о.Евгения!
37. Иван Федорович : Или е, 35
2010-09-01 в 19:05

В благословенные времена, прихожанина пропустившего три воскресных службы считали отрекшимся от Церкви. Вот так.
Принуждение в данном случае это помощь нашей падшей, грешной душе. Вы наверное думаете, что все мысли и желания роящиеся у Вас в "мозгу" это ваши желания и мысли? На самом деле это не совсем так, на ряду с вашими мыслями присутствуют еще и помыслы закладываемые роящимися вокруг Вас бесами. Так вот нежелание идти исповедоваться это результат, в первую очередь, этих не ваших мыслей. Если эти твари так воздействуют на людей,почему Батюшка не может помочь прихожанину, взять его за "белые ручки" и сказать:" ну ка милок, давай я тебе помогу, пойдем облегчишь свою душу". У нас не либерастические порядки, когда одним хаять можно, а другим говорить правду нельзя. Цель Церкви спасение души человеческой, а не соблюдение придуманных в миру правил. И если таким образом Батюшка поможет спасению хотя бы одной души, честь ему и хвала.
36. lucia : Re: Протоиерей Евгений Соколов: «Речь идет о падении веры, кризисе духовности»
2010-09-01 в 18:41

Отлучение от церкви - человек сам себя отлучает, если пренебрегает своими долгом. как насчет трех воскресений подряд - это тоже принуждение?
35. Или я : Re: Протоиерей Евгений Соколов: «Речь идет о падении веры, кризисе духовности»
2010-09-01 в 15:31

Кстати, а какие формы "принуждения" предлагается использовать? Какие у нас есть варианты:

1) Увольнение со службы
2)Телесные наказания
3) Отлучение от Церкви
4).......
34. Екатерина Домбровская : 33. Иван Прокофьев
2010-09-01 в 14:47

Поддерживаю Вас, уважаемый Иван, - Вы точно подметили некую, на первый взгляд, "невинную слабину", а на самом деле глубинный сердцевинный порок современного либерализма - либерала всегда трясет при словах "должен", "обязан". Интересно, как же эти люди могут воспринимать категоричный голос Творца и Хозяина вселенной в Декалоге, который весь запрет, весь долженствование, весь обязательства, не терпящие возражений?!
Вот она - самая сущность и сердцевина либерализма, причем либерализма, дерзающего отложить свои змеиные яйца внутри Церкви: свою самость,свою больную гордыню, свою драгоценную и смертельную для падшего человека независимость, которая есть ни что иное, как независимость от Бога.
33. Иван Прокофьев : 29. Ирина Калина : 31. Прихожанка :
2010-09-01 в 10:48

Крещенный человек обязан знать "Символ веры" - звучит кощунственно.
Монах обязан находиться в послушании настоятелю своего монастыря - звучит кощунственно.
Священник обязан учение веры содержать и другим преподавать по руководству Святой Православной Церкви и Святых Отцов - звучит кощунственно.
Разберитесь, пожалуйста, со значением слова "кощунство". И подумайте, почему вас коробит от напоминаний о том, что у христианина есть не только величайшие дары и права, но и обязанности.
32. Воин : Re: Протоиерей Евгений Соколов: «Речь идет о падении веры, кризисе духовности»
2010-09-01 в 10:18

Батюшка прав на 100%
31. Прихожанка : 29. Ирина Калина
2010-09-01 в 00:28

Уважаемая Ирина! Формулировка "все крещеные ОБЯЗАНЫ регулярно исповедоваться и причащаться" (см. статью)и означает,к сожалению, принудительную исповедь, а отнюдь не "напоминание" об этом.
30. Прихожанка : Ивану Федоровичу
2010-09-01 в 00:21

Я с Вами полностью согласна. Но это понимают только люди, воцерковленные и окрепшие в вере, а их у нас ничтожно мало по сравнению с теми, кто считает себя верующим, но не воцерковлен. Вот они-то, видя этот «раздрай» и т.п., и не идут в Церковь. Сейчас всем доступен интернет, молодежь вообще с утра до ночи сидит в нем и всё это «впитывает». Но это уже другая тема.
29. Ирина Калина : Re: Протоиерей Евгений Соколов: «Речь идет о падении веры, кризисе духовности»
2010-09-01 в 00:01

Фраза «принудительная исповедь» звучит также кощунственно , как звучала бы, например, фраза «принудительная встреча с отцом» или « принудительная встреча с матерью». Жизнь христианина НЕВОЗМОЖНА без исповеди и причастия.
Не вижу ничего дурного в том, что кому-то в очередной раз об этом напоминают.
28. Иван Федорович : Прихожанке 21
2010-08-31 в 22:19

