От редакции: Недавно «Русская народная линия» опубликовала статью общественного деятеля, главы монархическо-легитимистского Движения «За Веру и Отечество» Константина Касимовского «Мы все больны Стокгольмом», которая посвящена критике Синодика, составленного настоятелем Князь-Владимирского собора Санкт-Петербурга протоиереем Владимиром Сорокиным. Мы снабдили статью редакционным предисловием, в котором выразили свое, в целом критическое, отношение к проекту Синодика. Одновременно на сайте радиостанции «Радонеж» был опубликован обмен мнениями по поводу идеи Синодика между его автором и известным московским священником-монархистом протоиереем Александром Шаргуновым, которое мы также перепечатали на нашем сайте (редакция «Радонежа» назвала его так «Можно ли молиться за царя Ирода?»).
И вот на днях протоиерей Владимир Сорокин прислал письмо, в котором разъясняет свою позицию. Письмо адресовано настоятелю храма свт. Николая в Пыжах протоиерею Александру Шаргунову. В числе получателей копии указаны: директор радиостанции «Радонеж» Е.К. Никифоров и главный редактор «Русской народной линии» А.Д. Степанов. Вопрос, который ставит отец Владимир, постоянно возникает и на РНЛ, - как нам относиться к советскому прошлому? В данном контексте - надо ли и как нам поминать деятелей советской эпохи? Отец Владимир справедливо пишет, что это очень важный вопрос - вопрос о преемственности русской истории. И на него нужно дать ответ. Предлагаем это письмо вниманию читателей.
Ваше Высокопреподобие! Дорогой отец Александр!
Прочитал ваше второе письмо. Спасибо за возможность беседовать. Мне понятна Ваша озабоченность. Также, как у Вас, и у меня тоже болит душа о чистоте православия и о правильном соблюдении традиций.
Синодик - это не Богодухновенная книга, не догмат, никакими строгими каноническими нормами не оговорен. Это добрая, хорошая традиция.
Известно, что в каждом монастыре, храме, семье всегда были синодики. К сожалению, эта важная миссионерская традиция почти утеряна. Слава Богу, сейчас она возрождается.
Например, в 2009 году Издательский отдел Нижегородской епархии издал «Синодик Нижегородского Печерского монастыря 1552 года. Синодик опальных царя Иоанна Грозного».
Мы решили возродить в соборе эту традицию с тем, чтобы дать возможность прежде всего молиться о тех, кто внесен, о здравии и о упокоении. А главное - он помогает людям сформировать ЦЕЛЬНОЕ представление об истории своей страны, Церкви, прихода через конкретных людей. Сейчас, к сожалению, каждый историк или какая-то группа историков создает свою историю России, Церкви. И в результате наша история представлена разорванными кусками. Причем, как правило, историки друг с другом не согласны и даже враждуют... И все это преподносится молодому поколению. Поскольку я всю жизнь занимаюсь с молодежью, я вижу, как они быстро запутываются во всех этих представлениях, теряются, и у них пропадает живой интерес к своей истории.
Мы попытались создать Синодик, куда включили правителей России, Предстоятелей Православной Церкви, Митрополитов, викариев, настоятелей, священников, диаконов, псаломщиков, прихожан. Это ПОПЫТКА создания Синодика. Это наш вариант, который не претендует на безошибочность, непогрешимость. Мы разработали форму, провели огромную работу по сбору сведений. Мы его выложили на сайте на всеобщее обсуждение в 2015 году в надежде, что нам помогут саму идею Синодика сформировать в современном правильном виде. Что интересно - мы ждали, что с нами вступят в диалог, и начнется поиск ответа. Три года все молчали. А три года спустя написали донос митрополиту Варсонофию, в Московскую Патриархию и вообще вынесли это на всеобщее «посмеяние».
А результат какой? Где ответ современному человеку? Мы будем очень рады, если с Вашей помощью, с помощью других людей будет выстроена линия преемства власти в России - мы готовы обсуждать, корректировать, искать. Но я думаю, Вы, отец Александр, согласитесь, что такой ряд нужен и по линии гражданской, и по линии церковной. Молодые люди не хотят ждать. Им давайте сейчас ответ на вопрос - какова наша страна сейчас, и о ком молились в 20-е, 30-е, 40-е, 50-е, 60-е, 70-е годы конкретно, когда возглашали прошение «Еще молимся о Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте»?
Ваши замечания справедливы. Но предложите свой вариант - как молиться за советский период. По резолюции митрополита Варсонофия мы убрали советских руководителей из Синодика - но вопросы-то остаются. Все-таки молились же за власть, и за конкретную власть.
Церковь же не убрала из Священной Истории ни Иуду, ни Пилата, ни первосвященников. Они запечатлены на страницах Священного Писания, всегда присутствуют в Евангелии на престоле. Или другой вариант. Святитель Лука получил Сталинскую премию. Не убирают же из его биографии слова «Сталинская премия»... Святитель Афанасий Сахаров составил в заключении Последование молебнаго пения о врагах ненавидящих и обидящих нас - почему теперь его никто не упоминает?
Нам делают замечание, что мы «прикрываемся» словами Священного Писания о молитве за врагов. Мы не прикрываемся, а руководствуемся словами Священного Писания. Вот это слова, которые являются для нас нормой:
«Но вам, слушающим, говорю: люби́те врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас» (Лк. 6: 27-28).
«А Я говорю вам: люби́те врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5: 44-48).
«Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23: 34).
«Когда же приближались дни взятия Его от мира, Он восхотел идти в Иерусалим; и послал вестников пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское; чтобы приготовить для Него; но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим. Видя тó, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк. 9: 51-56).
«Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте» (Рим. 12: 14).
«Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12: 20-21).
«Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем» (1Фес. 5: 15).
«Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте» (1Тим. 2: 1-2).
Для нас принципиально важны слова Господа, Святых Апостолов, Святых Отцов. Святые Отцы определили Церковь как «Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». Для нас единство Церкви, ее святость, ее соборность и апостольское преемство являются самым главным. Все, что разрушает единство, подвергает сомнению святость, размывает соборный разум и уничтожает преемство поколений - все это неприемлемо.
Мы всегда обращаемся к первоисточникам. Я надеюсь, что у нас у всех хватит терпения и мудрости помочь современной молодежи расставить правильно акценты в нашей истории и государства, и русской Церкви. Ради этой великой цели мы готовы терпеть все эти упреки, обличения - лишь бы только был положительный результат. Мы убедились на опыте, что те учреждения, особенно образовательные, у которых есть общая Книга Памяти или Синодики - как они людей сближают и создают здоровую нравственную атмосферу.
С надеждой жду конструктивных предложений.
С уважением и братской любовью,
Протоиерей Владимир Сорокин, настоятель Князь-Владимирского собора в Санкт-Петербурге, профессор
151. Re: С надеждой жду конструктивных предложений
150. Ответ на 147., М.Яблоков:
149. Ответ на 138., М.Яблоков:
148. Ответ на 142.
147. Ответ на 146., Lucia:
146. Re: С надеждой жду конструктивных предложений
145. Re: С надеждой жду конструктивных предложений
144. Re: С надеждой жду конструктивных предложений
143. Ответ на 137., Елена Сергеева:
142. Ответ на 139., М.Яблоков: