Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Мария Фомина: «Чем может обернуться эта художественная неудача?»

Двоесловие/Диалог / 16.06.2010


Член Союза художников России считает, что выставка «Двоесловие/Диалог» была бы уместнее на Винзаводе …

Сама по себе идея диалога между культурой и верой, между церковью и искусством - не нова. Диалог этот длится уже не первое тысячелетие. В конце концов, мозаика, фреска и икона в церковных стенах - разве не великий пример того, сколь продуктивен может быть этот диалог?

Другое дело, что после секуляризации искусства, после опыта переживания человеком эпохи модерна «смерти Бога» и затем, в пересмешливые годы «постмодерна» - «смерти человека», появляется новая необходимость в таком диалоге. Культура делает новые шаги навстречу вере. Свидетельством тому - невероятный расцвет за последние двадцать лет иконописания и храмовых росписей, появление православной скульптуры. За «спиной» просвещенного клира и «взыскующей града» интеллигенции - опыт религиозно-философских собраний начала ХХ столетия, впрочем, не совсем удачный. Опыт нового осмысления русской духовно-исторической традиции, попытка найти и сформулировать ее вселенскую миссию - «после перерыва», после «обморока духовного». Удался ли он? Показать это сможет только время.
   
И вот в головах образованного духовенства, причем, вероятно, на «высоком политическом уровне», рождается смелая идея: приютить «около церковных стен» актуальщиков, наших новых авангардистов, анфан терриблей contemporary art. ( Впрочем, весьма успешных, раскрученных, обласканных). Так сказать, «приручить дракона». Не хочу уподобляться печально известному народному преданию о «не читавших роман, но сказавших». В Москву на выставку не выбралась, признаюсь. Но то, что сумела разыскать в паутине - посмотрела. Если честно: ничего особо впечатляющего не увидела. Может быть, мне не повезло, и в интернет не выложили лучшее. Но ведь и по двум-трем работам Тициана можно составить какое-то суждение о почти столетней жизни патриарха живописи?

Вот и у меня составилось мнение об актуальном искусстве в притворе храма. Эпатажный гиперреализм Дмитрия Врубеля - это, видимо, гвоздь выставки. Фарисейство ли - вздрогнуть от несоответствия евангельских слов «и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня примет» (Мф. 18:5) - лицам не то беспризорников, не то молодых уголовников? Или все-таки содрогнуться - естественная реакция организма? А может быть, художник и устроители выставки и хотели такой острой реакции? Вопросы, вопросы… 

Хотя при словах Спасителя почему-то больше представлялось невинное дитя. Затравленное собаками, бьющее себя кулачками в грудь - из до боли знакомых строк великого писателя. А художественно все это - было, было, было. Или милиционер - защитник олигархата, на фоне слов о сотнике, вера которого была такой, что и в Израиле не сыскать? Так это все-таки эпатаж или поиски новой, современной «иллюстрации» к вечным словам?
   
Концептуализм Гора Чахала: словесная мозаика из имен Всевышнего. Как и весь концептуализм, где слово заменяет изображение, близок не столько христианской, сколько иудейской традиции. Любопытная композиция, но опять ничего нового с художественной точки зрения.
   
Пожалуй, единственное, что показалось ярким, а главное - имеющим древнюю традицию: раскрашенный храмик на груде яблок Константина Звездочетова. Помимо какой-то чистой, фольклорной интонации, вспомнились истоки этого образа. В древности, на холмике зерна ставили алтарь - для благодарения высших сил за посланный урожай. Да еще - «Среднерусская античность» Владимира Куприянова. Но это просто осколки великого древнерусского наследия.
   
Судя по фотографиям, как-то потерянно выглядели работы актуальщиков в минималистском классическом пространстве притвора храма Св.Татьяны. Их высказывания смотрелись сиротливо и даже жалостно на фоне великого прошлого религиозного искусства. И даже - на фоне современного храмового искусства, при всей его стилизационности. 
   
Но Дух дышит где хочет. (Ин 3:8) Кто знает, чем может обернуться эта художественная неудача? И мы тоже не будем бросать камни в этих представителей современного искусства. Вдруг они предстанут перед нами с какими-то новыми, художественно убедительными высказываниями? Но почему-то хочется, чтобы это случилось на Винзаводе или в Лофт-этажах, а не у врат храма.