Да к большому сожалению в нашей Церкви раздрай и т.д.и т.п. но это ни коим образом не мешает лично каждому христианину быть членом Церкви Христовой и в ней идти к спасению своей души. Повторюсь еще раз только не видящие своих грехов указывают "на соринки в глазах других". Как только видишь свои грехи нет ни какого желания показывать на кого-то пальцем, тем более на Церковь.Если все женщины в Церкви будут подобны Марии Египетской, а мужчины Серафиму Соровскому не будет ни каких неурядиц в Церкви. Вот к этому мы должны стремиться, через "исправление" каждого исправление окружающего нас мира. И ни какие "князи человеческие" в этом нам не помогут. Только Господь Бог и наше устремление к Нему.
27. Прихожанка : Re: Протоиерей Евгений Соколов: «Речь идет о падении веры, кризисе духовности»
2010-08-31 в 19:57

http://lib.eparhia-s...hoolproblems/21.html
Здесь речь идет о принудительной исповеди учащихся духовных школ. Что уж говорить о принудительной исповеди невоцерковленных людей!
26. Филимонов : Re: Протоиерей Евгений Соколов: «Речь идет о падении веры, кризисе духовности»
2010-08-31 в 19:37

Если я все правильно понял, батюшка утверждает, что внешнее, по принуждению исполнение таинств со временем переходит в искреннюю веру. Так это или нет - не знаю, пусть об этом судят опытные священники и богословы. В принципе, когда святой Владимир Русь крестил, народ тоже долго не уговаривали - сказали надо, значит надо. Дело не в насилии, оно как раз и не нужно, а именно в готовности масс к послушанию, пусть и внешнему. Но такое возможно лишь в условиях, когда власть начальствующего крепка, когда тверда его воля, и когда возражать ему не дерзают. А таких возможностей у нас сегодня нет и в обозримом будущем не предвидится...
25. Провинциал : Re: Протоиерей Евгений Соколов: «Речь идет о падении веры, кризисе духовности»
2010-08-31 в 19:28

20. Филимонов

- Я понимаю вашу мысль, и не предлагаю делать всё по одному штампу. Но некоторое принуждение к изменению жизни людей должно быть. Да, многие будут формально относиться к "причуде" власти, как формально относились ранее многие к членству в партии. Но есть существенная разница: партийная идеология - это нечто искусственное, надуманное, формальное и не от Бога. А в нашем случае простое размышление уже ведет к Богу, и Его помощи. В некоторых людях в этих условиях способна пробудиться совесть: ведь никто не принуждает говорить всё и только правду - этого не заставишь. А после ложной исповеди на душе будет скверно. Но всё изменится постепенно, а, может, и не постепенно - как Господь сподобит. Ведь перед смертью не только в партию записывались. Наверное, это и есть раздедение на овец и козлищ...
Спасти тех, кто хочет. Их пример будет заразителен для иных.
А если мы будем сидеть по храмам и ждать, то ничего не дождёмся. Кроме падения нашей Державы и прихода антихриста. В существующих условиях мало кто будет "созревать" в мире, и Церковь превратится в маленький изолированный мир. А миссия должна быть направлена в первую очередь на стариков и детей.
24. о.Евгений : Прихожанке
2010-08-31 в 18:24

И в продолжение. Самое печальное, что Вы предлагаете собственное заключение о последствии принуждения человека выполнять свой обет Богу как непререкаемую истину:"Эта принудиловка заставит людей лицемерить, лгать. В итоге, может случиться так, что человек –потенциальный прихожанин, вообще навсегда оставит мысль о воцерковлении." Так и хочется узнать, что Вам дает право делать такие выводы? Откуда В Вас подобное всезнайство в вопросах Таинства Исповеди? Мне приходилось принуждать к исповеди матерых уголовников. Все они шли на Исповедь с кривой ухмылкой.... на первую Исповедь. Начиная с третьей - четвертой все становилось на места. Не хочу сказать, что все было идеально и прочее, но человек, который с помощью благодати Божией получал хоть какое-то очищение души, стремился к этому духовному очищению с завидным постоянством. Я предложил руководителю следственного комитета своебразный эксперимент. Сколько мы будем стонать от произвола чиновников, уподобляясь повару из басни Крылова?! То, что эффект был бы несомненный, говорило хотя бы то, с каким испугом и даже страхом они замотали головами, отказываясь от него. Полноте, без кардинального изменения духовной жизни мы скатимся в духовную пропасть в считанные годы, и спросится за это прежде всего с нас, с нерадивых православных батюшек. Может хоть чуть-чуть пожалеете нас, грешных, прежде чем вступать в не очень понятные споры?..
23. о.Евгений : Прихожанке
2010-08-31 в 16:59

