БЕДА, КОГДА АТЕИСТЫ ПЫТАЮТСЯ РЕШАТЬ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ<br>В Нижнем

<i>Круглый стол в Нижнем Новгороде завершился полным провалом</i>

Общество 
0
98
Время на чтение 5 минут
Новгороде при участии Аппарата Полномочного представителя Президента в Приволжском федеральном округе прошел, организованный совместно Пресс-клубом "Восточная политика" и Информационным агентством "Росбалт", круглый стол "Исламские политические движения и Россия: угрозы, ресурсы, будущее".
После краткого вступления, в котором организаторы заверили присутствующих в своей готовности выслушать любые мнения, слово было представлено социологам - профессору Санкт-Петербургского университета Зинаиде Сикевич и сотруднице Приволжского гуманитарного теологического института Анне Кавалай для презентации исследования "Мусульмане России: взгляд на русское население". Санкт-Петербургская ученая, видимо понимая слабость проведенных изысканий, для оживления своего доклада сравнила их результаты с собственным изучением самосознания русского населения Санкт-Петербурга в 2001 году. Из этого, не вполне корректного с научной точки зрения сравнения, докладчица, с присущим Санкт-Петербургской университетской школе изяществом, попыталась сделать некоторые обобщающие выводы.
Однако, на наш взгляд, полученные результаты если о чем и говорят, то только о полной неразберихе в головах как татар, проживающих в Санкт-Петербурге, так и русских петербуржцев в этноконфессиональных вопросах. В итоге все присутствующие на круглом столе говорили о важности проведенных исследований, но трактовали их каждый на свой лад. Впрочем, так и не решили, каким боком это исследование можно было бы использовать для обсуждаемой темы.
После краткого перерыва был показан фильм "Русские в исламе", снятый председателем правления общественного фонда "Ислам России" Олегом Клоченком, одним из участников пресс-клуба "Восточная политика". В фильме рассказывается о молодых русских жителях Петрозаводска, принявших ислам. По словам самого автора, ему больше всего хотелось показать глаза верующих. Глаза-то он показал, показал и чайку, летящую над российскими просторами под звуки волынки, напоминающими завывание муэдзина... Но вот чего не оказалось в фильме, так это объяснения общественной значимости этого явления. В ходе обсуждения фильма был поставлен закономерный вопрос: какую цель преследуют авторы, показывая ренегатов? Межэтнического мира? Но сегодня для всех стало уже совершенно очевидным, что прозелитизм может привести только к конфликтам. Один из организаторов круглого стола председатель Пресс-клуба "Восточная политика" Максим Шевченко довольно неуклюже пытался защитить концепцию фильма, заявив, что Христа и Его Апостолов в таком случае тоже нужно считать ренегатами. Но провокационный характер фильма был столь очевиден искушенным участникам круглого стола, что говорить собственно было не о чем.
Тон дальнейшей дискуссии задал ее ведущий Максим Шевченко, грубо оборвавший выступление известного политолога Сергей Кургиняна, после чего полемика приняла ожесточенный характер. Взгляды высказывались разные, порой - прямо противоположные, и часто - весьма эмоционально.
Однако острая дискуссия так и не приобрела конструктивного направления. Не изменило ее ход и бессодержательное выступление Полномочного представителя Президента Сергея Кириенко, употребившего, как обычно, много "умных" и непонятных слов (энергетика и т.п.), но так и не предложившего каких либо реальных политических путей решения насущной проблемы налаживания взаимоотношений российских мусульман и православных.
Если задача круглого стола действительно состояла в поиске путей консолидации российского общества, в выработке механизма взаимопонимания людей разных религиозных воззрений, в первую очередь, православных и мусульман, то результат показал полную несостоятельность организаторов и ведущих нижегородской встречи. Причем, несостоятельность, как в постановке вопросов, так и в организации дискуссии при обсуждении одной из важнейших проблем российской жизни. Увы, сказалась не только расположенность самих организаторов к скандалу, но и неготовность большинства присутствующих к открытой взаимодоверительной и ответственной полемике по этому вопросу. К примеру, показанный фильм был одобрен в самых возвышенных выражениях двумя активными участниками диалога мусульманами Гейдаром Джемалем и Рашидом Исмагиловым, тогда как русские участники, как атеисты, так и православные, кроме разумеется его авторов, единодушно посчитали фильм провокационным.
