«Все должно быть по закону. Невозможно ожидать никакого порядка и справедливости, потому что постоянно нарушается закон. Мириться с этим просто нельзя, потому что бездействие может привести к гибели храма, Кадашевской слободы, Замоскворечья, столицы, всей России. Это не гипербола. Это реальность», - заявил в интервью порталу «Религия и СМИ» настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах протоиерей Александр Салтыков, оценивая ситуацию в Кадашах.
По словам священника, на защиту исторических памятников Кадашевской слободы встали «самые простые, скромные и обычные люди». «Приходят и говорят: "Мы услыхали про Кадаши, хотим помочь, скажите? пожалуйста, что нужно делать?" Это очень трогательно», - отметил отец Александр.
Священник заметил, что среди защитников Кадашей есть как православные люди, так и неправославные. «Да ведь я не спрашиваю у них справку о крещении. Знаю, что приходят молодежные организации, видел из "Справедливой России" людей, депутатов, казаков, творческую интеллигенцию. В наше время, когда мы видим вокруг сильную разобщенность, вдруг самые разные люди перестают выяснять отношения между собой и приходят к нам. Я сам удивляюсь этому факту и уверяю, что не агитирую ни левых, ни правых, даже православные организации не приглашал. Чтобы все выступили таким единым фронтом, для меня самого удивительно», - продолжил отец Александр.
«Я хотел бы видеть в этом пробуждение общественного народного сознания. Потому что народ должен осознать, что он есть такое. Народ пока не осознает свои духовные корни, которые выражаются в культуре народа. Как бы мы ни понимали духовное, преемственность народа выражается в его культуре. Культура - это как раз есть то общее понятие, которое определяет все оттенки исторического наследия, бытия исторического. И люди это чувствуют, вернее, начинают чувствовать. Причем люди совершенно разных убеждений. Я говорю в данном случае не об идеологии, не о религии, я говорю о культурной общности, о культурном самосознании этих людей, о культурной преемственности», - подчеркнул священник.
Отвечая на вопрос корреспондента, может ли решаться судьба Кадашей на муниципальном городском уровне или нет, отец Александр сказал, что «в принципе неправильно каждую проблему поднимать на федеральный уровень. Есть главные проблемы, есть второстепенные. Но сегодня этот механизм дает сбой».
По его словам, этот сбой происходит «оттого, что у чиновничьего аппарата нет культурно-духовной идентичности». «В результате чиновники саморазрушаются и разрушают государственный механизм, разрушают вверенное им дело. В нашем случае разрушают город. А ведь это - столица государства, которую нынешняя команда превращает в какой-то промежуточный международный то ли склад, то ли постоялый двор, то ли в какой-то мировой развлекательный центр. Признаки столицы в ее историческом величии. И вот это историческое величие систематически, совершенно последовательно стирают. Создается абсолютно другой облик города, который никакого отношения к этому величию столицы не имеет», - заметил священник.
«Всякое государство выражает себя не только в документах, не только в госструктурах, не только в законодательстве. Оно имеет отражение и во внешних формах - в архитектуре. Архитектура - это тоже государственная идеология. Так всегда было, всюду, в любом государстве, за все пять тысяч лет истории, и до сих пор так есть», - продолжил он.
«У нас в столице видно, как государственные символы только уничтожают. Лес огромных лужковских штук - это же чистая коммерция. Они становятся поневоле выражением государственности, которая осознает себя не как государство, а как торговая корпорация. Вот и возле Кадашей собираются строить комплекс "Пять столиц"», - подчеркнул священник.
По его словам, «недавно, между прочим, кто-то заявил, что Москва должна стать деловым центром мира». «Вот и все. А деловой центр мира - это уже не столица государства, это перевалочный пункт между востоком и западом. Большой блошиный рынок», - заключил протоиерей Александр Салтыков.