Простите, а Вы что Пастырь? Откуда Вы знаете, что должен, а что не должен делать человек, давший клятву в Таинстве служить Богу? Он клялся "СОЧЕТОВАТЬСЯ" - соединяться через таинство Евхаристии (простите, повторяюсь) а это возможно только через Таинство Исповеди. За то, что крещеный человек не выполняет свой обет отвечает не только он, но и Пастырь. В Поморском университете 14 тыс студентов, из них крещены около 8 тысяч. Причащаются регулярно считанные проценты, но Господь с меня же спросит за всех, а не с Вас. Мне, как духовному Пастырю доверено это духовное стадо. И вот Вы мне дерзаете указывать, простите еще раз, но может быть Вы сами возьмете послушание катехизации моих студентов и дадите Творцу обет, что сами приведете их к вере, сумеете помочь им обожить души? Довольно, право, демагогии! Устал от бесплодных и бесполезных дискуссий и словопрений.
22. Ева : Филимонову
2010-08-31 в 16:20

"" Но просто мне кажется, что критики о. Евгения, которые советуют, вместо того, чтобы заставить чиновников причащаться, влиять на них своим благообразным видом и смирением, тоже не вполне правы.""

Согласна,и все-таки благообразный вид и искренняя православная жизнь не должна, как пример, принижаться,только потому что светский мир тебя не поймет и не примет. При всем видимом и невидимом неприятии и "юродстве", как этот образ влияет на окружающих тайно,нам грешным чаще не дано знать,хотя бы для того,чтобы не возгордиться.Поэтому примеры благочестия обязательно должны быть!

""А при законной власти ведь, насколько я понимаю, все государственные служащие обязаны были говеть хотя бы раз в год. И что, в Российской Империи взяток не брали?""
Конечно,брали! В Российской Империи не только брали взятки,но и всякого рода происходили преступления!
Только непонятно, почему это надо привязывать к обязательному говению? И искать в этом формализм и как следствие причащение в осуждение!?
А Вы не задавались вопросом,что может быть именно обязательное говение могло еще удерживать православных от полного отпадения от Церкви! Нам сейчас,живущим в светском государстве и после советского империализма,в которых тщательно и кропотливо разграничивается религиозная жизнь от светской,кажется и один раз в год обязательным чем-то ненормальным и посягающих на нашу "не зрелость"! То,что лет двести не вызывало сомнений и считалось нормой отпадения от Православия,если человек долго не приступал к Святому Причастию, со временем считается правовым для себя выдумывание своих правил на этот счет!
Один раз в год говеть - да,это было обязательным,но это была вынужденная мера для сохранения благочестия! Почему это переворачивается в негативном понимании, непонятно!?
Может поэтому и о.Евгений со своим предложением,кажется,кем-то посягающим на нашу духовную жизнь,и слово "обязательно" режет неприятно слух.
21. Прихожанка : Ивану Федоровичу
2010-08-31 в 14:58

Я взяла цитату из сообщения Николая Б., в ней и стояло слово «должны». Я согласна с Вами, что батюшки нам ничего не должны. Я бы заменила это слово, на другое, например, на слово «надо». Главное – нужен пример высокой духовности – тогда люди пойдут в Церковь. А нам те же батюшки «вдалбливают», что в Церкви «раздрай», «обмирщение», «понижение» и т. п. отталкивающие от неё «пугалки».
20. Филимонов : Re: Протоиерей Евгений Соколов: «Речь идет о падении веры, кризисе духовности»
2010-08-31 в 14:46

Провинциал, это было бы все хорошо, если бы у нас на десять прокуроров было девять православных и один взяточник - "погруженный" в их среду, он бы действительно мог бы проникнуться христианскими чувствами. Но ситуация-то совершенно иная! Или вы предлагаете создать "образцовое православное учреждение" и отправлять туда чиновников на перевоспитание в православный коллектив?

Еще раз скажу: идеи такого рода весьма интересны. Но преступно было бы недооценивать возможные негативные последствия и факторы. И первый из них - конформизм жителей РФ, их готовность терпеть и переносить любого рода принуждение, изображать энтузиазм и выражать согласие с любой идеологией, внутренне при этом не меняясь.