Мария Фомина, искусствовед, член Союза художников России, специально для «Русской народной линии»



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 6

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

6. ЕЛЕНА : Однако художников жалко
2010-08-10 в 14:55

Уважаемая Галина!
Как же это художников толкают? Художник сын свободы! он сам выбирает свою судьбу. И выбирает где и как ему быть причастным к искусству. А если он выбирает, где платят больше, это уже извините... У нас еще никто не отменял МОСХ,где достаточно внимательно относятся к авторам традиционного искусства. Главное в членстве этой организации - образование и профессионализм. Но ни один из художников, принявших участие в выставке не имеет специального ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Наверно в этом и заключается конфликт ситуации - церковь поддерживает диалог с политизированными непрофессионалами. Непрофессионализм вводят в рамки настоящего искусства. Обидно! И заметьте, В современных художественных кругах неприлично спрашивать о специальном образовании (о том что является обязательным условием для приема в МОСХ). И еще, я правда уже писала про это в блогах, многие из этих современных авторов преподают в различных школах. Видите, что получается - амбициозные, нереализованные люди, которым Бог не дал художественного таланта, нашли способ называться художниками посредством эпотажа и скандалов и преподают это молодежи. То есть учат молодых несмышленых тому, как можно назваться кем угодно, лишь бы куражу хватило. Не учат рисовать, писать, фотографировать. Не учат красоте композиции, сочетанию красок, светотени и т.д. Не дают возможности попробовать на вкус настоящее мастерство, а прямо и смело говорят - это все нам не надо, - выпендрись, ошарашь, эпатируй, и назови себя художником!Мало того, ведь и педагогического образования у этих учителей нет.
Я только не понимаю, почему Церковь не завела диалога с достойными профессиональными художниками? Я думаю и ц.Татианы посещают прихожане с хорошим художественным образованием.
5. Lucia : Галине Барсуковской
2010-07-24 в 11:55

У меня в семье полно художников и архитекторов. И их невостребованость остро ощущается уже последние лет80.
4. Галина Борсуковская : Re: Lucia "История изобилует бедными и непризнанными при жизни художниками."
2010-07-24 в 05:29

Уважаемая Lucia, очевидно Вы не в курсе. Речь идет не о непризнании, речь идет о невостребованности. И не только отдельных художников, которые, очевидно, просто обязаны жить как бомжи и утешать себя лишь надеждой на посмертную славу. Речь идет о невостребованности традиционного искусства вообще. Вытесняют его усиленно. Художникам с хорошей профессиональной подготовкой очень трудно сейчас реализовать свой труд. Это особенно печально оттого, что люди непредвзятые категорически предпочитают классику тому суррогату, который сейчас усиленно навязывается под видом так называемого "современного искусства". (Можно подумать, что традиционное искусство не современно!)Надо как-то менять такое положение. Кстати, в Европе оно еще хуже. Так что с Европы брать пример не нужно.
3. Писарь : "Диалоги"
2010-07-23 в 11:40

"Диалог",по большому счету, сводится к тому,что "культура" объясняет Вере какой она(Вера)должна быть,тем же занято и "исскуство".
Этому"диалогу", конца края не будет,пока, в уме человеческом, не укоренится простая мысль...
"Культуры без Веры не бывает,как и Искусства без Церкви."
2. Lucia : Re: Мария Фомина: «Чем может обернуться эта художественная неудача?»
2010-07-23 в 11:33

История изоблует бедными и непризнанными при жизни художниками. А теперь считается - меня не признали - пеняйте на себя.
1. Галина Борсуковская : Куда бедному художнику податься?
2010-07-23 в 06:12

Однако, художников жалко. Их ведь толкают на этот путь. Приходит художник в галерею, а ему там говорят: нет, нам вот это не интересно, потому что это искусство прошлого. Так работал Айвазовский, а ты должен работать так, как можешь только ты один. И думает он, что все трудные годы его обучения прошли зря. Никому это не нужно. Помучается без работы, да и примкнет к какой-нибудь группе концептуалов. Работают они чуть ли не на помойке, а к ним туда приезжают дорогие иномарки с посольскими флажками. Старается он старается, работает как можно лучьше, а товарищи по работе ему и говорят: так не надо, красивых картин у нас не покупают. И что же теперь художнику делать? Предложение, как известно, сильно зависит от спроса. Но почему-то не наблюдается сейчас настоящего спроса на настоящее искусство. Так почему же? Вот вопрос!

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме