БЕДА, КОГДА АТЕИСТЫ ПЫТАЮТСЯ РЕШАТЬ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ<br>В Нижнем 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

БЕДА, КОГДА АТЕИСТЫ ПЫТАЮТСЯ РЕШАТЬ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
В Нижнем

16.04.2002


Круглый стол в Нижнем Новгороде завершился полным провалом

Новгороде при участии Аппарата Полномочного представителя Президента в Приволжском федеральном округе прошел, организованный совместно Пресс-клубом "Восточная политика" и Информационным агентством "Росбалт", круглый стол "Исламские политические движения и Россия: угрозы, ресурсы, будущее".
После краткого вступления, в котором организаторы заверили присутствующих в своей готовности выслушать любые мнения, слово было представлено социологам - профессору Санкт-Петербургского университета Зинаиде Сикевич и сотруднице Приволжского гуманитарного теологического института Анне Кавалай для презентации исследования "Мусульмане России: взгляд на русское население". Санкт-Петербургская ученая, видимо понимая слабость проведенных изысканий, для оживления своего доклада сравнила их результаты с собственным изучением самосознания русского населения Санкт-Петербурга в 2001 году. Из этого, не вполне корректного с научной точки зрения сравнения, докладчица, с присущим Санкт-Петербургской университетской школе изяществом, попыталась сделать некоторые обобщающие выводы.
Однако, на наш взгляд, полученные результаты если о чем и говорят, то только о полной неразберихе в головах как татар, проживающих в Санкт-Петербурге, так и русских петербуржцев в этноконфессиональных вопросах. В итоге все присутствующие на круглом столе говорили о важности проведенных исследований, но трактовали их каждый на свой лад. Впрочем, так и не решили, каким боком это исследование можно было бы использовать для обсуждаемой темы.
После краткого перерыва был показан фильм "Русские в исламе", снятый председателем правления общественного фонда "Ислам России" Олегом Клоченком, одним из участников пресс-клуба "Восточная политика". В фильме рассказывается о молодых русских жителях Петрозаводска, принявших ислам. По словам самого автора, ему больше всего хотелось показать глаза верующих. Глаза-то он показал, показал и чайку, летящую над российскими просторами под звуки волынки, напоминающими завывание муэдзина... Но вот чего не оказалось в фильме, так это объяснения общественной значимости этого явления. В ходе обсуждения фильма был поставлен закономерный вопрос: какую цель преследуют авторы, показывая ренегатов? Межэтнического мира? Но сегодня для всех стало уже совершенно очевидным, что прозелитизм может привести только к конфликтам. Один из организаторов круглого стола председатель Пресс-клуба "Восточная политика" Максим Шевченко довольно неуклюже пытался защитить концепцию фильма, заявив, что Христа и Его Апостолов в таком случае тоже нужно считать ренегатами. Но провокационный характер фильма был столь очевиден искушенным участникам круглого стола, что говорить собственно было не о чем.
Тон дальнейшей дискуссии задал ее ведущий Максим Шевченко, грубо оборвавший выступление известного политолога Сергей Кургиняна, после чего полемика приняла ожесточенный характер. Взгляды высказывались разные, порой - прямо противоположные, и часто - весьма эмоционально.
Однако острая дискуссия так и не приобрела конструктивного направления. Не изменило ее ход и бессодержательное выступление Полномочного представителя Президента Сергея Кириенко, употребившего, как обычно, много "умных" и непонятных слов (энергетика и т.п.), но так и не предложившего каких либо реальных политических путей решения насущной проблемы налаживания взаимоотношений российских мусульман и православных.