С точки зрения вульгарно понимаемой "активной миссии" массовое воцерковление по приказу, наверное, было бы "креативным ходом" и "миссионерским прорывом". Но если мы будем подталкивать людей к тому, чтобы они принимали Св.Дары недостойно - последствия могут быть крайне печальны.
19. Прихожанка : О. Евгению
2010-08-31 в 14:27

О. Евгений! Исповедь должна быть потребностью крещеного человека, внутренне присущей ему. Он должен САМ придти на исповедь. Задача Церкви – способствовать развитию этой потребности, в первую очередь, как уже говорилось, «примером собственной жизни и любви к Богу». К сожалению, у нас очень много крещеных, но не воцерковленных людей. Среди них есть и атеисты – из числа крещенных в детстве. Я очень сомневаюсь, что принудительная исповедь заставит таких людей открыть свою душу и покаяться. Эта принудиловка заставит людей лицемерить, льгать. В итоге, может случиться так, что человек –потенциальный прихожанин, вообще навсегда оставит мысль о воцерковлении. Другое дело, если человек уже однажды сам пришел на исповедь. Но и здесь, только ненавязчиво батюшка может «требовать» от него ежемесячной исповеди. Заставить крещеного взяточника, тем более - "махрового", избавиться от этого греха путем принудительной исповеди – это утопия. Простите.
18. Провинциал : Re: Протоиерей Евгений Соколов: «Речь идет о падении веры, кризисе духовности»
2010-08-31 в 14:05

13. Филимонов

- Такое впечатление, что в вас проснулись детские обиды и упрямство. Но вы и Николай не поняли смысла сказанного о.Евгением (прошу прощения за разъяснения). А в описанном случае "педагогический" прием вполне оправдан. Ведь заставляя исповедываться, никто не ждёт, что сразу мздоимцы начнут выкладывать свои грехи. Смысл был простой: пробудить совесть (искру Божию в человеке). Возможно, никто не скажет про взятки, но покопаться в своей жизни придётся. Возможно, хоть некоторым будет стыдно из-за того, что они поймут, что совершали недостойное. Память о том, что главное-то человек не исповедал, не хочет исповедывать, но имеет на себе такую ношу - будет мешать жить спокойно и творить беззаконие. Ему придётся или цинично в душе признать себя плохим ("Да, я это делаю и буду делать - все такие, лишь бы мне было хорошо!") со смиренной миной, либо потом со стыдом вспоминать, что в далёком детстве родители учили: "Так делать нехорошо, Коленька!" И эта тяжесть может долго лежать на душе, пока не придёт вразумление, и стыд, и укор совести, и слёзы покаяния. Да, не у всех, что с того? И за одной овцой пастырь может уйти.
Тут многое зависит от горения и силы пастыря, его веры. И от обстоятельств, разумеется.
Так иной раз кадет, формально исповедавшийся на общей исповеди, завидует озарению и радости товарища, искренне исповедавшему свои грехи, и находящемся в особом, благостном настроении. Даже иной раз почуствовать некоторую неприязнь, вызванную завистью. Но эта временное духовное недоразумение потом может обернуться желанием правильно исповедаться и стать другим.
Вам никогда не приходилось видеть в неверующих или маловерующих людях отблески этой хорошей зависти, когда они, например, встречают православных людей, вышежших из храма после праздничной службы? У которых еще осталась особая радость и благодать на лицах, которые искренне поздравляюют друг друга. Когда неискушенные в дискуссиях и богословии "простецы" непоколебимо веруют, и не сомневаются, и полны ожидания Обетования.
Вспоминаю методику одного известного в своё время педагога, новатора, доказавшего правильность своих идей на практике. Он называл её "методом солёного огурца": ты "огурец", тебя погружают в "рассол" вместе с другими, и, хочешь ли, или не хочешь - просолишся.
В его случае "рассолом" были многократно и по-разному повторяющиеся научные выкладки. В нашем же случае это - вера и благочестие. Любой неискренний будет чувствовать себя некомфортно среди, например, монахов-подвижников. Или просто добрых, хороших, искренних и верующих людей.
Мы же должны создать этот рассол, или закваску, как назвал ее Христос.
Ведь люди изначально неиспорченные, попав в дурную компанию на улице, могут стать нехорошими. Но и испорченный человек, если душа его окончательно не умерла, может исправиться среди добрых людей. Хотя этот процесс более трудный.
А ведь абсолютно неисправимы только демоны.
Вот и наша задача - открыто исповедывать веру и быть примером в христианских деобродетелях. А священников - пробуждать совесть, наставлять, взывать, прещать и обличать. Пусть не открыто, пусть с помощью описанного батюшкой примера.

