Петр Великий. Pro et contra 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Петр Великий. Pro et contra

09.07.2005


10 июля - день памяти Полтавской битвы …

27 июня 1709 года, на следующий день после празднования Тихвинской иконы Божьей Матери, произошла знаменитая Полтавская битва, изменившая не только весь ход Северной войны, но и поднявшая Россию на небывалую дотоле высоту. Завтра, 27 июня по юлианскому календарю (10 июля по григорианскому) мы отметим 296-ю годовщину победы русского оружия и молитвенно помянем воинов-победителей и их вождя-полководца Петра Великого, которому посвящен публикуемый ниже очерк известной петербургской писательницы Людмилы Ильюниной. Ред.

Много лет назад я получила исторический урок от замечательного человека, сочетавшего глубокую образованность с подлинной духовностью - архимандрита Иннокентия (Просвирнина), ныне покойного. Приехав в Питер в научную командировку, он назначил мне встречу у Исаакиевского собора. И, когда я, недоумевая спросила его: почему мы должны идти в этот музей, он ответил: "Сегодня день ангела небесного покровителя основателя города - преподобного Исакия Долматского. Мы должны его почтить. А потом мы должны почтить самого основателя". После Исаакия мы пошли в Петропавловловку, в соборе батюшка долго стоял и молился перед гробницей Петра Великого. Признаюсь, для меня тогда это было большим потрясением. Я привыкла согласно распространенной "православной традиции" относится к первому русскому Императору сугубо отрицательно. Батюшка не стал особенно ничего объяснять мне, сказал только, что основателя города и Государя Всероссийского почитать всегда необходимо.
Это было ненавязчивым уроком с одной стороны - подлинного монархического сознания, а с другой - вдумчивого отношения к жизненным явлениям, "нужно отучаться от наклеивания ярлыков" - поняла я тогда.
Пытаясь сформулировать для себя отношение к делу и личности Первого Императора Российского, я прочла немало исторических трудов. Многие из них потом были собраны в один увесистый том, изданный в серии "Русский путь. PRO ET CONTRA" (СПБ, 2003). И теперь перелистывая эту книгу, убеждаешься, что спор о Петре Великом ведется уже три столетия с неослабеваемой напряженностью. Причину того, что спор этот не имеет временных границ, выразил в послесловии к вышеназванному изданию А.Кара-Мурза: "За внешней формой спора о Петре скрывается спор о самом русском народе, его судьбе. Если народ - варвар, то методы Петра оправданы; если пред вами, напротив, непонятая Петром Цивилизация, то варваром автоматически оказывается он сам...
Не здесь ли источник и сегодняшних споров о проводимых преобразованиях, если народ и под большевиками остался все-таки homo sapiens, то попытка силком загнать его в рынок может привести к варваризации, а не очеловечиванию. Если же он всего лишь homo soveticus с варваризированным сознанием, то любая попытка заставить его "разбудить", заставить "шевелиться" будет очеловеченной и гуманной. Западничество и самобытничество опять спорят, опять спорят, где "животность", а где "человечность". Что цивилизованнее "дикий тоталитаризм" или "дикий рынок"? И какова нынешняя власть - "Медный всадник" Пушкина или Брюсова-Белого? Или "власть на Руси - волк и просветитель вместе" - по Герцену?
И раз за разом в полемике о "русской цивилизации" и "русском варварстве" возникает многоликий образ Петра Первого..."
Добавим, что эту многоликость, как всегда гениально выразил Пушкин, и в вышеназванном "Медном всаднике". Между прочим, поэма эта неоднозначная, в ней говорится не только о трагедии "маленького человека" Евгения перед лицом Власти - "Гиганта на бронзовом коне", но в концовке пропет настоящий гимн делу Петра:

Красуйся, град Петров и стой
Неколебимо, как Россия
И да умирится тобой,
Вновь побежденная стихия.

А наиболее полно в "Полтаве":

...Россия молодая,
В бореньях силы напрягая,
Мужала гением Петра.

Суровый был в науке славы
Ей дан учитель: не один
Урок нежданный и кровавый
Задал ей шведский паладин.

Но в искупленьях долгой кары,
Перетерпев судеб удары,
Окрепла Русь. Так тяжкий млат,
Дробя стекло, кует булат".

Не одного лишнего слова тут нет у Пушкина, - "русская историософия", глубинное согласное со Священным Писанием и Преданием осмысление судеб народа, содержится в его поэтических строках.
Добавим к этому ещЈ и то, что Пушкин не только ценил державный гений Петра, но и просто любил его как человека, потому считал его своим "свойственником" через прадеда - свидетельство этому повесть "Арап Петра Великого".
Нам, же, учась у нашего русского гения мудрости и сердечности, надо не забыть помянуть Государя Петра Алексеевича в своих молитвах в день его памяти.
Людмила Ильюнина, специально для Русской линии




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме