Российская компания «Промобот», производитель сервисных роботов, создала человекоподобного робота-компаньона с внешностью Альберта Эйнштейна. Робота презентовали 9 октября на форуме Finopolis в Сочи, сообщила «Русской народной линии» пресс-служба «Промобота».
Ранее «Промобот» представил ещё две версии роботов-двойников: с внешностью председателя совета директоров компании Алексея Южакова и лицом Арнольда Шварценеггера. Механический Эйнштейн, как и предыдущие версии робота, может двигать глазами, бровями, губами, шеей, а также поддерживать разговор. «Лицо» андроида может воспроизводить более 600 вариантов микромимики человека. Чтобы добиться максимальной реалистичности, инженеры создали и запатентовали собственную конструкцию лица, а также использовали свою технологию создания искусственной кожи.
«Мы открываем новый рынок в сфере услуг, образования и развлечений. Представьте, что точная копия Майкла Джордана будет продавать баскетбольную форму, а Александр Пушкин — читать собственные стихи в музее? — сказал председатель совета директоров Promobot Алексей Южаков. — Мы можем построить лингвистическую модель на основе популярных фраз конкретного человека — робот будет общаться и отвечать на вопросы с помощью частых выражений “оригинала”, используя определённый контекст знаний этого человека».
Роботизированный Эйнштейн предназначен для работы на выставках, форумах и конференциях — для консультирования, ответов на вопросы, помощи с навигацией. Копия Эйнштейна может говорить на 9 языках: от русского до арабского. Специалисты Promobot также разработали нейросеть на основе высказываний учёного, чтобы не только имитировать внешность, но и моделировать речь Эйнштейна.
О нравственном измерении прогресса рассуждает в телефонном интервью «Русской народной линии» заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, член Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви, кандидат философских наук игумен Серапион (Митько):
Наше осуждение научно-технического прогресса не повлияет на развитие технологий. Нет ничего плохого в создании роботов, похожих на людей. Но беда, когда люди становятся похожими на роботов.
Проблему развития роботизации нужно разделить на две составляющие.
Первое. Роботизация приведет к колоссальному изменению рынка труда, в результате которого люди лишатся работы.
Второе. Для бизнесмена общение с роботом-компаньоном более приятно, чем с человеком. В любом случае разговор с роботом не является человеческим общением. Здесь налицо этические проблемы.
Большой круг проблем связан с развитием генной инженерии. Через некоторое время на основе новых научных достижений станет возможным продление человеческой жизни. Отдельные ученые полагают, что при сохранении нынешних темпов технологического развития современные дети смогут дожить до 100-120 лет. Но, разумеется, подобные возможности будут открыты не для всех. Таким образом человечество будет разделено на тех, кто в состоянии купить себе долгую жизнь, и тех, кто умрет молодым. Кроме того, развитие генной инженерии позволит в обозримом будущем создавать так называемых дизайнерских детей. Сверхбогатые люди еще до рождения своих детей смогут внести в геном ребенка определенные изменения, сделав человека красивым, умным, сильным. Человеческое вмешательство приведет к тому, что через одно-два поколение возникнет новый вид человека, который будет относиться ко всем остальным людям как к продукту низшей стадии эволюции. Например, как мы относимся к обезьянам.
Самая страшная перспектива человечества – утрата человеческого образа и, соответственно, утрата образа Божиего.
И здесь возникает море этических проблем. Об этом говорят люди, имеющие прямое отношение к технологической революции. Для влияния на ситуацию Церковь должна вникнуть в суть происходящего процесса. Не просто мгновенно осуждать всё новое, а разобраться, что в нём есть хорошее, а что плохое.
Многие направления развития технологий не противоречат христианству. Нет ничего плохого в развитии человеческой жизни, чтоб нам оставалось время на покаяние. Нет ничего страшного в создании технологий, исцеляющих смертельные болезни. Но есть много сопутствующих проблем, которые при развитии технологий и при минимизации рисков трудно решить без Церкви. Например, в будущем некоторые люди окажутся как бы ненужными, потому что их заменят работы. В экономически неразвитых обществах они окажутся никому не нужны. А в экономически развитых обществах остро встанет вопрос: чем безработные будут заниматься? В некоторых странах обсуждается вопрос о выплате гражданам минимальных доходов. И чему посвятят себя безработные? Где они будут себя искать? В какой сфере? Мы должны найти этих людей и указать им путь в вечность.
Тема продления жизни актуальна. Фрэнсис Фукуяма поднимал вопрос о том, что продление жизни не обязательно будет означать сохранение всех ментальных способностей во второй части жизни. И сознание долгожителей будет отличаться от сознания наших пожилых людей. Здесь нужна серьезная работа и попечение об этих людях. Это тоже дело Церкви. Я полагаю, что человечество пока не готово к вызовам, которые возникают в результате технологической революции и перехода к постинформационной эпохе. Человечество не готово к этим вызовам. Но христиане готовы. Перед нами всегда стоит вызов: быть с Богом или во тьме. Каждый христианин, сознавая свое призвание ко спасению, всегда отвечает на самые главные вызовы. У нас, христиан, есть опыт отвечать на вызовы не только истории, но и вечности. Мы не будем слабыми в этой борьбе – у нас есть возможность остаться самими собой и привести к Богу других людей.