"В ответ было недоумение и, по-моему, даже страх: "Да вы что, как так можно?"

- И это недоумение, этот страх могут стать побудительным мотивом для этого начальника исправиться самому, по-иному взглянуть на жизнь, и постараться что-то изменить среди подчинённых.

С благодарностью к о.Евгению.
17. Иван Федорович : Прихожанке 11
2010-08-31 в 13:41

Ни кто Вам и нам из священноначалия ничего не должен. Запомните раз и на всегда. Это Вы и мы (в том числе и я) должны Богу за то что появились на этом свете. А Батюшки они призваны на службу чтобы помочь нам приналичии личного нашего желания. Настоятели еще очень милостиво относятся к нам грешным. Если бы мы жили в 3-4 веке то стояли бы не вхраме в притворе в качестве епитемьи. Мысли о долге священников перед прихожанами моуг возникать только от ощущения своей непогрешимости. Как можно указывать будучи по уши в д......... Я Вас не знаю и если Вы безгрешны то, конечно, прошу прощения. Сказанное выше к Вам не относиться.
16. Филимонов : Re: Протоиерей Евгений Соколов: «Речь идет о падении веры, кризисе духовности»
2010-08-31 в 13:18

Ева, конечно соответствовать надо! Но просто мне кажется, что критики о. Евгения, которые советуют, вместо того, чтобы заставить чиновников причащаться, влиять на них своим благообразным видом и смирением, тоже не вполне правы.

А при законной власти ведь, насколько я понимаю, все государственные служащие обязаны были говеть хотя бы раз в год. И что, в Российской Империи взяток не брали?
15. тов.Сухов : Спасибо
2010-08-31 в 13:00

Ну вот, это уже ближе к делу. Спасибо, отче Евгений!
14. Ева : Re: Протоиерей Евгений Соколов: «Речь идет о падении веры, кризисе духовности»
2010-08-31 в 12:39

Позиция о.Евгения,как духовного пастора,любящего и тревожащих за свою паству, вполне обоснованна.В конце концов это его долг.И если даже, предположим, человек "не созрел",хотя странная постановка проблемы,то он тем более в этом случае должен слушать о.Евгения и внимать его советам.А как по другому!? Положиться только на свое "незрелое чутье",это же нелогично и пагубно,поэтому если есть священник,которому небезразлично твое спасение, и слава Богу!Совершенно согласна,что это "не созрело" всего лишь отговорки и завеса,чтобы ничего не делать,и откладывать на потом.

Филимонов:""Только на исповеди они будут сообщать гадости друг про друга (потому что не смогут себе представить, что содержимое исповеди не доводится до вышестоящего начальства), и причащаться будут по графику""
Да,почему же и сразу формально?
Если в таких вопросах мы будем замыкаться только на проблеме формализма! То этот страх будет постоянной преградой и, в конце концов мы откажемся вообще со временем от всего.И от догматов в том числе.

"" Милые мои, да для растленного сознания "современного" человека самый святой и праведный образ жизни представится юродством и не вызовет ни малейшего желания подражать. Даже Сам Спаситель далеко не всех своих современников "убедил примером жизни"!""

Ну хорошо,даже если нет "ни малейшего желания подражать",мы же не можем в угоду растленному "современному" сознанию человека, отказаться от этого образа и начать стесняться этого, как Вы выразились, "юродства", только потому что кто-то "не могёт иначе"?
Ничего страшного,"современность" нам навязывает свои безбожные образы.А Церковь должна со своими образами топтаться где-то в сторонке?
Нет уж,если ты в Церкви,то старайся и соответвовать Ей вопреки всему и всем.
Отец Евгений тысячу раз прав!
13. Филимонов : Re: Протоиерей Евгений Соколов: «Речь идет о падении веры, кризисе духовности»
2010-08-31 в 11:24

Хорошие такие слова: "убедить примером своей жизни". Милые мои, да для растленного сознания "современного" человека самый святой и праведный образ жизни представится юродством и не вызовет ни малейшего желания подражать. Даже Сам Спаситель далеко не всех своих современников "убедил примером жизни"!

