Валерий Расторгуев: Существует четыре причины неисполнения поручений Президента 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Валерий Расторгуев: Существует четыре причины неисполнения поручений Президента

17.03.2010


Известный политолог не удивлен тем, что большинство указаний главы государства на местах игнорируются …

«Здесь достаточно много трудных вопросов. Первый заключается в том, что в России основные усилия и ресурсы были потрачены не на строительство новой политической или экономической системы, а на демонтаж старой. В первую очередь, демонтировалась система, которая называлась весьма условно, но достаточно точно - «командно-административная». Эта система была основана на жесткой регламентации вертикального и горизонтального управления. Это было возможно, поскольку это была действительно большая мощная политическая система, где государство играло решающую роль во всех отраслях производства, во всех сферах жизни. В этом плане, естественно, решения, которые принимались, принимались, во-первых, с учетом специфики системы, во-вторых, с опорой на вымуштрованный и достаточно образованный и грамотный аппарат, номенклатуру сверху донизу. И, кроме того, с опорой на население, которое тоже понимало, какое общество строится, какие цели поставлены, какие горизонты впереди. Когда эта система была разрушена до основания, когда на её месте оказался огромный котлован, то, естественно, в этот котлован можно бросать камушки, можно иногда услышать звон и грохот от крушения того, что осталось, но увидеть какую-то значительную реакцию, конечно, очень трудно, поскольку само государство в результате радикально либерального реформирования потеряло почти все рычаги управления. Мало того, оно само отказывается от этих рычагов. Примером этому служит даже подготовка передачи бюджетных организаций на самоокупаемость. То есть этот демонтаж продолжается, и на этом фоне ожидать исполнения решений очень трудно. Это первая причина неисполнения поручений Президента. Но есть и другие причины», - заявил в интервью «Русской линии» заведующий кафедрой теоретической политологии философского факультета МГУ, д. филос. н., профессор Валерий Расторгуев в связи с неудовольствием Президента России Дмитрия Медведева тотальным неисполнением его поручений министрами.

Вчера, 16 марта, на специальном совещании, посвящённом контролю за исполнением поручений главы государства, члены правительства и руководители ряда регионов отчитались о выполнении отдельных поручений Президента России Дмитрия Медведева, сообщает сайт Президента РФ. В ходе совещания, состоявшегося в режиме видеоконференции, с докладами выступили начальник Контрольного управления Константин Чуйченко, советник Президента Леонид Рейман, вице-премьеры Сергей Собянин, Александр Хлопонин и Александр Жуков, министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щёголев, министр экономического развития Эльвира Набиуллина, генеральный прокурор Юрий Чайка, гендиректор РОСНАНО Анатолий Чубайс, а также губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев и губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский.

Дмитрий Медведев в своем выступлении признался, что «ситуация с исполнением поручений достаточно сложная», и несмотря на то, что он регулярно получает как глава государства доклады правительства и от других организаций, «далеко не всегда эти доклады выглядят содержательно». «Очень часто это просто отписки: желая уложиться в те или иные сроки, наши уважаемые коллеги докладывают о том, что сделано то-то и то-то. На самом деле - начинаешь разбираться - по сути, ничего не произошло», - посетовал Президент.

«Укрепление исполнительской дисциплины - это, вне всякого сомнения, требование сегодняшнего дня, это необходимость. И надеюсь, что такого рода видеоконференции, такого рода совещания будут этому способствовать. Мы будем их проводить регулярно, с тем, чтобы не возникало больших пауз, и можно было посмотреть в глаза каждому исполнителю», - считает он. «Помимо укрепления исполнительской дисциплины (которая у нас всегда, к сожалению, хромает) - а это требование регулярное - нужно посмотреть на содержание самих поручений и на то, что по этим поручениям делается. Далеко не всегда какие-то кричащие вещи оформляются в виде президентских поручений, и, наоборот, зачастую мне приходится подписывать поручения, которые, откровенно говоря, ничего не изменяют и, соответственно, не вносят ничего нового - это повторение пройденного. В этом плане все присутствующие здесь: и Администрация Президента, и полномочные представители, и Правительство Российской Федерации - должны ценить силу президентских поручений. Их не должно быть очень много, но они должны быть веские, и они должны исполняться неукоснительно», - полагает Президент России.

Затем с докладом выступил начальник Контрольного управления Константин Чуйченко. По его словам, «в целом, оценивая состояние исполнительской дисциплины, можно отметить более чёткую работу правительства Российской Федерации и других исполнителей. Снизилось количество многократных переносов сроков исполнения поручений. В 2009 году продление сроков два раза и более сократилось до 89, при этом в 2008 году такое продление составляло 287 случаев. В этом смысле имеется определённая тенденция улучшения оперативности выполнения поручений».

В то же время, признал он, несмотря на определённые положительные результаты работы, качество и своевременность исполнения поручений остаются на недостаточном уровне: «Анализ состояния исполнительской дисциплины свидетельствует об имеющихся случаях несогласованности действий, неполноте проработки вопроса, что приводит к необоснованному затягиванию решения поставленных главой государства задач. Особенно это относится к Минэнерго, Минобороны и Минрегиону России».

