«Выступая перед дипломатическим корпусом России, Президент Дмитрий Медведев обозначил новые приоритеты во внешней политике. Вообще, декларирование прагматического подхода уже стало определенным стилем российского руководства. Он подчиняет внешнюю политику целям экономического развития России. В этом смысле я бы не сказал, что речь Президента содержала в себе какой-то принципиально новый посыл», - заявил в интервью порталу КМ.Ru известный политолог Михаил Ремизов.
По его словам, «новыми являются две вещи. Во-первых, решимость более последовательно реализовывать этот подход. В том числе преодолевая инерцию сознания, которая, по мнению Дмитрия Медведева присуща нашим дипломатам. Во-вторых, речь идет о стремлении конкретизировать этот подход до того уровня и масштаба, при котором будет понятно, каким образом наши внешнеполитические связи будут работать на приоритеты модернизационного развития страны».
«Президент сказал о том, что доступ к передовым технологиям и доступ российской продукции на глобальные рынки, а также инвестиции должны иметь первоочередное значение при принятии тех или иных внешнеполитических решений. Безусловно, новые технологии и инвестиции для России очень важны. Потому что фаза экспортоориентированного роста — это, наверное, все-таки не сегодняшний день. Сейчас для нас более актуально полноценное развитие и восстановление внутреннего рынка и импортозамещение. А для этого действительно необходимо иметь возможность доступа для западных технологий и инвестиций. Но они могут прийти сюда только в том случае, если иностранные компании увидят в развитии инновационного сектора в России необходимое условие доступа к достаточно емкому и перспективному российскому рынку», - продолжил политолог.
«Если же они смогут приходить к нам с готовой продукцией, то для них не будет никакого смысла делать сюда серьезные инвестиции. Таким образом, главным условием реализации такого модернизационного альянса в сфере высокотехнологической промышленности является выверенная политика по защите и развитию своего внутреннего рынка. На данный момент это наша основная карта во взаимоотношениях с международным бизнесом. И эту карту нужно разыграть максимально эффективно. То есть ее никак нельзя сдавать на этапе переговоров по поводу вступления в ВТО. В этом случае мы не только не облегчим, но, напротив, усложним процесс прихода зарубежных инвесторов в российскую обрабатывающую промышленность. Просто потому, что правила ВТО предусматривают более низкие пороги открытости рынков, выше которых мы не сможем закрываться. Это будет с высокой вероятностью означать, что западным (и восточным) компаниям будет гораздо более выгодно приходить к нам с готовой продукцией», - заметил Ремизов.
Как отметил эксперт, «если исходить из этой логики, на данном этапе нашим приоритетом должна являться интеграция на постсоветском пространстве. Таким образом, в логике модернизационного развития, которое в ближайшее время должно быть ориентировано на внутренний рынок, технологический альянс с западными странами хотя и важен, но не является единственным приоритетом».
«В этом контексте не меньшее значение имеет и создание Таможенного союза на постсоветском пространстве. Потому что, собственно говоря, это и является работой по расширению внутреннего рынка и его развитию. Таким образом, мы делаем его более привлекательным в глобальном масштабе. Кроме того, мы создаем дополнительные факторы внутренней конкуренции, что позволит нам применять протекционистские меры, не боясь того, что отечественный бизнес расслабится и начнет почивать на лаврах. Потому что те же казахстанские коллеги очень динамично развиваются и смогут дать фору многим своим российским партнерам. Это экономические предпосылки прихода в Россию западных инвестиций», - добавил политолог.
«Но также нельзя забывать о том, что все более-менее заметные истории модернизационного успеха были связаны с очень мощной внешней поддержкой. Или назовем это «режимом благоприятствования», который в свою очередь обусловлен политически. В этой связи можно привести пример Японии, Германии, Южной Кореи и т. д. Понятно, что все они находятся в ареале военно-политического влияния США. Хотя есть и пример де голлевской Франции, которой удалось модернизационный рывок при сохранении значительной части суверенитета. Хотя, конечно, она тоже является членом НАТО. Очевидно, что политический фактор для осуществления модернизации на основе перетока западных инвестиций и технологий в России отсутствует. А значит рассчитывать на полноценный модернизационный альянс не приходится», - подчеркнул Михаил Ремизов.