itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Игумен Серапион (Митько): «Дискуссия о работе Межсоборного присутствия неизбежно будет иметь место»

Известный пастырь о соотношении науки и веры и принципах деятельности нового органа церковного управления

Межсоборное присутствие РПЦ (Русской Православной Церкви) 
0
188
Время на чтение 5 минут
29 января 2010 года на первом заседании президиума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви был утвержден список тем для рассмотрения в комиссиях Межсоборного присутствия. Святейший Патриарх Кирилл на заседании президиума сказал о жизненной необходимости обсуждения тем, вынесенных на присутствие. «Нам очень важно, чтобы Межсоборное присутствие стало важной частью церковной жизни, чтобы тематика Межсоборного присутствия обсуждалась людьми в церковной прессе», - заключил он. "Русская линия", следуя призыву Предстоятеля Русской Православной Церкви, решила принять деятельное участие в этой дискуссии. В связи с этим предлагаем вниманию наших читателей разбор одной из тем, вынесенной на рассмотрение комиссии Межсоборного присутствия по вопросам богословия, посвященной соотношению науки и веры. Своим видением на данную проблему поделился член комиссии Межсоборного присутствия по вопросам богословия заведующий Миссионерским отделом Ярославской епархии, доктор богословия, кандидат философских наук игумен Серапион (Митько).

Сейчас трудно предугадать, как будет развиваться дискуссия в комиссиях Межсоборного присутствия. Можно предположить, что рассмотрение вопросов соотношения науки и веры будет протекать в рамках исследования основных исторически сложившихся конвенций по данному вопросу с выяснением преобладающих позиций. Возможно, у членов комиссии возникнет идея создания некоего общецерковного документа по вопросу взаимоотношений науки и веры. Однако, это лишь предположение, которое может подтвердиться или нет в рамках работы соответствующих комиссий. С другой стороны, строго академическое рассмотрение этого вопроса вряд ли возможно в условиях той общественной дискуссии, которая развернулась в последнее время по вопросам взаимоотношения Церкви и науки, науки и теологии.

К сожалению, в этой дискуссии присутствуют несколько мифов, которые продуцируются, прежде всего, представителями научных элит. Первый миф о мировоззренческой противоположности научного знания и религиозной веры, научных исследований и теологии. Второй миф - это невозможность институционального сосуществования научных учреждений и Русской Православной Церкви. Этот миф имеет очень долгую историю. Многие ссылаются на опыт Средневековья, когда Церковь якобы преследовала ученых. Однако при ближайшем рассмотрении выясняется, что большинство хрестоматийных случаев означает совсем иное. Ведь конфликт между Галилеем и кардиналом Беллармином не был конфликтом ученого и Церкви. Это был конфликт ученого новой школы с представителем тогдашней академической науки, которая видела в Галилее, если угодно, лжеученого. Боролись с ним во имя той науки, которая тогда считалась единственно правильной.

Конфликт между наукой и верой возникает в случае, когда наука выходит за заданный ею же самой методологические рамки. Изначально наука исследовала ту сферу бытия, которую человек мог постигнуть в свете естественного разума. Конечно, наука, изначально выделив эту сферу, противопоставляла её сфере откровения. Однако, наука изначально не оспаривала сферу откровения как значимую и конструктивную для самой науки. Исторически вера и связанное с ней знание предшествуют научному знанию. Но теоретически вера приоткрывает сферу познания, превышающую возможности науки. Эта сфера является источником научного вдохновения для многих ученых, которые вместе с тем являются верующими людьми. Конфликт возможен в случае взаимодействия с теми учеными, которые либо недостаточно просвещены в плане религиозной культуры, либо плохо понимают, что такое наука.

Вместе с тем, последнее столетие мы наблюдаем сложные процессы в самой науке. Зачастую ученые приходят к необходимости признания особой сферы Божественного, как независимой от науки и вместе с тем связанной с ней. Второй миф особенно влияет на дискуссии о возможности включения теологии в общероссийский классификатор научных специальностей высшей квалификации. Основной тезис противников заключается в том, что теология не является наукой. Возникает вопрос: с каких позиций выдвигается этот тезис? Если речь идет о позитивистской методологии, то в таком случае наукой не является и философия и очень многие гуманитарные дисциплины, например, педагогика. Стремление строить представления о науке в позитивистском наукообразном ключе часто вредят гуманитарной сфере знания. Печально, что именно в России эта дискуссия является особенно жесткой и непрофессиональной. Не только в России, но и на Западе мы сталкиваемся с таким подходом, однако на Западе это не приводит к дискриминации теологии в сфере высшего образования. В большинстве стран западной цивилизации ученая степень по теологии присуждается в системе либо государственного образования, либо, когда это невозможно, она признается эквивалентной тем или иным государственным степеням.

