Дипломатические отношения между Россией и Грузией разорваны. Закрыты представительства обеих стран в Москве и в Тбилиси. Рядовые граждане не смогут получить визы для того, чтобы навестить своих родственников, оставшихся по ту сторону закрытой границы. Этот вопрос, так же как и в целом, проблема российско-грузинских отношений, находится под пристальным вниманием СМИ на протяжении всего последнего месяца. Увы, каждая из сторон, освящая конфликт, настаивает прежде всего на своей правоте. Конечно, «когда говорят пушки, то музы молчат», - во время военных действий было не до рассуждений, надо поддерживать своих. Но вопрос в том - почему мы стали так внимательными к происходящему в Грузии, только после того, как пролилась кровь? Почему до этого, зная, что в регионе крайне напряжённая, просто-таки накалённая обстановка, СМИ молчали и не пытались обсуждать создавшееся положение, в поисках выхода из тупика? И почему сейчас никто или почти никто не ищет миротворческого, а прямо сказать христианского подхода к событиям? Почему так слабы сожаления по поводу того, что произошла одна из самых больших трагедий в мировой истории вообще - два православных народа оказались непримиримыми противниками, а союзников себе ищут среди бывших врагов - в исламском мире и на агрессивном Западе?
Почему никто подробно не напоминает о том, что веками связывало Россию и Грузию? Политические события стремительно отдаляют от нас образы прекрасной Иверии - православной страны, с которой русского человека всегда связывали чувства единой веры и уважения к древности христианских традиций. Неслучайно у нас особо чтят просветительницу Грузии равноапостольную Нину, - особенно после того, как в день её памяти была прорвана блокада Ленинграда, а в Грузии почитали святую княгиню Ольгу, воздвигнув в её честь в столице государства храм и монастырь. Недаром в православном сердце Грузии - Мцхете, где похоронен цвет нации, надписи на гробницах ещё в XVII и XVIII столетии были сделаны на двух языках: сначала на русском, потом на грузинском. Недаром наши подвижники-старцы во время коммунистических гонений на Церковь нашли себе приют в горах Кавказа и в самом Тбилиси и стали для православных грузин, так же как и для русских, духовными наставниками. А в России знали и почитали многочисленные древние святыни Грузии, а так же грузинских подвижников последнего времени, во многом благодаря книгам, издававшимся у нас.
Возникает ещё один вопрос: почему, когда мы вместе переживали период гонений, когда с христианством и в России, и в Грузии боролись ложью, клеветой, явными и скрытыми преследованиями, - мы были едины, а после того, как стали восстанавливаться разрушенные храмы и монастыри, и народ стал возвращаться в Церковь, мы стали разделяться? Вероятно, незаметно для самих себя мы согласились в своем сознании на подмену, нарушили духовную иерархию - национальное чувство заняло у нас первое место, а вера была поставлена на второе.
Недавно прошедший в Грузии митинг «Стоп-Россия» показал к чему может привести такая подмена. Радоваться по поводу торжества вражды, что может быть разрушительнее для души отдельного человека и для народа в целом?
Можно сказать, что «небесная Грузия» скорбит о том, что происходит. Недавно пришло сообщение со Святой горы Афон о том, что серебряная лампада перед Царскими вратами соборного храма Иверского монастыря на Афоне неожиданно начала раскачиваться в начале августа, незадолго до нападения грузинских войск на Цхинвали. Лампада на протяжение уже многих веков начинает сама по себе качаться в канун больших потрясений и несчастий. Лампада качалась накануне шестидневной войны в Израиле, землетрясения в Армении, а перед вводом американских войск в Ирак она раскачивалась так сильно, что из неё чуть не выплеснулось масло. Как только лампада начинает качаться, об этом сразу сообщают во все монастыри Святой горы. Тогда священники и монахи усиленно молятся Божией Матери о милости и отведении беды.
Вероятно эти молитвы, так же как и молитвы многих людей по всему миру не допустили того, чтобы военные действия затянулись на долгое время.
Отрадно и то, что сейчас всё-таки находятся люди, которые подняли голос в защиту единства - это прежде всего российские деятели искусств, которые составили обращение к своим грузинским коллегам с напоминанием о том, как много связывает наши народы, так же в Москве был проведен ряд мероприятий, на которых собрались ученые, общественные деятели, публицисты и обсуждали вопрос как не допустить превращения России и Грузии в вечных врагов. Первым к примирению призывал и призывает сейчас Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексей II. Хотелось бы услышать такие же миротворческие призывы и из Грузии и надеемся, что их не замолчат наши СМИ. Дорога к миру - очень трудная дорога. Разрушенное за несколько дней войной, может восстанавливаться десятилетиями миротворческих усилий.
А сам термин «миротворчество» взят из Евангельских заповедей, и значит миротворец - это не только хорошо экипированный оружием солдат ООН, но и духовный воитель. Побывавший недавно в Южной Осетии заместитель председателя Санкт-Петербургского епархиального Отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями иерей Димитрий Василенков констатировал, что наши миротворцы сейчас начинают это осознавать. Рассказывая о своем общении с грузинами, осетинами и русскими батюшка сказал: «Я думаю, что мы должны молиться об уврачевании этой раны. Надо понимать, что правители уйдут, а народы останутся. Надо различать политиков и народ, и не должно быть у нас ненависти к народу (тем более что грузины - это православный, братский народ), а должно быть чувство сострадания и любви. Любовь многое покроет и только любовь может уврачевать эту рану. И если мы будем поступать по христианской любви, то тогда этот вопрос и уврачуется. Другого пути просто нет».
Людмила Ильюнина