Как рассказал в интервью изданию настоятель Свято-Троицкого храма Челябинска протоиерей Игорь Шестаков, изначально на Александровской площади была заложена часовня в честь св. Александра Невского, которая задумывалась как храм-памятник Царю-Освободителю Александру II.
«Однако, та часовня, которая была возведена первоначально, не могла устроить ни горожан, ни верующих. В 1907 году возобновилось строительство храма Александра Невского по проекту Александра Померанцева, в том виде, который мы и видим сейчас. Храм-памятник построен на средства верующих. Средства собирались долго, и строительство велось не один год. Часть денег на возведение храма была пожертвована Императорской семьей. Не лично Государем Александром II, а именно всей семьей. Они выделили пять тысяч рублей. Это по тогдашним меркам деньги не малые. (...) Храм освятили в 1911 году и до 1930 года в нем совершались Богослужения. Храм, как и город, был участником и свидетелем всей бурной истории начала XX века. В храме изымались церковные ценности (описи есть в областном государственном архиве). Храм был закрыт во время мощного витка атеистической пропаганды 1929-1930-х годов прошлого года: замолчали навсегда колокола, были сброшены кресты, храм был превращен в подсобное помещение. Долгое время в нем размещался планетарий. Сейчас в нем находится органный зал. При этом орган в здании некогда православного храма был установлен без всякого согласия со стороны верующих. И сейчас, когда встает вопрос о возвращении храма, многие себе позволяют бестактные грубые выходки, выпады в адрес Русской Православной Церкви и в адрес тех, кто все эти годы не кричал, не протестовал, не требовал немедленного разрешения этого вопроса», - рассказал отец Игорь.
Что же касается озабоченности части городской общественности дальнейшей судьбой органа, ныне находящегося в здании храма, то, заверил священник, «с этим уникальным музыкальным инструментом ничего плохого не случится». «Сегодня уместно говорить о том, что Челябинску нужен еще один объект - настоящий органный зал, куда могли бы ходить все. В настоящее время православные верующие нашего города не могут посещать концерты органной и классической музыки, так как они происходят в оскверненном храме. И пусть кто-то обидится или сочтет нас не политкорректными, но пока в храм не вернулся храм, пока не освящен престол, на котором должна совершаться бескровная жертва, совершаться Божественная литургия, мы будем говорить об этом месте как об оскверненном храме», - пояснил пастырь.
«Решение вопроса храма Александра Невского, в нашем понимании, - это возвращение святынь и приобретение городом еще одной концертной площадки, - продолжил отец Игорь. - Только так мы хотим рассматривать этот вопрос. Мы не хотим, чтобы сегодня кто-то пострадал или чьи-то права или интересы были ущемлены. Наша позиция - позиция созидательная, а ни в коем случае не разрушительная и не варварская, потому что все мы патриоты нашей страны и прекрасно понимаем, что сейчас наша задача в возведении и возрождении. Но возрождение духовности не мыслится до тех пор, пока не свершится повторное освящение храма, пока верующие не будут иметь возможность радоваться тому, что в нашем городе появился еще один храм. Не только для православных, но и для всех».
«Сегодня вопрос о храме Александра Невского уже не больной, не острый, он уже не ранящий душу той или другой стороны. Напротив, он перешел в категорию вопросов, разрешение которых позволит понять и почувствовать силу единства нашего общества и общность наших взглядов на проблему. Храм-памятник должен быть возвращен церкви и служить народу. А уникальный инструмент будет нас радовать своим звучанием в новом концертном зале», - справедливо заметил священник.
«Мы за самый конструктивный способ решения этой проблемы, - сказал отец Игорь. - Для этого создана рабочая группа Общественной палаты Челябинской области, которую я возглавляю, как член палаты. Мы обсуждаем этот вопрос с законодателями, с деятелями культуры, с теми людьми, которые будут отвечать за техническую экспертизу данного инструмента. Никто не вынесет уникальный орган - тоже достояние народа - и не бросит его в чистое поле. Я полагаю, что те, кто сегодня подстрекает людей к некоему флэш-мобу, должны знать - нашу позицию: мы против силового и категоричного разрешения этой проблемы, мы за конструктивный способ ее решения».
Напомнив о том, что в свое время, в 1990 году, состоялся перенос располагавшихся в здании Свято-Троицкого храма учреждений краеведческого музея в более приспособленное помещение, священник обратил внимание: «Посмотрите, какое сейчас у краеведческого музея просторное, отвечающее всем современным требованиям здание и расположено оно также в центре города в удобной доступности для горожан и гостей города. Кто-то говорит, что его строили 15 лет, но не забывайте, что 10 лет из этих 15-ти были лихими 90-ми, когда совсем ничего не строилось. И все-таки музей жил и существовал. Кроме того, возвращение Свято-Троицкого храма церкви - большой плюс для верующих, а также историков и краеведов. В 1990 году, когда была начата реставрация, мы в храме обнаружили роспись школы Васнецова, о которой не знали и наши историки. Ее восстановление послужило толчком для работы историков и краеведов. Сегодня росписи васнецовской школы не только сохранены, но и восстановлены. Они будут служить нам и нашим потомкам. Мы воссоздали интерьер Свято-Троицкого храма не таким, как он был до революции, а даже увеличив культурный вклад в него. Потому что сегодня наш иконостас - это культурный прецедент, которому мало можно найти аналогов в Русской Православной Церкви. Да, это 10 лет кропотливой работы, но зато какой результат».
Аналогичный результат можно получить и в храме св. Александра Невского, убежден отец Игорь: «Мы за культурное возрождение и процветание. Уже давно пора отрешиться от нелепого стереотипа, что церковь - это собрание грубых и невежественных людей. У нас 45 процентов прихожан - люди с высшим образованием, работающие по специальности, 25 процентов прихожан - молодежь, которые учатся в вузах. Придите хотя бы один раз в православный храм во время воскресной проповеди или на наши детские праздники. Мы несколько лет подряд с администрацией Челябинска проводим городскую рождественскую елку. И число желающих не может вместить даже такие большие площадки как оперный театр. Я настоятельствую в Свято-Троицком храме 13 лет. За это время в нашем храме побывало по сути дело полмира. У меня были шведы, немцы, американцы, китайцы, японцы, вице-премьер Финляндии, консул Венгрии, полномочный посол Чешской республики, приезжали немцы-органисты, профессора из венской академии музыки. В нашем храме был уважаемый на весь мир датский органист Хансон и он недоумевал, почему в православном храме у нас стоит орган. Противоречий между церковным священноначалием, верующими и культурным сообществами нет и быть не может. Мы стоим на одной позиции и вместе сохраняем национальную культуру».
«Храм будет открыт не для того, чтобы, как кто-то сказал, вокруг собрались бомжи и нищие (они не будут у нас спрашивать, где им собираться). Храм будет открыт, прежде всего, для того, чтобы люди верующие молились в нем. Кроме того, храм - это памятник архитектуры, это историческое место, которое будет служить не только местом общения верующих, он будет, прежде всего, выступать как лицо нашего города. (...) Мы готовы доказать, что современный храм - это, прежде всего, источник культуры. Восстановление росписи школы Грабаря, которая сейчас законсервирована, восстановленные интерьеры - разве это не будет лучшим свидетельством того, что у нас есть совершенно нормальный и взвешенный взгляд на решение проблемы», - заключи отец Игорь Шестаков.