Можно вспомнить пример из жизни Николая Бердяева, который в 1947 году был удостоен почетной степени доктора теологии (доктора Оксфордского университета). Бердяев вспоминает, что во время процессии новых докторов наук он шел первым, а на два шага за ним шел вице-король Индии, который был удостоен степени доктора гражданского права. В Британии и странах Содружества ученая степень доктора теологии не просто существует, она до сих пор признается высшей в иерархии ученых степеней. Можно вспомнить и другие примеры. Такие философы, как Кант, Гегель не получили специального философского образования, они закончили теологические факультеты, имели ученые степени по теологии. Тем не менее, они были великими философами, во многом предопределившими развитие мировой философской мысли. Наличие ученых степеней по теологии не только не мешало им быть самими собой, но напротив, позволило им это.

Скорей всего, за противодействием включению теологии в общероссийский классификатор стоят совсем ненаучные мотивы. Возможно, речь идет о нежелании видеть изменения в той системе аттестации научных кадров высшей квалификации, которые неизбежно произойдут, если появятся диссертационные советы по теологии. С другой стороны, мы должны признать и наши ошибки. Очень часто богословские исследования, которые осуществляются в рамках духовных школ, отличаются крайне низким уровнем проблематизации и крайне архаичным языком исследования. Можно оставаться верным православной святоотеческой традиции и вместе с тем использовать язык современной гуманитарной науки. Это способствовало бы только повышению статуса богословских исследований в общенаучном контексте. Поэтому представляется интересной идея создания православного научного общества, прообраза некой будущей академии. В Ватикане существует папская академия наук, папская академия социальных наук, в составе этих академий есть и всегда были ведущие российские исследователи. Следует обратить внимание на тех ученых, которые не видят в Православной Церкви своего противника и готовы работать совместно с Церковью по целому ряду научных направлений.

Дискуссия о работе Межсоборного присутствия неизбежно будет иметь место, учитывая развитость православного компонента Интернета. Однако, как часто показывает опыт, дискуссии на те или иные церковные темы происходят не системно и часто включают в себя моменты, неприемлемые для церковной среды. Не желая предвосхищать идеи других, вместе с тем хочу обратить внимание на возможность создания в перспективе некоего интернет-ресурса, связанного с Межсоборным присутствием, в который включался бы форум, где зарегистрированные пользователи могли бы со своей стороны обсуждать те или иные вопросы, включенные в повестку дня, и предлагать членам комиссий Межсоборного присутствия идеи, которые неизбежно возникают в среде церковных интеллектуалов. Возможно, форум мог быть закрытым, но диалог со всеми членами Русской Православной Церкви крайне необходим.
Игумен Серапион (Митько), член комиссии Межсоборного присутствия по вопросам богословия заведующий Миссионерским отделом Ярославской епархии, доктор богословия, кандидат философских наук, специально для «Русской линии»
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Серапион (Митько)
Место человека займёт трансчеловек?
О фантастических планах кадрового агентства будущего Сбера и «Ленты.ру»
20.10.2021
Стоит ли пугаться человекоподобных роботов?
Создан человекоподобный робот-компаньон с внешностью Эйнштейна
14.10.2019
Угроза не в роботах, а в самом человечестве
О последствиях все большей роботизации и использовании новейших технологий в Церкви
08.04.2019
Слишком большая честь приписывать хулиганкам серьезные идеи
О выходке «феминисток» в петербургском метро и предложении Виталия Милонова ввести уголовную ответственность за пропаганду феминизма
28.09.2018
«Если Запад продолжит идти этим путем, то его ждет катастрофа»
В Британии создан репрессивный аппарат, запрещающий называть учениц девочками
10.01.2018
Все статьи Игумен Серапион (Митько)
Межсоборное присутствие РПЦ (Русской Православной Церкви)
Важные решения Священного Синода
Утвержден обновленный состав Межсоборного присутствия, временное управление рядом приходов Запорожской епархии поручено управляющему Бердянской епархией, епископ Бронницкий Лука назначен управляющим Биробиджанской епархией
12.03.2024
Хуже врага – предатель…
Недруги осуждают Путина, Шойгу, Патриарха Кирилла, опираясь на лживую информацию с вражьих сайтов, цель которых – посеять рознь между россиянами
15.06.2023
Богоданное величие
В рамках передвижной выставки-форума православной книги «Радость Слова» побывал в Улан-Удэ
01.06.2023
Все статьи темы
Последние комментарии