«Авторы послания пытаются помешать серьезному богословскому обсуждению экуменизма»

Публицист Владимир Семенко о письме группы молдавских клириков и мирян на имя Патриарха Кирилла

Проблемы церковной жизни 
0
1355
Время на чтение 4 минуты

Я в общем и целом процентов на 90 разделяю тот подход, который изложен в комментарии Анатолия Степанова по поводу так называемого «Открытого письма группы клириков и мирян об экуменических деяниях Патриарха Кирилла». Но хотелось бы внести некоторые уточнения. Во-первых, во всех подобных ситуациях надо решительно отделять тех людей, которые искренно участвуют в процессе, хотя наверняка и не обладают всей полнотой понимания, от тех кураторов, сознательных провокаторов, которые подталкивают их к этому. Происходит, что называется, «управление по тенденциям», с целью достичь определенного результата. Этот результат - не только «Диомид-2», но и «Качели-2», и цель тех, кто подтолкнул людей подписать это письмо, на самом деле многоплановая. Выражаясь на политтехнологическим жаргоне, Патриарха Кирилла начинают качать, раскачивать, подталкивать, провоцировать на какие-то жесткие действия вообще против всех тех, кто выступает против экуменизма и модернизма в Русской Православной Церкви.

Для всякого, кто мало-мальски знаком с церковным протоколом, очевидно, что тон письма совершенно некорректен. Кто бы и что бы не думал о том или ином иерархе Церкви или о Патриархе, в таком тоне никто обращаться к Патриарху не имеет права. Это совершенно недопустимый тон. Таким образом, письмо, написанное в подобном тоне, уже по определению контрпродуктивно. Я не думаю, что те, кто написал такое письмо, ждут какой-то жесткой реакции. Я думаю, что сами эти люди обладают апокалиптическим, эсхатологическим сознанием, так как они находятся в состоянии, близком к отчаянию, наблюдая за всем происходящим. Но те, кто подталкивает их к подобного рода действиям, стремятся вызвать обратную реакцию со стороны Патриарха. Совершенно понятно, что не только Патриарх Кирилл, но и любой архиерей, к которому обращаются в подобном тоне, предпримет действия, прямо противоположные тем, которые требуют авторы письма. Надо понимать, что, когда мы обращаемся к Патриарху как к Предстоятелю Церкви, то есть к сакральной фигуре, существуют определенные выражения, определенный церковный протокол, который демонстрирует, что Церковь - не просто иерархия, но благодатная иерархия. И мы являемся членами этой иерархии. Это иерархическое начало в Церкви следует отделять от личных заблуждений тех или иных людей.

Письмо содержит плохо скрытую манипуляцию сознанием. Оно достаточно примитивное и не раскрывающее всей глубины проблем, связанных с экуменизмом. Авторы письма ссылаются на высказывание тогда еще митрополита Кирилла двадцатилетней давности. При этом предполагается, что с тех пор никакой эволюции в его взглядах не произошло, что это высказывание - основополагающее, что больше с тех пор в Церкви вообще ничего не изменилось. Но, на самом деле, на Архиерейском соборе 2000 г. был принят документ об отношении к инославным. Именно этот соборный документ является основополагающим в данном вопросе, и на него надо, в первую очередь, ссылаться.

Есть и более поздние высказывания, как Патриарха, так и других иерархов нашей Церкви. Поэтому использовать одно какое-то, причем очень давнее, высказывание тогда еще митрополита Кирилла совершенно некорректно.

Самое главное заключается в том, что все обсуждение проблемы экуменизма фактически переводится в то, что называется «диомидовским режимом». Это означает, что, во-первых, вносится заведомая конфронтациозность, а во вторых, сильно понижается богословский уровень самой дискуссии, тем самым той стороне сигнализируется, что уровень их противников в широком смысле низок, и отвечать им вообще незачем. Цель такого подхода заключается в следующем. Авторы послания пытаются помешать серьезному богословскому обсуждению экуменизма. Хотя вменяемые оппоненты экуменизма стремятся к такому обсуждению, к дискуссии. Я со своей стороны хотел бы, чтобы, допустим, уважаемый владыка Иларион (Алфеев) или протодиакон Андрей Кураев, если они считают себя достаточно компетентными, ответили бы на те материалы, которые публиковались на «Русской народной линии», в том числе и нам мои статьи. Однако вместо такого подхода все переводится в «диомидовский режим», который в принципе изначально уже не предусматривает дискуссии и является тупиковым.

За последнее время было высказано весьма немало критических замечаний в адрес экуменической идеологии и экуменической политики, которая сейчас проводится. По сути дела, никто из людей, склонных к экуменизму, на это ничего не возразил. С экуменической, либеральной стороны никаких возражений не последовало. Это значит, что письмо переводит обсуждение проблемы в принципиально иной режим. Получается так, что все противники экуменизма - совершенно примитивные маргинальные люди, и что нечего с ними церемониться. Это своего рода сигнал к Священноначалию, что пора переходить к репрессиям, и я вижу в этом подталкивание к каким-то действиям силового характера. Аналогичное письмо сейчас распространяется по Украине, его авторы критикуют ювенальную юстицию, но при этом поддерживают идею отделения Украинской Православной Церкви от Матери-Церкви. Таким образом, правильная идея борьбы с ювенальной юстицией сращивается с идеей церковного раскола. В нашем случае мы видим примерно то же самое. Фактически закулисные игроки, косвенно обращаясь к Патриарху, говорят ему: «Прыгай в сторону репрессий, никаких дискуссий нам не надо, хватит с ними церемониться!»

Между тем, проблема экуменизма - серьезная богословская проблема. Я считаю, что должная быть инициирована настоящая богословская дискуссия по этой проблеме вплоть до уровня Поместного собора. На время этой дискуссии интенсивность экуменических контактов должна быть снижена, а по возможности вообще всякая экуменическая деятельность заморожена. Тот, кто мог бы видимым образом или косвенно противиться этой дискуссии по экуменизму, прямо или косвенно содействует церковному расколу, как и те закулисные игроки, которые стоят за спиной авторов и подписантов этого письма. О том, что здесь идет нечистая игра, свидетельствуют эти подписи, о чем упоминал в своей статье А.Д.Степанов.

В заключение хочу еще раз подчеркнуть, что нужно принципиально отделять честных порядочных людей, которые действительно искренно переживают за происходящее, от тех, кто находится за кулисами и пытается раскачивать эти качели.
Владимир Семенко, специально для «Русской народной линии»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Проблемы церковной жизни
Притча о вратах, путях и слугах
Не ошиблись ли мы вратами?
27.04.2024
«Нам необходимо быть внимательными к нуждам своей паствы»
На архиерейском совете обсудили актуальные темы церковной жизни Санкт-Петербургской митрополии
24.04.2024
Думенко и Пиллей вытолкают Русскую Церковь из ВСЦ?
Святейший Патриарх Кирилл, похоже, освоил стилистику «политического дзюдо»
20.04.2024
Миротворческий и богословский диалог с инославными более не имеет смысла
Это попытка понравиться государству, обмануть истинно православных верующих и создать иллюзию миротворчества для неверующих
20.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Александрийский папа или Александрийская мама?
Новый комментарий от Вадим И. Шаров
05.05.2024 16:52
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
05.05.2024 15:25
Христос Воскресе!
Новый комментарий от Игорь Ал
05.05.2024 13:00
Зачем ждать неминуемого финансового краха?
Новый комментарий от Человек
05.05.2024 12:29