"Образование, в особенности гуманитарное, априорно является идеологизированным. Иным оно не бывает. Любая попытка представить его свободным от идеологии - это лицемерие. А плодом т.н. деидеологизации образования является лишь подмена национальной идеологии иными идейными установками - субъективными взглядами авторов курсов, преподавателей, других заинтересованных групп", - считает Добреньков.
Однако, по мнению социолога, идеологическое наполнение вузовского образования ни в коем случае не должно носить доктринальный характер. "Нужно не внедрение системы взглядов, а трансляция пафоса национального достоинства, не замалчивание достижений "инонациональных, инокультурных, иноидеологических" моделей (что было принципом советской идеологической борьбы), а утверждение особенностей национального цивилизационного строя в подлинном драматизме столкновения идей и концепций. Полнота картины мира - это принцип отечественной гуманитарной науки", - подчеркнул православный ученый.
По справедливому суждению профессора, отсутствие осознания идеологии, всегда сопровождается неосознанным следованием чужой идейной установке. "Это ведет к хаотизации системы ценностей, к тому, что человек, не имея своей мировоззренческой системы, становится легко манипулируемым существом". "Студенческая молодежь являет собой основу будущих национальных элит, и прививание ей имманентного "чувства национальной идеи" позволит поколению "завтра" обладать культурой и навыками государственного мышления. Тогда как идеологическое выхолащивание вузовского образования приведет к идейной беспомощности будущей элиты - это в лучшем случае, а в худшем - к подмене ее ориентации с национальных интересов России на интересы других государств", - считает Добреньков.
Кроме того, заметил ученый, в студенческом возрасте "человек приходит к необходимости целостной оценки жизни и остро нуждается в фиксировании ее идейного пафоса, значительной частью которого является позитивная национальная идеология. В случае если такая идеология отчетливо не усматривается, молодой человек оказывается в состоянии социальной фрустрации, которая впоследствии чревата социальным пессимизмом и деструкцией".
"Образование является наиболее мощным и естественным инструментом внедрения национальной идеологии в общество", - подытожил Добреньков, выразивший надежду, что образование никогда не станет механической трансляцией информации. "Именно поэтому формирование национальной идеологической доктрины - первоочередная задача российской гуманитарной науки", - сказал ученый.
Русская линия