29 января 2010 года на первом заседании президиума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви был утвержден список тем для рассмотрения в комиссиях Межсоборного присутствия. Святейший Патриарх Кирилл на заседании президиума сказал о жизненной необходимости обсуждения тем, вынесенных на присутствие. «Нам очень важно, чтобы Межсоборное присутствие стало важной частью церковной жизни, чтобы тематика Межсоборного присутствия обсуждалась людьми в церковной прессе», - заключил он. "Русская линия", следуя призыву Предстоятеля Русской Православной Церкви, решила принять деятельное участие в этой дискуссии. В связи с этим предлагаем вниманию наших читателей разбор одной из тем, вынесенной на рассмотрение Комиссии Межсоборного присутстви по вопросам приходской жизни и приходской практики, посвященной теме духовничества и духовнической практики в современных условиях, епитимийной практики, разработки руководства к совершению исповеди для священников. Своим видением на данную проблему поделился доктор богословия, член Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам духовного образования и религиозного просвещения, профессор Московской Духовной академии Алексей Осипов.
Игнатий Брянчанинов признан самыми авторитетными духовными наставниками конца XIX – начала ХХ века. Первый старец Леонид Оптинский, Макарий Оптинский, Варсонофий Оптинский, Никон Оптинский, игумения Арсения (Себрякова), схиигумен Иоанн Валаамский, священноигумен Никон (Воробьев), архимандрит Иоанн (Крестьянкин) и др. – все они говорили о св.Игнатии с благоговением, уважением и почитанием. Целый сонм авторитетных подвижников почитали его как верного руководителя духовной жизни, называя его «ангельским умом» и светочем духовной жизни.
Первое, что обращает на себя внимание при разговоре о современном духовном наставничестве, это те слова, которые произнес святитель в середине XIX столетия, и которые, с одной стороны, вызывают некое потрясение (многие не хотят их принять), и, с другой, звучат как набат и как сильнейшее предупреждение - и современным ему людям, и тем более, нам. Слова эти таковы: «Богодухновенных наставников у нас нет».
Нам трудно принять эти слова. Многие искренно хотят и ищут назидания и духовного наставничества, не принимая эту истину. Другие не принимают по гордости и тщеславию, втайне подчас и себя подразумевая в качестве таковых наставников. Но мы должны понять и принять слова святителя Игнатия, как действительную истину. И поэтому я неслучайно привел ряд имен великих подвижников, св. Игнатию безусловно доверявших.
Но прежде всего мы должны учесть очень важный момент. Богодухновенные наставники, о которых говорил Святитель Игнатий, - это люди, достигшие такого высокого духовного совершенства и предельного бесстрастия, что в результате Господь дал им или открыл в них способность ясно видеть человеческую душу того, кто приходил к ним, и давать им безошибочные советы, не по какому-то человеческому рассуждению, но именно в силу этого данного им Богом духовного видения.
Вот таких наставников в полном смысле этого слова – духоносных, богодухновенных, говорит святитель Игнатий, - нет, и ставит восклицательный знак. В этих словах не приходится сомневаться нисколько. И хотя мы видим впоследствии целый сонм святых опытнейших людей - оптинские подвижники, святитель Феофан, Иоанн Кронштадтский, не надо забывать известные слова апостола Павла: «Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе» (1 Кор. 15,41).
И сам Святитель Игнатий, и Феофан Затворник, и их духовные ученики говорят о том, что духовное наставничество должно строиться по принципу не требования послушания, а по принципу совета. Богодухновенному наставнику можно было подчиняться «с закрытыми глазами». Теперь же, когда таковых нет, а есть люди более или менее опытные, - нужно слушать их советы не как уже непререкаемый голос Божий, как древние греки слушали оракула, а как голос человека, который может и больше меня понимает, но остается человеком. А человеку свойственно ошибаться.
Святой Пимен Великий говорил о том, что следует немедленно разлучаться с тем духовным наставником, общение с которым душевредно. Поэтому мы должны искать лишь тех людей, которые более других знают святых отцов и духовную жизнь, и испрашивать у них совета. Но руководствоваться не только их советами, но и духовной литературой, которую нужно выбирать с большой осторожностью, разумностью и внимательностью. Потому что под названием «духовная» сегодня издается огромное количество душевредной литературы, могущей ввести человека в прелесть и заблуждение.
Итак, говоря о религиозном наставничестве в наше время, нужно иметь ввиду три вещи. Первое: Богодухновенных наставников сейчас нет. Второе: есть люди разумные, опытные и знающие, живущие согласно христианским заповедям и могущие направить вас по правильному пути. Нужно искать таких людей. Тот, кто найдет таковых (а их становится все меньше) – блажен человек. Третье: не лениться в вопросах личного духовного поиска и делания. Мы стали ленивы, - привыкли только глотать разжеванное, но не хотим трудиться и искать самостоятельно. Даже читать не хотим, а все ждем, чтобы нам разжевали и в рот положили.
Именно отталкиваясь от трех данных основоположений следует вести речь о вопросах современного церковного наставничества и духовничества.
Алексей Ильич Осипов, профессор Московской Духовной академии, специально для "Русской линии".