Идеи отца Евгения интересны. Но я убежден: 1)очень мало вероятности, что кто-то попробует применять их на практике и 2) главная опасность - в том, что значительная часть советских (постсоветских) людей имеет психологию ленивых и лукавых рабов. Я наблюдал, как на одно предприятие, находившееся в глубоком упадке, пришел новый хозяин, православный. Устроил домовую церковь, пригласил батюшку освятить производство, проводить какие-то беседы, ну и так далее. Тут же по коллективу пошли слухи, что теперь все будут обязаны ходить на службы, что женщинам надо будет ходить в платках и в юбках, ну и так далее. При этом они, конечно, были недовольны - но, как мне показалось, абсолютно готовы все это выполнять, ходить на службы так же, как при совдепии ходили на партийные и профсоюзные собрания. И мне кажется, что если начальство обяжет чиновников посещать службы - о, они будут это делать очень аккуратно. Только на исповеди они будут сообщать гадости друг про друга (потому что не смогут себе представить, что содержимое исповеди не доводится до вышестоящего начальства), и причащаться будут по графику
12. о.Евгений : Прихожанке
2010-08-31 в 10:44

Как странно Вы ставите вопрос. Сколько раз мне приходилось слышать подобные выражения: дескать я еще "не созрел" для Исповеди, для Крещения и.т.п. Право, уже поднадоела эта словесная шелуха. Человек крещен, он (или его восприемники по согласию родителей) принес в Таинстве Крещения клятву верности служения Богу, обещая "сочетоваться", соединяться с Ним в Таинстве Евхаристии. Если человек этого не делает, он становится клятвопреступником перед Творцом, или делает клявопреступниками своих восприемников. И что? Вы предлагаете мне смиренно смотреть, как человек губит свою душу, готовясь (пусть неосознанно) к "геене огненной"? Более чем странная позиция для православного человека. Любовь к ближнему в Вашем сознании вообще-то хоть как-то присутствует. Это духовное лицемерии - ложное понимание свободы от данной Богу клятвы - главный грех и бич современных крещенных в правосланой Церкви людей. Мы, батюшки, виноваты, плохо наставляем перед Крещением. Кстати, замечу Вам, что в школу ребенка отдают, не очень интересуясь его мнением и желанием. И более того, еще и хорошо учиться ЗАСТАВЛЯЮТ!!! А вот духовное образование... здесь почему-то нужно ждать пока человек "созреет". Вы можете внятно ответить - почему? И потом, возможно Вы не осознаете, но каждый крещенный человек является членом духовного Тела Христова. И если эта духовная клеточка больна, то страдаем все мы (как все тело страдает от болящего зуба, например) и что Вы призываете смиренно терпеть, пока человек все это осознает? А если так и не осознает? Впрочем, дело Ваше, терпите, а мне своих прихожан жалко и, как минимум, обличаю подобных людей и намерен это делать все более жестко и в будущем. Прчитайте 23 главу Евангелия от ап. Матфея. Жесткое обличение духовного лицемерия вождей еврейского народа. Очень жесткое! Поэтому позвольте и мне выразить недоумение Вашей ТОЛЕРАНТНОЙ позицией и отвергнуть ее, как "псевдо болтовню" на острую духовную проблему.
11. Прихожанка : Re: Протоиерей Евгений Соколов: «Речь идет о падении веры, кризисе духовности»
2010-08-31 в 00:37

«…обязать всех своих крещеных сотрудников раз в месяц исповедоваться…ведь все крещеные обязаны регулярно исповедоваться и причащаться, а иначе нужно вводить прещение за пренебрежение церковными догматами…» - странно это «слышать» из уст священника. Николай Б. прав: «Примером своей жизни в любви к Богу и людям и смирением вы должны привлекать к Вере людей, а не стращаниями, запрещениями и устрашениями. Люди сами потянутся к Богу, видя пример доброго пастыря…
Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи». Разве может быть искреннее покаяние – сокрушение души - из-под «палки»? Какой толк от такой псевдоисповеди? Такой формализм только усугубит падение веры, кризис духовности.
10. Николай Б : Александру Б
2010-07-16 в 21:13

Средь стоящих — не сиди. Средь сидящих — не стой. Среди смеющихся — не рыдай. И не смейся средь рыдающих
(пословица)
9. Александр Б. из Москвы : Николаю Б.
2010-07-16 в 18:55

Колюшка!

А не попросить ли Вам, для начала, простого публичного прощения у батюшки - последовав его примеру - здесь, на РНЛ, за свое словушко?