Удивляет и сам состав приглашенных. К примеру, директор по развитию Росбалта прибыл в Нижний Новгород для того, чтобы подать такое глубокомысленное замечание о поставленной проблеме: "Я не понимаю вообще о чем разговор. Существование Бога еще никто не доказал". При этом за круглым столом не нашлось места для едва ли не самых компетентных в межконфессиональных вопросах людей. Никто даже не задался вопросом, насколько компетентны собравшиеся люди, насколько их позиции отражают действительные взгляды мусульман и православных. Широко известно, что наибольшим и мало подверженным конъюнктуре доверием граждан России пользуются традиционные религиозные организации, представители которых в обсуждении не участвовали. Имам, представитель Председателя Духовного управления мусульман Нижегородской области Умара-хазрата, зачитал небольшое, но весьма содержательное приветствие, но сам в дискуссии участия не принял. А в Нижегородской епархии вообще не знали о готовящемся обсуждении (!).
Это, на мой взгляд, весьма симптоматичный факт. В последнее время некоторые представители политической элиты (тот же Сергей Киреенко и его команда) с упорством, достойным лучшего применения, пытаются сконструировать нашу общественную жизнь без Церкви. Что ж, как говорится: вольному - воля, спасенному - рай. Только мы то помним и знаем, к чему в конце концов приходят атеисты, решая межрелигиозные проблемы. Атеистическая мысль примитивна: есть религии - есть проблемы, нет религий - нет и проблем.
В попытке совсем обойтись без духовенства сказались, видимо, личные антипатии организаторов. Так что провал круглого стола (а иначе нельзя определить его итоги) по большому счету лежит на их совести. А ведь проблема вхождения российского ислама в нашу общественную и политическую жизнь существует в действительности и проблема эта весьма серьезна. Вопрос на наш взгляд состоит в самодостаточности российского ислама, в его независимости от арабского мира. Конечно, нельзя сравнивать мусульманский мир с католицизмом, жестко иерархично связанным со своим центром - Ватиканом. В исламе нет, на сегодняшний день, во всяком случае, формального организационного и политического центра, он может быть вполне самостоятелен, и не зависеть от политической конъюнктуры внутри арабского мира, как зависят российские католики от папской курии. Наше общество должно быть заинтересовано в укреплении российского ислама, но только в том его варианте, для которого российские интересы, как интересы своей родины, стоят во всех случаях выше интересов зарубежных центров.
Решение этой задачи, осложненной болезненным расколом в среде российских мусульман, требует тонкого знания особенностей сознания верующего, и может быть решена только в диалоге с наиболее уважаемыми силами в российском исламе. И очевидно, в самом начале пути всем сторонам нужно раз и навсегда отказаться от прозелитизма и поощрения ренегатства. Конечно, всегда найдутся люди, по каким-то своим внутренним причинам решившие отказаться от веры отцов, но строить политику на их "опыте", это значит провоцировать нескончаемые конфликты. Пример тому - нынешние отношения с российскими римокатоликами.
В целом организаторов очень нужного сегодня диалога подвело стремление "оседлать" тему самостоятельно, без привлечения традиционных религиозных институтов. Не подвела только техника, что чаще всего и случается при обсуждении в России мировых проблем. И микрофоны не отключались, и телефильм показали без сбоев, и обед был горячий, за что все присутствующие, и я в том числе, остались глубоко благодарны организаторам.
Сергей Григорьев,
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Общество
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Народное единство начинается с народного объединения
Находкинцы провели «воскресник»
14.08.2023
Деревни: время дожития
Фильм Сергея Герасимова
18.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:40
Победи себя – будешь непобедим!
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:21
Великий перелом
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:17
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:04
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
26.04.2024 18:52