Ситуацию усложняет продолжающийся отказ сербского правительства признать епархию Румынской Православной Церкви в Сербии, которая насчитывает сейчас 39 приходов. Государство признает ее только как викариат - в статусе, который был до февраля 1997 года, когда Синод Румынской Православной Церкви повысил ее до епархии, и относит его только к этническим румынам в районе Банат северной провинции Воеводина, находящемся на некотором расстоянии от Малайницы.
Александрович построил небольшую церковь и примыкающий к ней приходской дом в прошлом году на своем частном участке и с осени начал использовать его для богослужений. 4 декабря 2004 года епископ Даниил (Стоенеску), возглавляющий Румынскую епархию в Сербии, освятил церковные колокола. Александрович должен был строить без проектного разрешения, поскольку эта территория отнесена законом к сельской, а не городской, так что власти не могут выдавать здесь разрешения и все дома в деревне построены без разрешения. Однако 20 января совет в Неготине, в юрисдикции которого находится деревня, передал Александровичу указание о сносе церкви, колокольни и приходского дома в течение 15 дней. Ему позволили оспорить это постановление в суде.
Освящение колоколов церкви в Малайнице в декабре вызвало немедленную реакцию со стороны Сербской ПЦ. "Никто не сообщил мне о том, что такое может произойти, - заявил местной прессе епископ Юстин. - Считаю это призывом к сепаратизму, который может нарушить вековое течение совместной жизни влахов и сербов в этом регионе". Поскольку епископ Даниил имеет румынский дипломатический паспорт, епископ Юстин подал жалобу в министерство иностранных дел Союза Сербии и Черногории.
Александрович с самого начала пытался получить разрешение на строительство, обратившись в совет Неготина в ноябре 2003 года, но ответа не было. Наконец, в апреле 2004 года заместитель министра капитальных инвестиций Райко Корица написал Александровичу, чтобы тот для получения разрешения на строительство обратился в министерство по делам религий. Однако министерство по делам религий ответило, что не имеет права давать такие разрешения и что оно должно поступить от местного совета Неготина. Совет заявил, что должно быть одобрение со стороны епархии Сербской Православной Церкви, где будет строиться место богослужения. Так как Малайница находится в епархии Тимок Сербской Православной Церкви, Александровичу понадобилось разрешение от епископа Сербской Церкви Юстина (Стефановича).
16 июня 2004 года совет Неготина прислал Александровичу с курьером заключение администрации совета по делам коммунального хозяйства и строительства, датированное 30 апреля 2004 года, что процедура рассмотрения его просьбы приостановлена. В заключении говорилось, что совет обратился за одобрением на строительство к епископу Юстину. "Они получили ответ за номером 4 от 14 января 2004 года с информацией о том, что Боян Александрович не является клириком епархии Тимок и поэтому не имеет права просить разрешения на строительство церкви. Так как Александрович нарушает церковный порядок, то не имеет благословения от епископа Юстина". Александровичу давалось 30 дней на то, чтобы разрешить конфликт с епархией Сербской ПЦ и ее местным священником, которых оно представляло как "единственных представителей епархии Тимок, имеющих право решения по поводу проекта церкви".
Александрович обжаловал отказ совета на разрешение строительства, однако суд в Зайчаре (Zajecar) 7 декабря 2004 года отверг его жалобу, как безосновательную. 5 января он подал жалобу на это в Верховный суд. С другой стороны, поскольку такие жалобы могут по закону подавать только организации, а не отдельные люди, Ассоциация культуры румын-влахов сербских православных румын в Малайнице обжаловала заключение совета Неготина в конституционном суде. Но 13 января 2005 года суд отверг это заявление, указав, что заключение совета не является публичным актом (это заключение, а не решение), а потому не входит в компетенцию суда.
Если сербские власти решат снести упомянутые выше здания, то это произойдет по тому же правовому основанию, которое правительство Македонии использовало в октябре 2004 года для сноса Сербского православного монастыря Святого Иоанна Хризостома.
Министр по делам религий Радулович обвинил в возникшей в Малайнице проблеме "неразрешенные отношения" между Сербской и Румынской Церквами. Румынская Православная Церковь представлена в Сербии уже несколько столетий. Когда Священный Синод Румынской ПЦ повысил ее статус с викариата до епархии, епископ Даниил был возведен в качестве епископа с кафедрой в Врсаче (Vrsac). Сербское и югославское правительства никогда не признавали эту епархию, поскольку она была создана вне соглашений с Сербской ПЦ и православных канонов. Государство предоставило поиск решения на усмотрение Сербской и Румынской Церквей и согласится с принятым ими решением.
По переписи 2002 года в Сербии проживает 34576 этнических румын и 40046 влахов. Многие влахи считают себя этническими румынами, а большинство румын и влахов Сербии принадлежит к Румынской Православной Церкви. Помимо румын в районе Банат, есть еще один центр румын и влахов в районе Тимок вблизи восточной границы Сербии с Румынией и Болгарией. В течение последних восьми лет румынский епископ Даниил посещал район Тимок, как это принято в отношениях между Православными Церквами-сестрами, не запрашивая разрешения и не информируя сербского епископа Юстина. В результате этих визитов некоторые местные румыны предпочли обращаться за духовной помощью к Румынской Церкви, а не к Сербской, которая служит на церковнославянском языке, который румыны - да и сербы - не понимают.
В 2002 году Сербское правительство ввело в начальной и средней школе религиозное образование. В правилах, регулирующих преподавание этого предмета, упоминается Сербская Православная Церковь, но нет ни Русской, ни Румынской, ни Болгарской Православных Церквей, которые также имеют приходы в Сербии. Румынский православный викарий Мойсе Янош (Mojse Janosh) заявил "Форуму 18", что Румынская ПЦ готова работать на уровне викариата, а не епархии, если получит доступ в школы и Сербское правительство будет платить ее учителям зарплату - так же, как оно платит ее учителям и священникам Сербской ПЦ. Он добавил, что Румынская ПЦ по-прежнему использует статус викариата для урегулирования вопросов охраны здоровья и пенсионного обеспечения для своих клириков ввиду отказа правительства Сербии от признания епархии.
21 января, через день после того, как было получено указание о сносе церкви, министерство иностранных дел Румынии выразило "глубокое сожаление" по поводу действий местных властей, особо отметив, что в деревне не требуется проектное разрешение. "Министерство иностранных дел выражает уверенность, что эта ситуация будет разрешена в соответствии с законом и справедливыми ожиданиями части местного сообщества", говорится в заявлении МИД Румынии.
Портал-Кредо.Ru