Не слишком ли горяч "асфальт" Вашего увещевательного остракизма, в который Вы хотите незаметно "закатать" о. Евгения?
8. о.Евгений : Николаю Б.
2010-07-16 в 18:28

И выбор этот человек делает, когда принимает Таинство Крещения. Он вводится навечно в духовное Тело. Даже если он потом передумает и оставит веру, эта душа остается больной, а то и мертвой клеткой в общем духовном Теле, омертвляя Его. И нам остается не только молиться за него, но и показывать "цену" его богоотступничества, цену предательства - страдаем все мы! Поэтому не очень понимаю Вас, Ваши посты. Ведь за духовное здоровье всех крещенных спросится, прежде всего, с нас, с пастырей. И я обращался ко всем крещенным в Православии людям. Я имею на это право, давайте это тоже поймем и примем. С пастыря много спросится, но ему много и дано. Если мои требования вне догматов и канонов, тогда укажите где и в чем? В противном случае я отвожу все Ваши аргументы, как несостятельные. Простите, не поучаю же я Вас в Вашей трудовой деятельности. Почему же Вы себе подобное позволяете?
7. Воин : Николаю Б.
2010-07-16 в 18:21

Они уже давно на чужбине с заглохшей совестью. Осталось лишь обличение. Иного не слышат. Души или спят или мертвы.
А насчет принуждения: клятвы даны - их надо выполнять. Напоминает об этом пастырь. "Молчанием предается Бог".
Вам разве нравиться глядеть на пропасть, к которой все ближе и ближе и Россия и мир? Рассуждать о том, что во благо, а что во зло не нам. Мы этого не знаем. Мы лишь надеемся и верим. А уж Творцу управлять злые намерения, деяния во благо.
6. Константин : Отец Евгений абсолютно прав!
2010-07-16 в 18:01

Отец Евгений абсолютно прав! Я много работаю с крещенными и даже воцерковленными чиновниками, и когда начинаешь им говорить, что тратить нецелевым образом бюджетные деньги ( например, на оплату своих личных нужд ) - это нарушение заповеди "не укради", мне тут же советуют обратиться за консультацией к какому-нибудь духовнику, а заодно и к психиатру. Это происходит постоянно! Эти люди действительно НЕ ПОНИМАЮТ, что нарушают заповеди Божии,им никто это в глаза не говорит. Для них это шок. Они искренне уверены в каноничности своего поведения. Если вещи не называть своими именами, то этим вещам присвоят совсем иные имена. Я говорю о тех, кто искренне заблуждается, ноончено, полно и тех,кто ведает,то творит
5. Николай Б : Re: Протоиерей Евгений Соколов: «Речь идет о падении веры, кризисе духовности»
2010-07-16 в 17:50

Батюшка.Если ваша статья адресована исключительно к воцерковленным людям с ней можно согласиться.Каноны надо соблюдать. А сколько людей крещеных ,но не воцерковленных ?Большинство.Одно дело когда человек был в Церкви(жил духовной жизнью и охладел) Как можно призывать народ к соблюдению канонов если они практически не верующие. Они эти призывы будут воспринимать как очередное нравоучение("опять лезут в душу")
Один старец сказал,что пока человек не встетит в своей жизни другого человека озаренного фаворским светом(человека святой жизни) то он не сможет быть истинно верующим.
Мы очень любим винить во всех бедах Америку либералов Чубайса Абрамовичей реформаторов ,интернет..Всех кроме себя знающих все как должно быть.Почему был духовный подьем во времена 1000-летия крещения Руси ?.Кто тогда знал про каноны и правила.Однако люди стремились к Вере,шли в Церковь.Мое мнение,что все что происходит это во благо. Это лучший вариант что может быть при нашем состоянии.Блудный сын только на чужбине осознал весь трагизм ситуации в которой он оказался.Господь может в один миг сделать всех людей глубоко верующими.Он дал нам свободу выбора.Выбор мы должны делать сознательно ,а не по принуждению
4. Александр Изгоев : Николай Б, он же Роман Т., он же Екатерина Домбровская, он же Анна Райт, он же...
2010-07-16 в 16:27

Привет, братишка!
От тебя - никуда.

Дорогие форумчане!!!

У нас, на РНЛ, свой Фигаро появился! Ура, товарищи! Ура!
Куда ж Андрей Ушаков-то подевался? Вот бы им промеж себя побеседовать на поднятую тему! Так нет же: ау! нету пока другана-то, и читай теперь тут их наезды на батюшку...

