Общецерковный суд является неотъемлемой частью Церкви. Церковь - это Тело Христово, и ей, как внешней организации, нужно, чтобы был какой-то специальный орган, который бы был на страже соблюдения церковных правил, норм, вероучительной системы, литургической системы. Ведь Церковь на протяжении 2000 лет выработала очень четкие и ясные позиции, положения и формулы, которые нужно правильно применять.
Я не сторонник того, чтобы суд был местом, где собираются все отрицательные моменты, вроде мусорной корзины. Священнослужители - живые люди, у них разные реакции, разный уровень знаний, часто по невежеству совершаются нарушения канонического характера. Многие молодые священнослужители сейчас ввиду канонической безграмотности не чувствуют ответственности за единство, святость и соборность Церкви. Святые отцы дали нам четкую формулу: беречь единство, святость, соборность и апостольское преемство в Церкви. Некоторые люди понимают что-то по своему, начинают толковать и свои мысли высказывать. Я считаю, что это нормальное явление, но только надо, чтобы суд носил не собирательный характер по части того, что апостол Павел называет «бабьи сказки», а чтобы это была серьезная работа.
Существование суда просто будет предостерегать многих людей от опрометчивых шагов. Он станет предостерегающей инстанцией. Например, часто сегодня литургическая жизнь приобретает странные формы, и нужно добиться неукоснительного соблюдения канонических правил. Однако нередко мы видим, что в литургической части иногда придумываются какие-то новые молитвы, чинопоследование меняют, сокращают богослужение или пытаются перекроить календарь. Все это требует тщательного и глубокого осмысления. Если нужно в Церкви делать что-то новое, что было бы людям понятно сегодня, то все это надо, прежде всего, обсуждать, изучать, посмотреть историческое преемство, а уж потом делать какие-то шаги.
Вот, например, некоторые удаляют из Литургии ектенью об оглашенных, но еще святитель Филарет Московский говорил, что этим не только ектенью об оглашенных удаляют, но и начало Литургии верных, потому что сразу после просительной ектеньи следует «яко мы под державою». Если понимать оглашение как уроки по изучению вероучения каким-то классом, а таких учеников на приходе нет, то говорят, что и не надо ектенью об оглашенных, но оглашение - это процесс, когда человек постепенно возрастает от силы в силу. Если Церковь - это Тело Христово, то и у каждого человека в Церкви бывает сначала детский возраст, потом он оказывается во взрослом возрасте. Когда мы молимся «Помолитеся, оглашеннии, Господеви…», то имеются в виду не только те, кто в данный момент является оглашенным, но речь идет о процессе во всей Православной Церкви, по всему миру, где бы она не была. Потому что если у нас сегодня нет оглашения, если его и не происходит, но в Церкви оно все равно идет. Даже если кто-то сегодня пришел крестить ребенка из соображений соблюдения традиций, но мы ведь молимся о нем, чтобы Господь его просветил и наставил.
Иногда каноны пытаются истолковать так, что священник на приходе, являясь самостоятельной фигурой, может чувствовать себя почти независимо и делать то, что ему кажется сегодня наиболее современным. Это очень опасная тенденция. Церковь - это живой организм, и если это понимать, то ясно, что как каждый живой человек умывается, чистится, стирает одежду, так и тут - все мы должны помнить, что есть орган, который следит за порядком, ставит все на должный уровень. Почему у нас на сегодня зарегистрировано в России 13 русских православных церквей? Откуда это появилось? От несоблюдения канонов. Архиерей присягу принимает, дает клятву хранить единство Церкви и тут же ее нарушает. 13 православных русских церквей - такого никогда в истории России не было! И вот Диомид оформляет себе четырнадцатую. Как может быть такое? Это значит, что вовремя не подсказали, не разъяснили, не поставили человека на место.
Я считаю, что церковный суд - это не карающая инстанция, а подсказывающая, наблюдающая, предостерегающая. Это своего рода превентивные меры. Вот сейчас стоит вопрос, и Патриарх об этом говорит, чтобы создавать на приходах какие-то молодежные и другие группы, так ведь это очень не просто, такой процесс надо контролировать, заниматься работой с молодежью серьезно и не отходить от церковных канонов. Подчеркну еще раз, что в целом я приветствую идею создания общецерковного суда.
Протоиерей Владимир Сорокин, председатель Комиссии Санкт-Петербургской епархии по канонизации, профессор СПбДА, благочинный Центрального округа Санкт-Петербургской епархии, настоятель Князь-Владимирского собора, кандидат богословия, специально для «Русской народной линии»