Монахи видят этот концерт частью своей религиозной миссии, которую они выполняют в спектакле "Кони ветра". Об этой миссии режиссер театра "Зингаро" Бартабас в интервью "Газете" сказал: "Далай-лама дал благословение на эти представления. Почему на уровне их высших властей и от самих монахов я получил согласие? Думаю, потому, что они поняли, что мой проект открывает возможность не только для религии, но и для тибетской культуры в целом (как вы знаете, Тибет находится в очень трудной политической ситуации) заявить о себе и таким образом себя сохранить".
Гьюто был первым монастырем, который по благословению Далай-ламы представил тибетскую храмовую музыку западному зрителю; за последние двадцать лет его монахи выступили во многих театрах и концертных залах Америки и Европы. Московская публика уже знакома с другим не менее сложным стилем тибетского обертонного пения "гюке", который в театре Анатолия Васильева неоднократно представляли монахи монастыря Гьюдмед. И если звучание хора Гьюдмеда в монастырских текстах сравнивается с "рокотом лавины, сходящей с заснеженных вершин", то пение Гьюто в стиле "дзоке" традиционно отождествлялись с рЈвом могучих яков. Осваивая этот стиль, монахи Гьюто должны научиться не только извлекать наиболее низкие обертона, но также развить способность петь в этой тональности на протяжении долгих многочасовых церемоний.
В программе прозвучат фрагменты церемоний и ритуалов традиции Гьюто. Говоря о выступлениях монахов Гьюто перед европейской публикой, Далай-лама заметил: "Внутренние процессы, сопровождающие ритуалы, и озарения, получаемые в медитации, невозможно увидеть глазами. При этом наблюдать внешнюю сторону ритуала весьма благоприятно, ибо это создает в человеке связь с духовными учениями и раскрывает заложенный в нем потенциал".
Отметим, что "Школа драматического искусства" на Сретенке, 19 регулярно предоставляет свои помещения для тибетских мистерий. Два года назад, в мае 2000-го, здесь строили и разрушали песчаную мандалу, в 2001-м лама Лобсанг Церинг рассказывал о тибетской традиции, в которой лама читает "Тибетскую Книгу Мертвых", готовя душу умершего к переходу в другой мир. Незадолго перед ним разговаривал с духами бурятский шаман Баир Ринчинов, а 26 марта 2003-го дали концерт монахи монастыря "Гьюдмед". Неделю назад выступил с лекцией "Преобразование ума" президент "Федерации сохранения традиции Махаяны" Лама Сопа. Это соответствует идее главного режиссера театра Анатолия Васильева о возвращении к пратеатру как к священному ритуалу, к тем формам воздействия на зрителя, которые вовлекали бы его в мистическое переживание.
О возвращении театра к ритуалу говорит и режиссер театра "Зингаро" Бартабас. Он уверен, что "в спектакле "Кони ветра" специалисты по буддизму найдут для себя нечто очень важное, смогут воспринять все послания. А те, кто никогда ничего не слышал о буддизме, тоже найдут для себя нечто очень любопытное, смогут сконструировать из того, что я показываю, свой сюжет, вычитать свои смыслы".
В 2001-м в Москве шел его фильм "Шаман", в котором бежавший из лагеря столичный скрипач Димитрий получал от бежавшего вместе с ним шамана знание о духах, окружающих и сопровождающих человека в течение всей его жизни.
В практике этих режиссеров границы между светским и религиозным, бывшие столь привычными и важными для советского человека, более не обозначаются, размываются, спектакль превращается в шаманское камлание и буддийскую литургию.
В поддержку этого подхода выступает и организатор нового концерта, московский театр тибетской мистерии "Лунг-та", который намерен всю выручку от проданных 9 июня билетов направить на поддержание монастыря Гьюто в изгнании.
Портал-Credo.Ru