Несвоевременной и неактуальной признали американскую резолюцию, принятую 16 сентября и посвященную 90-летию независимости Латвии, некоторые депутаты латвийского сейма. В этой резолюции конгресса США говорилось: "Конгресс просит президента и госсекретаря США призвать правительство Российской Федерации признать, что советская оккупация Латвии, Эстонии и Литвы в соответствии с пактом Молотова-Риббентропа в течение последующих 51 года была незаконной".
Получается, что Президент и госсекретарь, по легкокрылой мысли конгрессменов, должны немедленно выступить в роли мировых понтификов и обязать Россию покаяться в своих советских прегрешениях перед маленькими, но очень гордыми, и чистыми, как лёд Балтики, государствами: Литвой, Латвией и Эстонией. С инициативой принятия резолюции выступили католик, демократ Ричард Дурбин и республиканец Гордон Смит.
В самой Латвии резолюцию встретили прохладно, а некоторые латвийские политики даже связали её с нуждами внутриполитической обстановки в США. Так, председатель комиссии Сейма Латвии по иностранным делам, бывший премьер-министр республики Андрис Берзиньш сказал: "США никогда не признавали включение стран Балтии в СССР. Латвия, Литва и Эстония являются членами ЕС и НАТО, и акцентировать внимание на том, что они были оккупированы СССР, больше не имеет смысла. Думаю, что США приняли эту резолюцию в контексте приближающихся выборов президента. Теперь у претендентов на эту должность появится новая тема для дискуссий".
Нуждается ли Президент США Буш в таких дискуссиях? Вряд ли. Он и так называл и называет советский период прибалтийской истории оккупационным, чем продолжает многолетнюю внешнеполитическую линию США. В таком нравоучении нуждается Россия. В чём же ей должно каяться? В оккупации. Вот оно, роковое слово. Елей на сердца прибалтийских западнофилов.
Конечно же, резолюция американских конгрессменов есть их ответ нашему "Чемберлену" за действия на Кавказе. Но не только. Здесь есть и внутриполитический латвийский контекст. Попробуем прочесть его на чертах любимого изваяния латышей - памятником Свободы в центре Риги, столицы независимой Латвии. Памятник был сооружен на пожертвования трудящихся и торжественно открыт 18 ноября 1935 года. В то время он символизировал свободу молодой парламентской республики от российского и немецкого векового гнёта. Русский самодержавный гнёт отражен на памятнике в виде барельефа, на котором пролетарии бьются с царскими драгунами в Риге в 1905 году. Немецкое помещичье иго изображает стычка с бермонтовцами у Железного моста в 1919 году. Венчает 42-метровый памятник женская бронзовая фольклорная фигура Милды, которая держит в своих руках звездный триумвират - три части Латвии: Курземе, Витземе, Латгале. Обращена Милда, как и положено, в сторону свободы, т.е на Запад. Впрочем, 13 октября 1944 года, когда русские войска освободили Ригу от немцев, латышская дива обернулась, в переносном смысле конечно, на восток. Есть ещё одна вещь, которую должны помнить латышские любители остзейской старины: когда в конце сороковых памятник хотели снести латышские коммунисты, русская скульпторша Вера Мухина, автор знаменитой советской скульптуры "Рабочий и Колхозница", спасла её от рук вандалов.
И, наконец, главное: памятник латвийской свободы стоит на постаменте бывшего памятника императору Петру Великому. Конную статую Петра установили еще в 1910 году, а демонтировали 5 лет спустя и отправили пароходом в Петроград. Судно получило пробоину от немецкого катера и вместе со статуей Петра затонуло возле Ревеля.
Петровский фундамент до сих пор цел, доступен для осмотра и находится внутри памятника Милде.
Из этого следует тривиальный вывод: маленькой Милде всегда будет нужен большой фундамент: русский, немецкий или американский. Иначе латышская свобода не устоит. А уж какой фундамент устраивает самих латышей - это им выбирать. Будем уважать их выбор.
Кстати, памятник свободы чем-то напоминает статую свободы в США. Только руки у латышской аллегории почему-то подняты вверх. Неужели она сдалась в плен? Какой ужас! Единственное утешение западнофилам: сдаться в плен не ненавистной России, не тевтонской Германии, а свободной Америке.
В.Улыбин