По моему мнению, в нашей Церкви есть достойные священники-миссионеры, которые могут успешно заниматься миссионерством, главное, чтобы это были люди духовно зрелые. Ведь надо очень продуманно подходить к миссионерству, чтобы «трость надломленную не переломить», чтобы никого не оттолкнуть. Но в то же время, нельзя идти на поводу соблазнов мира, нельзя потакать греховности человека. Таков должен быть общий принцип.
Когда мы изучали методы миссионерства и встречались с представителями других конфессий, один представитель протестантской церкви сказал, что для того, чтобы обратить волков надо самому стать волком. Но согласно русской поговорке «С волками жить - по-волчьи выть», так что же, идти с волками губить человека? Зачем нам такие перегибы? Этим мы толкаем человека к погибели, а надо, наоборот, отвращать его от соблазнов, спасать его.
Мы помним пример с байкерами, с полуобнаженной девицей на мотоцикле. Какое тут может быть миссионерство? Это дискредитация Православия. Может быть, это даже было запланировано кем-то специально? Саморекламу можно ведь и на антирекламе построить. В итоге дискредитируются православные ценности, люди отвращаются от Церкви, вместо миссионерства получается антимиссионерство. Байкерам может все это и понравилось, а остальные люди как посмотрят на это?
Поэтому идея ввести церковную экспертизу - это очень хорошая мысль. Нужно пресекать такое вольное и самочинное «миссионерство». А то у нас даже рок-концерты с какими-то сатанинскими песнями якобы ради Христа проводятся! Не будет сатана ради Христа работать! Поэтому для церковного миссионерства надо выбрать действительно духовных людей, которые давно успешно работают на этом поприще, а не тех, которые на каждом углу кричат о себе, что они великие миссионеры, постоянно ездят по стране и что-то там «миссионерствуют». А между тем, сколько у нас пастырей, которые служат в глубинке, безо всякого шума, обратили много людей в Православие, и никто о них не знает! А таких священников у нас много, есть и миряне, которые на этом поприще потрудились достойно. Вот тех, кто имеет такой опыт, и надо привлекать. Они могут рассудить, не допустить перегибов. А то у нас под именем миссионерской деятельности порой занимаются делом прямо противоположным.
Православный образ жизни может и правда для кого-то не слишком привлекательный. Две тысячи лет назад язычники тоже были привыкшими к пьянству, блуду, развлечениям, конечно, им не нравилось, что христиане это всё не принимали. Так что же, христианам надо было примириться с этим и проявить «толерантность»? Ходить аплодировать на гладиаторских боях или в блудилищах участвовать? Для человека плотского Христианство всегда было непривлекательным. Но человек ведь не только плотское существо, человек - существо духовное, и его привлекает духовная сторона Христианства. Если бы Христианство привлекало людей тем, что можно наесться, напиться и поблудить, так никто бы и не последовал за христианами. Ведь не принадлежность к Православию байкеров или рокеров влечет людей к Церкви, а то, что там есть Дух Святой. Православная Церковь открывает для человека, для его души врата в Царство Небесное. Это и привлекает людей в Церковь. Примитивизация же Православия есть фактически унижение Христианства, глумление и профанация. Надо не опускать Христианство до состояния плотского человека, а поднимать такого человека до уровня Христианства. А если опускаться до падшего человека, то в чем же тогда цель миссионерства? Человек, как был в скотском состоянии, так и останется.
Впрочем, даже у скотов нет гомосексуализма, в отличие от «пастырей» в протестантских общинах на Западе, которые боятся потерять содомитскую паству... И в результате, они разве её приобрели? Нет, они сами поддались этому греху, опустились до него. И паствы не приобрели и себя потеряли. У нас, слава Богу, пока этого нет, но ведь сказавши «а», потом говорят и «б». Начинают ведь с малого, никто не начинает сразу с шокирующих вещей, а потом дальше пойдет, лиха беда начало. Вначале привыкнем к полуголым девицам, а потом нам скажут, что надо в содомитских клубах иконы ставить и освящать их. Скажут, раз им скучно в церкви молиться, пусть в ночном клубе хотя бы молятся. Но это не православное миссионерство, а сектантские методы, которые в свое время применяли сатанинские секты и гностики. У гностиков был целый пласт сект, был у них такой «миссионерский прием»: девицы находили молодых людей, вступали с ними в интимную связь и этим привлекали в секту.
У нас есть ещё и псевдомиссионеры, которые, прикрываясь Христианством, собирают людей в свои секты. Например - кочетковцы. Священник Георгий Кочетков привлекает людей не ко Христу, а к себе, он мнит себя великим человеком, а на деле он гордый, несчастный человек. Дай Бог, чтобы он здесь на Земле прозрел, чтобы увидел, что всё, что он наплел в своем глупом творчестве, - это полная чушь, которая никому не нужна. А ведь в это движение вовлечены разные люди, и жалея паству, Патриарх Алексий терпел этого лжемиссионера. Но Кочетков - это как для ребенка подгузники - за ним могут идти только те, у кого малый духовный возраст, а когда они разберутся, им уже подгузник не нужен будет. Такие случаи известны Церкви, когда люди скитаются по сектам, пока придут в Православие. Ради этого Господь их терпит, и Святейший Патриарх Алексий терпел их. Но терпение не означает потакание.
Безусловно, наша страна нуждается в миссионерах, так как и в России, и на Украине, и в Белоруссии атеизм процветает. Но нужно думать, что и как делать, чтобы не получить вместо миссионеров - антимиссионеров. Не должно быть принижения Церкви, нужна катехизация, но реальная, а не ее профанация. У нас сейчас большие нестроения в нашем Православном учении, в богословии много разных проблем, много ересей появилось в последнее время. Так можно не то что не научить человека, а душу его погубить окончательно. И пока все это не разрешится, Господь не допустит, чтобы большинство пришло в Церковь. Наше вероучение должно быть очищено от всяких новых наслоений, и тогда уже можно катехизировать народ. Но тут нужен такой богослов, как Иоанн Дамаскин, который, прежде чем, стать великим учителем, чтобы на свои писания благословение старца получить, все туалеты очистил при обители Саввы Первоосвященного. Настоящие богословы должны потрудиться - это первое, а второе, должен быть соборный разум Церкви, собор Церкви. И только после этого может быть начата массовая катехизация.
Протоиерей Георгий Городенцев (Одесса), кандидат богословия, специально для «Русской линии»