Вчера, 16 марта, на специальном совещании, посвящённом контролю за исполнением поручений главы государства, члены правительства и руководители ряда регионов отчитались о выполнении отдельных поручений Президента России Дмитрия Медведева, сообщает сайт Президента РФ. В ходе совещания, состоявшегося в режиме видеоконференции, с докладами выступили начальник Контрольного управления Константин Чуйченко, советник Президента Леонид Рейман, вице-премьеры Сергей Собянин, Александр Хлопонин и Александр Жуков, министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щёголев, министр экономического развития Эльвира Набиуллина, генеральный прокурор Юрий Чайка, гендиректор РОСНАНО Анатолий Чубайс, а также губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев и губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский.
Дмитрий Медведев в своем выступлении признался, что «ситуация с исполнением поручений достаточно сложная», и несмотря на то, что он регулярно получает как глава государства доклады правительства и от других организаций, «далеко не всегда эти доклады выглядят содержательно». «Очень часто это просто отписки: желая уложиться в те или иные сроки, наши уважаемые коллеги докладывают о том, что сделано то-то и то-то. На самом деле - начинаешь разбираться - по сути, ничего не произошло», - посетовал Президент.
«Укрепление исполнительской дисциплины - это, вне всякого сомнения, требование сегодняшнего дня, это необходимость. И надеюсь, что такого рода видеоконференции, такого рода совещания будут этому способствовать. Мы будем их проводить регулярно, с тем, чтобы не возникало больших пауз, и можно было посмотреть в глаза каждому исполнителю», - считает он. «Помимо укрепления исполнительской дисциплины (которая у нас всегда, к сожалению, хромает) - а это требование регулярное - нужно посмотреть на содержание самих поручений и на то, что по этим поручениям делается. Далеко не всегда какие-то кричащие вещи оформляются в виде президентских поручений, и, наоборот, зачастую мне приходится подписывать поручения, которые, откровенно говоря, ничего не изменяют и, соответственно, не вносят ничего нового - это повторение пройденного. В этом плане все присутствующие здесь: и Администрация Президента, и полномочные представители, и Правительство Российской Федерации - должны ценить силу президентских поручений. Их не должно быть очень много, но они должны быть веские, и они должны исполняться неукоснительно», - полагает Президент России.
Затем с докладом выступил начальник Контрольного управления Константин Чуйченко. По его словам, «в целом, оценивая состояние исполнительской дисциплины, можно отметить более чёткую работу правительства Российской Федерации и других исполнителей. Снизилось количество многократных переносов сроков исполнения поручений. В 2009 году продление сроков два раза и более сократилось до 89, при этом в 2008 году такое продление составляло 287 случаев. В этом смысле имеется определённая тенденция улучшения оперативности выполнения поручений».
В то же время, признал он, несмотря на определённые положительные результаты работы, качество и своевременность исполнения поручений остаются на недостаточном уровне: «Анализ состояния исполнительской дисциплины свидетельствует об имеющихся случаях несогласованности действий, неполноте проработки вопроса, что приводит к необоснованному затягиванию решения поставленных главой государства задач. Особенно это относится к Минэнерго, Минобороны и Минрегиону России».
Как заметил Д.Медведев, когда чиновники пишут письма о том, что «предлагаю перенести на полгода», это означает только одно - неисполнение поручения Президента. «Что из этого должно вытекать? Должно вытекать следующее, и это я как раз предлагаю сделать: в случае если происходит перенос исполнения поручения, Вы (Чуйченко - РЛ) должны определить степень объективности такого рода переноса; и если Вами выявлено, что перенос срока поручения связан с неисполнением или ненадлежащим исполнением тем или иным чиновником своих служебных обязанностей, вместе с письмом о переносе срока поручения, как Вы мне обычно пишете («предлагаем перенести»), одновременно меры об ответственности конкретных людей, вплоть до увольнения безотносительно к чинам и званиям», указал Д.Медведев.
Вместе с тем, Медведев отказался издавать особый указ по исполнению своих поручений. «Я такое поручение подписывать не буду, потому что принимать исчерпывающие меры по безусловному исполнению поручений главы государства - это несерьёзно. Они и так должны исполняться. Кто не исполняет, на улицу пусть идёт. Такое поручение не нужно», - указал он.
Комментируя неисполнение чиновниками поручений Д.Медведева, Валерий Расторгуев продолжил: «Вторая причина неисполнения поручений Президента заключается в том, что в принципе распоряжения должны приниматься с учетом какой-то долгосрочной стратегии, когда понятно, в каком контексте и для чего они принимаются, как они связаны с другими решениями. Это возможно, когда существует хорошая или плохая, но долгосрочная стратегия развития. Можно сказать, что попытки создания такой стратегии в течение долгого времени в нашей стране не предпринимались вообще. Те опыты, которые были, например, концепция 2020, с попыткой заглянуть за временной горизонт порядка 13 лет, оказались тоже несостоятельными в силу целого ряда причин, одна из которых - тяжелейший кризис, осложненный глобальным финансовым кризисом, падением цен на нефть, когда все благие пожелания и планы полетели в тартарары».
«В условиях, когда нет сколько-нибудь ясного представления о том, что мы строим, не может быть ясного представления и у людей, которые должны исполнять поручения. Люди должны видеть перспективу, должны понимать, что и зачем они исполняют, как одно решение связано с другим, чтобы это были не спорадические волевые указания, а какие-то систематические шаги к определенной цели. Тем не менее, никто не видит, никто не знает, никто не понимает, никто не объясняет, к каким целям надо стремиться. В таких условиях разумные люди отказываются исполнять распоряжения, идущие сверху, не обязательно от Президента, по той причине, что не понимают, куда их ведут. А неразумные люди, может быть, и готовы исполнить решения, но «заставь дурака Богу молиться...», далее мы знаем, чем это кончается. Поэтому Президент недоволен и возмущен. Но возмущаться надо не только ему одному, но и тем, кто не может исполнить решения, ибо они не представляют собой какой-то серьезной, долгосрочной стратегии», - отметил эксперт.
«Кроме того, есть и третья причина неисполнения поручений Президента. Государство сбрасывает с себя как раз те функции, прежде всего, в социальной политике, которые именно оно, только оно и никто кроме него должно исполнять. Если государство не справляется с такими задачами, не желает марать руки, не желает заниматься ежедневной трудной работой, передавая ее на хрупкие плечи регионов, то, естественно, что и вся система исполнителей перестает участвовать в этом деле», - считает аналитик.
«Четвертая причина неисполнения поручений Президента заключается в том, - продолжил он, - что многие распоряжения и указания, идущие сверху, или не слишком обременены научным обоснованием, или, можно сказать, весьма легковесны. В частности, государство потратило колоссальные ресурсы в сфере науки, сконцентрировав и сложив их в одну копилку под названием «Нанотехнологии». Во всем мире хорошо понимают, что разработки в этой области можно сравнить с известной присказкой «иди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что». С точки зрения научной продуманности и обоснованности, это полное ничто, а затраты колоссальные. Мало того, чрезвычайно возможен разрушительный эффект, поскольку сами нанотехнологии рассматриваются во всем мире как один из самых опасных трендов и одна из самых опасных экологических угроз, потому что мы создаем некую систему феноменов, воздействие которых на окружающий мир не понятно, не известно и не изучено. Последствия могут быть самыми тяжелыми. Единственное, что нас утешает, что, скорее всего, эти фантастические деньги будут потрачены впустую и ничего серьезного создано не будет, поскольку руководит этим делом человек, который за всю свою профессиональную карьеру ничего сколько-нибудь ценного для Отечества не сделал. Учитывая, что все люди такого же качества остались на своих местах, учитывая, что сама система выстроена без сколько-нибудь прозрачной идеи, удивляться тому, что многие решения не исполняются, не стоит».
«Вообще-то говоря, исполнение решений Президента страны для аппарата - это вопрос жизни и смерти в нормальном обществе. Но когда аппарат превосходит все мыслимые границы, когда он становится бесконечно размножающейся гидрой бюрократии, которая этим живет и окормляется, да к тому же каждый год разрастается, то она не для того живет, чтобы исполнять чьи-то распоряжения. Ей дай Бог, прокормиться», - заключил Валерий Расторгуев.