Базой для очередного межнационального конфликта на юге страны стали социально-экономические изменения, когда нарушился традиционный уклад жизни, при котором оседлые узбеки проживали в городах и селах Ферганской долины по соседству с полукочевыми и кочевыми кыргызскими племенами, анализирует ситуацию киргизское интернет-агентство АКИpress.
Экономический коллапс советского государства в 80-е годы посеяли вражду между народами за скудные ресурсы. Кризис на селе погнал кыргызов в города, где все основные прибыльные экономические сферы были уже заняты узбеками.
Поводом для первого конфликта в июне 1990 года стала борьба за власть между различными группировками в Москве и в Бишкеке при активном вмешательстве КГБ. Конфликт дискредитировал южную элиту под руководством первого секретаря компартии Масалиева и объединил под флагом демократических сил север страны. Как результат, осенью 1990 года произошла смена власти южной элиты во главе с Абсаматом Масалиевым на северную во главе с Аскаром Акаевым.
За последние 20 лет глубинные причины конфликта только увеличивались. Узбеки стали национальным меньшинством в новой стране с центром в Бишкеке, а не в Москве, граница с Узбекистаном стала государственной, а социально-экономическая структура общества претерпела значительные изменения – в преимущественно узбекские города и села хлынули киргизы. Дефицит ресурсов, такие как земля и рабочие места, только увеличился.
Традиционно схема взаимоотношений между лидерами узбекской элиты и центральной властью действовала следующим образом – лояльность узбекских лидеров в обмен на ресурсы, в первую очередь, возможность свободно заниматься бизнесом (эта схема свойственна всем странам Центральной Азии). По этой причине в парламенте страны заседали богатые лидеры узбекской общины, которые не лезли в большую политику. Бишкек мог в той или иной мере выдвигать и формировать лидеров, предоставляя им преференции и убирая с арены несговорчивых.
В 2005 году смена власти в Киргизии внесла некоторые корректировки в отношениях между узбекской элитой и центральной властью. К власти в Бишкеке пришел выходец из Жалал-Абада Бакиев, которому по статусу должна была принадлежать в регионе абсолютная власть (ее он отдал младшим братьям) в отличие от предыдущего президента Акаева, малая родина которого была моноэтническая. В результате с новой властью не договорились Кадыржан Батыров и Давран Сабиров. С одной стороны, центральная власть была слабой, чтобы полностью выдавить их с политической арены и заменить их другими людьми, а с другой стороны, эти лидеры слишком долго представляли узбеков в Бишкеке и имели достаточно ресурсов (например, не дать другим узбекам занять их место), чтобы не кануть в политическое небытие.
С 7 апреля (свержение Бакиева – РНЛ) связь между узбекской элитой и центральной властью полностью прекратилась. Те, кто договаривался с Бакиевым (в основном, члены партии Ак Жол), стали выжидать. Временное правительство (ВП) объявило, что властью ни с кем не поделится. Узбекские лидеры, кто был в опале, бросились «пытать счастье» в новых условиях. Показателен в этом случае пример К.Батырова, который переступил черту и ввязался в борьбу за власть в Жалал-Абаде на стороне ВП с трагическими последствиями.
Выступление узбекского национального меньшинства в пользу одной из конфликтующих сторон автоматически придала внутрикиргизскому конфликту межэтническую форму.
Но главными ошибками формальных и неформальных лидеров узбекское общины стало неправильное понимание событий 7 апреля, которые они восприняли как признак слабости титульной нации и слепая вера в деньги, на которые можно закупить достаточно оружия. В этих условиях проплаченным провокаторам было не трудно положить начало массовым убийствам.
Сегодня ВП начало подавать признаки жизни. Утром на публике появился первый заместитель главы ВП Алмазбек Атамбаев, днем – глава ВП Роза Отунбаева. Уже думают об объявлении траура, подводя черту над острой фазой конфликта.
У ВП одна версия произошедшего – бывший президент посредством межэтнического конфликта пытается вернуть себе власть. На это они не жалеют денег, подкупая всех подряд, проплачивая работу провокаторов и вооруженных групп. Одним словом все то, что планировали Максим Бакиев и Жаныш Бакиев в обнародованном телефонном разговоре.
Выдержка из разговора Максима Бакиева и Жаныша Бакиева, появившегося в Интернете в мае 2010 года:
«Ж.Б.: - Поводов не будет для введения, скажем, там российской Пантелеевской дивизии, еще что-нибудь?
М.Б.: - А если, если они введут войска, мы уже думали. Они введут их, и что дальше? В пользу кого? В пользу тех, кто совершил переворот? Значит, они показывают, что они их поддерживают и сами к этому причастны. Они могут ввести войска только в пользу восстановления конституционного порядка».
Теперь за ввод войск продолжают выступать бывший президент К.Бакиев и бывший премьер-министр Ф.Кулов. Один мечтает восстановить конституционный строй, другой – вернуться в правовое поле, где он, видимо, рассчитывает найти и место для себя.
Межнациональный конфликт вынудил главного подозреваемого Максима Бакиева сдаться властям Великобритании 13 июня, то есть, когда еще не до конца было понятно, чем все закончится. Основной причиной могла стать прямая угроза жизни. Страна выбрана не случайно – Великобритания редко кого выдает на протяжении последних 300 лет, например, Березовского — Путину, а М.Аблязова — Назарбаеву.
Возможно, связаны в один в узел несколько событий, произошедших с течение суток - усиление погромов на юге Киргизии, просьба Отунбаевой о вводе внешних сил, сдача британским властям Максима Бакиева, а также пресс-конференция Курманбека Бакиева.
Некоторые члены ВП также «скорректировали» свою позицию на этот вопрос. Ввод внешних военных сил в Кыргызстан признан странами ОДКБ нецелесообразным, заявила Роза Отунбаева. Атамбаев говорит, что Киргизия запросила техническую помощь у ОДКБ.
Еще один признак оживления ВП — заявление Отунбаевой о том, что референдум переноситься не будет. До этого специальный представитель генсека ООН Мирослав Енча и представитель действующего председателя ОБСЕ Жанибек Карибжанов заявили в Бишкеке о важности проведения референдума в обозначенные сроки. Таким образом, на канале национального телевидения вновь появились агитационные материалы референдума, исчезнувшие на прошлой неделе.
И последнее, на девяти въездах в Бишкек установлены блок-посты.