Как заметил Д.Медведев, когда чиновники пишут письма о том, что «предлагаю перенести на полгода», это означает только одно - неисполнение поручения Президента. «Что из этого должно вытекать? Должно вытекать следующее, и это я как раз предлагаю сделать: в случае если происходит перенос исполнения поручения, Вы (Чуйченко - РЛ) должны определить степень объективности такого рода переноса; и если Вами выявлено, что перенос срока поручения связан с неисполнением или ненадлежащим исполнением тем или иным чиновником своих служебных обязанностей, вместе с письмом о переносе срока поручения, как Вы мне обычно пишете («предлагаем перенести»), одновременно меры об ответственности конкретных людей, вплоть до увольнения безотносительно к чинам и званиям», указал Д.Медведев.

Президент России Дмитрий МедведевВместе с тем, Медведев отказался издавать особый указ по исполнению своих поручений. «Я такое поручение подписывать не буду, потому что принимать исчерпывающие меры по безусловному исполнению поручений главы государства - это несерьёзно. Они и так должны исполняться. Кто не исполняет, на улицу пусть идёт. Такое поручение не нужно», - указал он.

Комментируя неисполнение чиновниками поручений Д.Медведева, Валерий Расторгуев продолжил: «Вторая причина неисполнения поручений Президента заключается в том, что в принципе распоряжения должны приниматься с учетом какой-то долгосрочной стратегии, когда понятно, в каком контексте и для чего они принимаются, как они связаны с другими решениями. Это возможно, когда существует хорошая или плохая, но долгосрочная стратегия развития. Можно сказать, что попытки создания такой стратегии в течение долгого времени в нашей стране не предпринимались вообще. Те опыты, которые были, например, концепция 2020, с попыткой заглянуть за временной горизонт порядка 13 лет, оказались тоже несостоятельными в силу целого ряда причин, одна из которых - тяжелейший кризис, осложненный глобальным финансовым кризисом, падением цен на нефть, когда все благие пожелания и планы полетели в тартарары».

«В условиях, когда нет сколько-нибудь ясного представления о том, что мы строим, не может быть ясного представления и у людей, которые должны исполнять поручения. Люди должны видеть перспективу, должны понимать, что и зачем они исполняют, как одно решение связано с другим, чтобы это были не спорадические волевые указания, а какие-то систематические шаги к определенной цели. Тем не менее, никто не видит, никто не знает, никто не понимает, никто не объясняет, к каким целям надо стремиться. В таких условиях разумные люди отказываются исполнять распоряжения, идущие сверху, не обязательно от Президента, по той причине, что не понимают, куда их ведут. А неразумные люди, может быть, и готовы исполнить решения, но «заставь дурака Богу молиться...», далее мы знаем, чем это кончается. Поэтому Президент недоволен и возмущен. Но возмущаться надо не только ему одному, но и тем, кто не может исполнить решения, ибо они не представляют собой какой-то серьезной, долгосрочной стратегии», - отметил эксперт.

«Кроме того, есть и третья причина неисполнения поручений Президента. Государство сбрасывает с себя как раз те функции, прежде всего, в социальной политике, которые именно оно, только оно и никто кроме него должно исполнять. Если государство не справляется с такими задачами, не желает марать руки, не желает заниматься ежедневной трудной работой, передавая ее на хрупкие плечи регионов, то, естественно, что и вся система исполнителей перестает участвовать в этом деле», - считает аналитик.

«Четвертая причина неисполнения поручений Президента заключается в том, - продолжил он, - что многие распоряжения и указания, идущие сверху, или не слишком обременены научным обоснованием, или, можно сказать, весьма легковесны. В частности, государство потратило колоссальные ресурсы в сфере науки, сконцентрировав и сложив их в одну копилку под названием «Нанотехнологии». Во всем мире хорошо понимают, что разработки в этой области можно сравнить с известной присказкой «иди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что». С точки зрения научной продуманности и обоснованности, это полное ничто, а затраты колоссальные. Мало того, чрезвычайно возможен разрушительный эффект, поскольку сами нанотехнологии рассматриваются во всем мире как один из самых опасных трендов и одна из самых опасных экологических угроз, потому что мы создаем некую систему феноменов, воздействие которых на окружающий мир не понятно, не известно и не изучено. Последствия могут быть самыми тяжелыми. Единственное, что нас утешает, что, скорее всего, эти фантастические деньги будут потрачены впустую и ничего серьезного создано не будет, поскольку руководит этим делом человек, который за всю свою профессиональную карьеру ничего сколько-нибудь ценного для Отечества не сделал. Учитывая, что все люди такого же качества остались на своих местах, учитывая, что сама система выстроена без сколько-нибудь прозрачной идеи, удивляться тому, что многие решения не исполняются, не стоит».

«Вообще-то говоря, исполнение решений Президента страны для аппарата - это вопрос жизни и смерти в нормальном обществе. Но когда аппарат превосходит все мыслимые границы, когда он становится бесконечно размножающейся гидрой бюрократии, которая этим живет и окормляется, да к тому же каждый год разрастается, то она не для того живет, чтобы исполнять чьи-то распоряжения. Ей дай Бог, прокормиться», - заключил Валерий Расторгуев.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме