Отношение к религии в последние годы в ФРГ заметно изменилось, отмечают немецкие теологи. Религия становится «модной». В среде немецкой молодежи в моду входят «вечеринки» с религиозным уклоном. Молодежь по-своему верит в Бога, для нее Бог - это некая абстрактная сила. Нередко на улицах можно видеть проповедников в «прикиде» рэпперов, которые говорят о Боге в стиле хип-хоп. Вера в глазах молодежи - это «круто».
В то же время, сообщает Православие.ru, последние годы европейские церкви все больше пустеют. Так, согласно опросу немецкого журнала «Stern», лишь один из шести жителей Германии сегодня доверяет католической церкви (в частности, в связи с недавними скандалами со священниками-педофилами), а с начала текущего года рекордное количество немецких католиков из всех католических епархий страны покинули церковь. Также заметно возросло недовольство папой-немцем Бенедиктом XVI: согласно последнему опросу, менее 25% немцев доверяют нынешнему понтифику.
Стремительно снижается доверие к церкви не только среди общего населения Германии, но и среди верующих христиан. Так, согласно опросу, проведенному на днях «Forsa surveying company», Римскому папе сегодня доверяют 39% верующих немцев (по сравнению с 62% в конце января), а Ватикану доверяют лишь 34% верующих (по сравнению с 56% в конце января). Ожидается, что в ближайшее время стремительное сокращение прихожан католической церкви в Германии будет продолжаться.
Как соотнести т.н. «религиозный реннесанс» в Германии с пустеющими церквами и снижением доверия населения к католической церкви? Не является ли этот феномен свидетельством формирования в Европе «внецерковного» христианства, и что это за «христианство»? На вопросы корреспондента «Русской линии» ответил сотрудник Миссионерского отдела Московского Патриархата, клирик храма свт. Николая Патриаршего подворья в Отрадном иерей Валерий Буланников.
«Дело в том, что религиозный антураж может стать привлекательным или отталкивающим, в зависимости от общественного мнения и состояния, – сказал о. Валерий. – В данный момент в Германии религиозный вопрос актуален, но в какой форме? Это следствие тяготения суеверных людей ко всякой нездоровой мистике, воплощенной в различной литературе, кинофильмах. Играют большую роль различные псевдонаучные околорелигиозные исследования, возбуждающие сознание людей своими прогнозами, предсказаниями, погружая их в ожидание массовых катаклизмов, катастроф, «концов света» (в 2012 г.) и т.д. Все это вызывает большой, по большей части нездоровый, интерес. Но это не есть религиозность. Хотя это явление связано с религией, но к вере оно никакого отношения не имеет. Поэтому и пустеют католические храмы».
Священник подчеркнул, что настоящего, глубоко интереса к религии европейцы в своем большинстве не испытывают. «В религии, особенно в христианской, обязательно присутствует условие строгой дисциплины. Это значит, что человеку нужно многое менять в своей жизни, нужно менять себя. А менять никто не хочет. Потусоваться на вечеринке, растопырить пальцы и покричать, что христианство - это «круто» - это "да", а заняться духовной работой над собой – это "нет", это "увольте". Таково сознание нового европейского «христианина». Поэтому никакого «религиозного ренессанса» в Европе не происходит и произойти не может», - убежден о. Валерий.
По его словам, каждая душа в некоторой степени хочет приобщиться к вечному, имеет религиозный позыв, но направить этот позыв в нужное русло секуляризированный европеец уже не имеет сил. «Поэтому природная религиозность человека выплескивается на Западе в феномен околорелигиозной тусовки на стадионах и дискотеках», - пояснил он. «К глубокому сожалению, западное общество глубоко дехристианизировано. Популяризация «тусовочного христианства» в Германии никакого отношения к вере не имеет», - заключил иерей Валерий Буланников.