Коленька-солнышко, небось, не был ты, чадо Божие, ни разу на лесоповале-то?..
Что ж ты, родненький, так обделил СЕБЯ любовью-то? Не жалко СЕБЯ-то?
Тот, кто тебя когда-то обидел, свое уже получил. И ты это знаешь! Зачем душу свою губишь? Ведь ты же не связан сейчас тем, чем был связан раньше! Затянуло-понравилось? Да-да, хорошо получается у тебя... помрачаться. Как мне когда-то в ответ на мои сопли-вопли написал Константин Юрьевич, "отрезанных ломтей у Бога не бывает". Помните об этом! Просто когда невидимая дурь помрачает, этого почти не замечаешь... Постарайтесь РЕШИТЬСЯ на свой маленький внутренний подвиг, невидимый и неведомый мiру.
Помощи Божией Вам!
3. Олегк : ///
2010-07-16 в 15:54

На самом деле вопрос поставлен ребром. И я с такой постановкой согласен. Есть разные пути - это один из них. В свое время меня поразила правда что я хоть и крещеный но давным давно уже отпал от церкви как сухой лист от дерева. И логика была очень простая и понятная - а как ты сообщаешься с Церковью если за свои 20 лет ты там был от силы два раза ?
2. о.Евгений : Николаю Б.
2010-07-16 в 15:25

Цитирую Вас, Николай: "В том то все и дело ,что пытаетесь заставить и обязать . Думается если допустить во власть то деяния будут похлеще инквизиции средних веков." Вот такая, простите за резкость, либеральная демагогия сегодня превалирует в СМИ, разговорах, рассуждениях, особенно в интеллигентной среде. Ведь я говорил в своей заметке о людях крещенных в Православной Церкви. Эти люди в Таинстве Крещения дали клятву Богу, что будут вести духовную жизнь в Православной традиции и, в частности, давали слово "сочетоваться Христу", т.е. соединяться с Ним в Таинстве Причастия, касаться Его Божественных Тела и Крови. Если человек этого не делает, то он клятвопреступник перед Богом и своими единоверцами. Ап. Павел, обращаясь к крещенным людям пишет "вы Тело Христово", души людей после Таинства Крещения таинственным образом объединены в единое духовное Тело. А теперь я хочу спросить Вас, сможете ли Вы пренебрежительно сказать, скажем, своим зубам: "вы болейте, а я спать пошел?". Наверное, к врачу "полетите", если болят сильно. Теперь скажите, что делать нам по отношению к людям, которые нарушают догматы, не заботятся о своих душах, оставляют их больными? Страдает же весь духовный организм. Ждать пока они это поймут и соизволят начать лечить свои души? Замечу, что большинство новокрещенных приняли Таинство Крещения в сознательном возрасте, а, значит, дулжны отвечать за свою ложь, за свое духовное нерадение, а иначе зачем же было вступать в это духовное пространство. Странные же вы, право, люди. Человек болеет опасной инфекционной болезнью, и его никто не спрашивает хочет он или не хочет, а просто кладут в больницу. В духовной области тоже есть болезни, зачастую, очень опасные, но даже говорить об этом нельзя, по мнению наших либералов-демократов. Так Вы понимаете свободу, при этом совершенно не зная и не понимая духовных проблем, но..."я конечно не читал, но считаю...". Слов нет, что нужно сделать максимально все, чтобы человек без насилия осознал свои обязанности и ответственность в духовной области. Только почитайте 23 главу Евангелия от ап Матфея. Как жестко, нетолерантно Христос обличал руководителей евреского народа за нарушение Закона Божия! Спаситель нас предупредил, что "соблазны должны придти в мир" , но "горе тем через кого они придут". Другими словами, люди которые принебрегают заповедями, нарушают догматы и каноны должны испытвать дискомфорт "здесь и сейчас" - горе тем, через кого они придут - мы призваны к обличению нерадивых, а не к потаканию их греховности. Учитель в школе следит за интеллектуальным уровнем своих учеников и требовательно наказывает лодырей и прогульщиков. Пастырь призван следить за состянием душ крещенных людей и перед Богом отвечает за их состояние. Насколько я понимаю вы не священник. Поэтому, большая просьба, воздержитесь от наравоучений там, где Вы некомпетентны. Право, цитировать Св. Писание тоже нужно к месту. Особенно насщет соринки и бревна. Простите.
1. Николай Б : Re: Протоиерей Евгений Соколов: «Речь идет о падении веры, кризисе духовности»
2010-07-16 в 14:19

"Однажды я в личной беседе предложил ...обязать всех своих крещеных сотрудников раз в месяц исповедоваться."

В том то все и дело ,что пытаетесь заставить и обязать .Думается если допустить во власть то деяния будут похлеще инквизиции средних веков.

Примером своей жизни в любви к Богу и людям и смирением вы должны привлекать к Вере людей ,а не стращаниями ,запрещениями и устрашениями.
Люди сами потянутся к Богу видя пример доброго пастыря.
Все церковная история говорит о том,что вокруг подвижника собирались учники привлеченные его добродетельным житием.
Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи.
Вынь прежде сучек из своего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучек из глаза брата твоего

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме