В своем выступлении владыка Феофан рассказал о реализации первого этапа эксперимента в регионах, составляющих его епархию. Как отметил владыка, благодаря активной работе епархии в диалоге с органами власти первоначальные результаты выбора школами предметов духовно-нравственного содержания в Ставропольском крае, полученные с нарушением прав семей на свободный выбор предмета, значительно изменились. По предложению правящего архиерея в школах Ставропольского края провели родительские собрания, на которых были обсуждены условия проводимого в крае эксперимента. В итоге число семей, выбравших для изучения курс православной культуры, увеличилось до 70% - более чем втрое в сравнении с первоначальными данными.
Содержательные сообщения по теме сделали архиепископ Берлинский и Германский Марк, председатель экспертной комиссии конкурса «За нравственный подвиг учителя», член Президиума РАО академик В.А.Попков, зав. лабораторией мировоззренческих и духовно-нравственных основ воспитания Института семьи и воспитания РАО И.В.Метлик, зав. кафедрой религиоведения и теологии Курского госуниверситета В.М.Меньшиков, профессор кафедры педагогики высшей школы Московского педагогического госуниверситета Т.И.Петракова.
Выступавшие представители регионов и епархий - участников эксперимента, подтвердили, что во многих местах процедура выбора учебного предмета родителями не соблюдалась, решения принимали администрации школ или руководители органов управления образованием. Собравшиеся говорили о наличии в других регионах, не участвующих в эксперименте, значительного опыта, разработанных программ подготовки учителей православной культуры (в Белгородской, Смоленской, Курской и др. областях). Отмечая при этом, что пока этот опыт не востребован в ходе эксперимента. Единодушно отмечалась необходимость выстраивания активной работы Синодального отдела религиозного образования и катехизации по сохранению и расширению преподавания учебного предмета Православная культура на основе преемственности с достигнутыми ранее результатами и единства основных позиций по этой теме в православном сообществе. Также выражалась обеспокоенность в связи с утверждением Стандарта начального общего образования без широкого обсуждения с общественностью, а также возможностью принятия нового Базисного плана без включения в него предметной области по религиозным культурам и этике по всем годам обучения.
Участники круглого стола приняли резолюцию, в ее итоговой части они обратились с просьбой к Святейшему Патриарху Кириллу взять под контроль проведение эксперимента для обеспечения на всех этапах его реализации участия Русской Православной Церкви согласно положениям церковной Концепции преподавания учебного предмета Православная культура, одобренной в 2007 году на конференции в г. Калуге с участием руководства Минобрнауки России.
Среди предложений к Министерству образования и науки можно отметить следующие:
- в реализации федерального эксперимента вернуться к смыслу и содержанию поручения Президента от 2 августа 2009 года (Пр-2009 ВП-П44-4632), и в соответствии с данным Поручением обеспечить полностью раздельное преподавание шести учебных предметов и подготовку учителей отдельно по каждому учебному предмету;
- принять предложения Русской Православной Церкви по доработке нового Базисного учебного плана образовательных учреждений, предусматривающие возможность преподавания учебного предмета Православная культура по всем годам обучения в любом общеобразовательном учреждении, включая работающие по пятидневной учебной неделе, по решению его органа самоуправления на основе принципов добровольности и свободы выбора;
- создать при Министерстве образования и науки Научно-методический совет по духовно-нравственному образованию в системе общего образования с участием представителей традиционных конфессий, включающий 6 предметных секций, в том числе секцию по преподаванию основ православной культуры;
- ввести в состав группы разработчиков учебно-методического обеспечения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» специалистов в области преподавания религиозной культуры в системе образования и духовно-нравственного воспитания обучающихся.
В работе круглого стола приняли участие более 150 человек, представляющие научное, педагогическое сообщество, специалисты органов управления образованием, епархиальных отделов религиозного образования и катехизации. Главным итогом мероприятия стало единодушное решение участников настойчиво работать в будущем году, добиваясь удовлетворения права российских граждан, семей на приобщение своих детей к православной христианской культуре, духовно-нравственной традиции в российской государственно-общественной школе.
«Восстановление роли Православия как духовно-нравственной основы воспитания детей в русской школе (общеобразовательных учреждениях с русским языком обучения) на основе принципов добровольности и свободы выбора требует действенной гражданской организации и самоорганизации православного педагогического и родительского сообщества. Призываем православную общественность, педагогов, всех неравнодушных людей объединиться, чтобы решить проблему общими усилиями», - говорится в итоговой резолюции.
Подробнее ознакомиться с материалами круглого стола «Преподавание православной культуры в новых условиях» можно на сайте Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.