Как сообщает Седмица.ru, Североамериканские православно-католические богословские консультации прошли с 1 по 3 июня в греческом Колледже / Греческой православной богословской школе Святого Креста в Бруклине, Массачусетс. Сопредседателями форума выступили митрополит Питтсбурга Максим (Константинопольский Патриархат) и римско-католический архиепископ Нового Орлеана Грегори М.Эймонд. В консультациях приняли участие католические и православные священнослужители, монашествующие и ученые-богословы.
Участники консультаций подготовили проект резолюции под названием «Шаги на пути к Единой Церкви: Очерк православно-католического видения будущего». В документе кратко излагается история разногласий между Православной Церковью и католиками, особенное внимание уделено роли в Церкви епископа Рима - папы Римского. Также отмечаются моменты, которые до сих пор разделяют православных и католиков. В проекте отражены размышления о том, на что могла бы быть похожа единая Церковь в случае воссоединения католиков и православных и какие духовные структуры необходимы, чтобы помочь такому единству состояться. Работа над проектом продолжится в ходе следующей встрече.
Участники встречи также рассмотрели недавние события в Православной Церкви и Католической. В частности речь шла о состоявшейся 26-27 мая Ассамблее православных епископов Северной и Центральной Америки, которое прошло в Нью-Йорке. Ассамблея заменит Постоянную конференцию канонических православных епископов в Америке (SCOBA) и, как ожидается, станет официальным православным спонсором Североамериканских православно-католических консультаций. Участники консультаций также рассмотрели вопросы о примате и соборности в Церкви, с акцентом на богословском аспекте деятельности автокефальных или самоуправляемых Православных Церквей.
Доктор Роберт Хаддэд, почетный профессор истории Колледжа Смита в Нортгемптоне, штат Массачусетс, представил исследование на тему «Константинополь над Антиохией. 1516-1724: Патриаршая Политика в Османскую эпоху». Джон Эриксон, профессор канонического права и церковной истории в православной богословской Свято-Владимирской семинарии в Крествуде в Нью-Йорке, представил доклад под названием «Автокефальная Церковь». Джозеф Комончек, почетный профессор религиоведения Католического университета Америки в Вашингтоне, округ Колумбия, представил католическую точку зрения на документы.
«Стремление Церкви к единению заложено в великой ектенье "Миром Господу помолимся", - напомнил протоиерей Николай Головкин, - мы молимся об объединении Церкви. Но мы-то все предполагаем объединение в лоне Православной Церкви, оставление всех догматических заблуждений Римско-католической церковью. Воссоединение возможно, но только если католицизм оставит все свои заблуждения и присоединится к Православию. Речь идет не об объединении вокруг Московского Патриархата, а к Православию как таковому. Объединение возможно только в чистоте веры».
«Правда, католики не готовы воссоединяться с Православной Церковью при условии признания ими своих заблуждений. Они наоборот хотят умалить Православную Церковь, они нас рассматривают как схизматиков. Католицизм признает объединение Церквей только вокруг него. Это своего рода завоевание, но если раньше оно осуществлялось оружием, то теперь посредством уловок. Кроме того, многие католические иерархи являются масонами, поэтому общение с Католической церковью в ее нынешнем виде нецелесообразно. Но говорить о необходимости воссоединения все-таки необходимо. Не исключено, что в Католической церкви есть здоровые силы, в том числе и среди епископата, которые готовы выйти из католицизма и присоединиться к Православию. Ради этого и можно ввести диалог с католиками, но, не отступая ни на йоту от Православия. Мы же молимся об объединении, значит должны дать возможность отрезвившимся католикам прийти в Православие, мы не должны закрывать перед ними дверь», - считает священник.
«Еще раз повторю, воссоединение с католиками возможно, если они признают себя еретиками, до тех пор разговор с ними на равных не допустим. Мы можем принять их только как раскаявшихся еретиков, отрекшихся от своего лжеучения. И такой диалог, на мой взгляд, должен быть. Что же касается мнения Патриарха Кирилла, то я слышал, как он неоднократно заявлял, что он твердо стоит на основах Православия и ни на йоту не поступится чистотой веры», - заключил протоиерей Николай Головкин.