Если задача круглого стола действительно состояла в поиске путей консолидации российского общества, в выработке механизма взаимопонимания людей разных религиозных воззрений, в первую очередь, православных и мусульман, то результат показал полную несостоятельность организаторов и ведущих нижегородской встречи. Причем, несостоятельность, как в постановке вопросов, так и в организации дискуссии при обсуждении одной из важнейших проблем российской жизни. Увы, сказалась не только расположенность самих организаторов к скандалу, но и неготовность большинства присутствующих к открытой взаимодоверительной и ответственной полемике по этому вопросу. К примеру, показанный фильм был одобрен в самых возвышенных выражениях двумя активными участниками диалога мусульманами Гейдаром Джемалем и Рашидом Исмагиловым, тогда как русские участники, как атеисты, так и православные, кроме разумеется его авторов, единодушно посчитали фильм провокационным.
Удивляет и сам состав приглашенных. К примеру, директор по развитию Росбалта прибыл в Нижний Новгород для того, чтобы подать такое глубокомысленное замечание о поставленной проблеме: "Я не понимаю вообще о чем разговор. Существование Бога еще никто не доказал". При этом за круглым столом не нашлось места для едва ли не самых компетентных в межконфессиональных вопросах людей. Никто даже не задался вопросом, насколько компетентны собравшиеся люди, насколько их позиции отражают действительные взгляды мусульман и православных. Широко известно, что наибольшим и мало подверженным конъюнктуре доверием граждан России пользуются традиционные религиозные организации, представители которых в обсуждении не участвовали. Имам, представитель Председателя Духовного управления мусульман Нижегородской области Умара-хазрата, зачитал небольшое, но весьма содержательное приветствие, но сам в дискуссии участия не принял. А в Нижегородской епархии вообще не знали о готовящемся обсуждении (!).
Это, на мой взгляд, весьма симптоматичный факт. В последнее время некоторые представители политической элиты (тот же Сергей Киреенко и его команда) с упорством, достойным лучшего применения, пытаются сконструировать нашу общественную жизнь без Церкви. Что ж, как говорится: вольному - воля, спасенному - рай. Только мы то помним и знаем, к чему в конце концов приходят атеисты, решая межрелигиозные проблемы. Атеистическая мысль примитивна: есть религии - есть проблемы, нет религий - нет и проблем.
В попытке совсем обойтись без духовенства сказались, видимо, личные антипатии организаторов. Так что провал круглого стола (а иначе нельзя определить его итоги) по большому счету лежит на их совести. А ведь проблема вхождения российского ислама в нашу общественную и политическую жизнь существует в действительности и проблема эта весьма серьезна. Вопрос на наш взгляд состоит в самодостаточности российского ислама, в его независимости от арабского мира. Конечно, нельзя сравнивать мусульманский мир с католицизмом, жестко иерархично связанным со своим центром - Ватиканом. В исламе нет, на сегодняшний день, во всяком случае, формального организационного и политического центра, он может быть вполне самостоятелен, и не зависеть от политической конъюнктуры внутри арабского мира, как зависят российские католики от папской курии. Наше общество должно быть заинтересовано в укреплении российского ислама, но только в том его варианте, для которого российские интересы, как интересы своей родины, стоят во всех случаях выше интересов зарубежных центров.
Решение этой задачи, осложненной болезненным расколом в среде российских мусульман, требует тонкого знания особенностей сознания верующего, и может быть решена только в диалоге с наиболее уважаемыми силами в российском исламе. И очевидно, в самом начале пути всем сторонам нужно раз и навсегда отказаться от прозелитизма и поощрения ренегатства. Конечно, всегда найдутся люди, по каким-то своим внутренним причинам решившие отказаться от веры отцов, но строить политику на их "опыте", это значит провоцировать нескончаемые конфликты. Пример тому - нынешние отношения с российскими римокатоликами.
В целом организаторов очень нужного сегодня диалога подвело стремление "оседлать" тему самостоятельно, без привлечения традиционных религиозных институтов. Не подвела только техника, что чаще всего и случается при обсуждении в России мировых проблем. И микрофоны не отключались, и телефильм показали без сбоев, и обед был горячий, за что все присутствующие, и я в том числе, остались глубоко благодарны организаторам.
Сергей Григорьев,



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме