Возвращение подлинной культуры народа

0
379
Время на чтение 9 минут
Что такое казачьи шермиции и для чего необходимо возрождение традиционной народной культуры? Об этом мы беседуем с членом попечительского совета Фонда имени священника Илии Попова, основателем казачьего информационного портала «Дикое Поле», организатором казачьих национальных игр шермиций, общественным деятелем Олегом Николаевым (г. Ростов-на-Дону).

- Олег Борисович, какие цели Вы ставите перед собой, как вице-президент Федерации казачьих воинских искусств «Шермиции»?

- Целями нашей работы является сохранение, развитие и популяризация воинской культуры, боевого искусства, состязательных традиций и духовно-нравственных ценностей казаков, возвращение исторической памяти потомкам казаков, сохранение этнической идентичности, диалог и преемственность поколений, пропаганда традиционных семейных ценностей.

- Слово «шермиции» - не знакомо для слуха жителей центральной России. Что оно означает и как возрождались эти казачьи праздники?

- Я с самого начала, с 1990 г., участвую в движении за возрождение казачества. С 2009 г. мы начали думать, искать, что может объединить всех казаков, явиться общим делом, независимо от их принадлежности ко всевозможным организациям, политическим взглядам и идеологическим пристрастиям. Нам нужен был живой инструмент для передачи межпоколенной связи и богатейшего опыта казаков. Таким инструментом у казаков всегда выступали традиционные шермиции. В «Донском словаре» Алексея Васильевича Миртова слово это означает поединки на праздниках у донских казаков. От слова шерновать - фехтовать. Автор этого словаря в годы продразвёрстки ездил по Дону, собирал материалы, записывал язык донских казаков. Это заслуживает всяческого уважения.

Шермиции всегда были приурочены к православным праздникам или ко дням поминовения героев-воинов, став уникальной особенностью календарно-праздничной и военно-траурной обрядности донских казаков. Сегодня это - своеобразная форма проповеди, в соответствии с Концепцией миссионерской деятельности Русской Православной Церкви: «использование принципа церковной рецепции культуры просвещаемого народа посредством живой проповеди, через воплощение православных идеалов в народной культуре и обычаях; освещение тех национальных черт, которые позволяют народам при сохранении своей культуры, самоуважении и самоидентификации внести свой уникальный вклад в молитвенное прославление Бога, пребывая при этом в гармоничном единстве со всей полнотой Церкви». Этими состязаниями община показывает свою силу, жизнеспособность.

- Почему лично Вам любы и дороги казачьи праздники?

- Я родился в казачьей семье, вместе с нами жил мой дед - казак станицы Ермаковской хутора Араканцева Первого Донского округа. Его отец, мой прадед был урядником, служил в 9-м Донском казачьем полку Донского казачьего войска. Во время вооруженной борьбы против советской власти он сражался в рядах Донской армии, в 1918 г. от своей станицы был кандидатом в делегаты Круга спасения Дона. Семья деда подверглась репрессиям, некоторые члены семьи были расстреляны, дед скрывался до 1936 г. во Владивостоке. После снятия ряда ограничений с казаков вернулся на Дон.

Благодаря деду я знаю о той казачьей жизни очень много, он сохранил старинные семейные фотографии, подробно рассказывал мне о жизни казаков-старообрядцев, из которых он происходил. Дед ещё казачонком был участником многих праздничных хуторских кулачных боёв.

- Расскажите, почему Фонд священника Илии Попова помогает проводить казачьи национальные игры шермиции?

- Священник Илия Попов - представитель донского духовенства. Его предки не одно столетие были казачьими священниками.

Родной брат походного атамана Войска Донского Петра Харитоновича Попова, отец Николай сейчас прославлен в лике новомучеников и исповедников, обретены его мощи и находятся в Волгоградской епархии. Он пострадал в 1919 г., а отец Илия продержался до 1937-го. Илия Попов был священником Мамантовского корпуса - (4-й Донской корпус Донской армии Вооружённых сил Юга России под руководством К.К. Мамантова в период похода на Москву по тылам красного Южного фронта - И.У.), участвовал в рейде на Москву, служил в Ростове-на-Дону, а последним местом служения была станица Великокняжеская, сегодня - город Пролетарск. Его открытое исповедничество веры было в самый пик противостояния, он собирал и окормлял народ, открыто протестовал против советской власти, за что и был казнён.

Внук отца Илии Попова Алексей Григорьевич Сухарев, доктор физико-математических наук, бывший профессор МГУ в начале 90-х уехал в Америку, стал основателем крупнейшей на сегодняшний день компании в сфере ITтехнологий. Сейчас он собирается возвращаться в Россию. Он основал Фонд имени своего деда священника Илии Попова. Задача Фонда - изучение церковной истории Дона, особенно кровавого периода с 1917 по 1920 годы. В станице Великокняжеской он поставил памятник своему деду и на его средства были отлиты колокола для храма. На открытие памятника собралось множество народа, потому что ещё живы люди, чьих предков крестил, отпевал, венчал отец Илия Попов. А. Сухарев ведет переговоры с местным руководством на предмет возвращения Пролетарску исторического названия.

Фонд сотрудничает с нашей организацией, которая занимается традиционными казачьими боевыми искусствами, состязаниями, играми, ведёт издательскую деятельность - переиздаёт дореволюционные книги, к примеру, переиздан фолиант «Единоверие на Дону» Н.В. Лысогорского, проводит научные конференции. К столетию большевистского переворота вышел фильм «Расказаченные», снятый Фондом.
Идея вынашивалась много лет, а вышел фильм как раз к столетию революции. Это фильм о трагедии России, казачества, по которому молох революции прошёлся целенаправленно, и нет на Дону, на Кубани, на Тереке ни одной семьи, где не было бы своих мучеников за веру, царя и Отечество.

В фильме рассказано о событиях, происходивших накануне 1917 г., о начале 1919 г., когда вышла директива о массовом терроре и началось расказачивание, далее - о коллективизации. В фильм вошли кадры, снятые еще в начале 90-х гг., когда удалось записать людей, детьми своими глазами видевших ужасы расказачивания. Дочь казака Фомичёва с хутора Мещеряковского станицы Мигулинской рассказывала, как казнили её отца, который встречался с Государем Николаем II. Царь подарил казаку книжечку на память, его дочь прятала её весь советский период и сохранила для потомков. Фильм смотреть очень тяжело, трудно смириться с тем, что ради каких-то иллюзий уничтожали тысячи людей. В целях продразвёрстки, коллективизации отбирали хлеб. Я знаю по рассказам своих родственников, как за найденное лишнее зерно казнили целые семьи. Станицу, не выполнившую план по хлебозаготовке, заносили на «чёрную доску» и она подлежала полному расселению или уничтожению. Станицу окружали, расстреливали людей, которые пытались бежать. Так уничтожили порядка десяти станиц на Кубани и на Дону, в том числе станицу Мешковскую.

Доход советского государства от экспорта зерна стоит на последнем месте, а зерна в хранилищах в тот момент было полно, оно сгнивало. То есть это была целенаправленная политика уничтожения непокорных вольных людей. Дон называли русской Вандеей. (Вандея - департамент во Франции, где во время Гражданской войны 1793-96 возник мощный очаг контрреволюции - И.У.). Это была арена, где развернулись главные события Гражданской войны, хотя они происходили и в Сибири, и на Дальнем Востоке, но крупнейшие сражения шли на Дону - Белая армия, Ледяные походы, Новочеркасск, Ростов-на-Дону.

- Каким образом Вы восстанавливаете историю своего Донского края?

- С 2009 г. мы исколесили весь Дон, снимали и записывали оставшихся стариков. Нас интересует культурное традиционное наследие: воинское, игровое, состязательное. Но всё равно о трагедии народа не умолчать. В 2012 г. на Верхнем Дону мы разговаривали с казачкой Александрой Коноваловой, которой было тогда 98 лет. Спрашиваю её, во что играли в детстве, а она невольно начинает свой рассказ с того, как они были в отступе за Доном, как убило снарядом её бабку. В каждой семье - пострадавшие, погибшие. Как говорят у нас на Дону: «Мы ходим ногами по антиминсу». Каждая пядь земли полита кровью новомучеников - это факт безусловный. Народ чудом выжил. Искалеченный, сегодня он пытается восстановить свою идентичность и занять своё место на своей земле.

- Нам, целой стране, Телевидение и иные СМИ пытаются сегодня навязывать антинародную культуру, взять хотя бы новогодние шоу на государственных телеканалах. Однако то, что сегодня на Дону всё шире разворачиваются казачьи праздники - шермиции, это один из симптомов выздоровления всего русского народа. Как начиналось возрождение этого культурного явления?

- Вначале нас собралось около сотни человек в Старочеркасске. Это старая столица, колыбель донских казаков. В Старочеркасске на кладбище возле Преображенской Ратной церкви были похоронены родители атамана Платова, генерал Краснощёков - сподвижник Петра I, весь генералитет донского дворянства. По этим надгробиям можно было изучать военную историю России. Когда в Старочеркасск вошли красные, первое, что они стали уничтожать - этот некрополь. Храм не разрушили, но полностью ободрали, разграбили. Можно понять тех казаков, которые боролись с большевиками не одно десятилетие, и оставшиеся в живых ушли с германской армией.

Старочеркасск имеет сакральное значение как духовный центр. Именно там проходили ристания, которые носили обрядовый характер и проводились на праздники, называемые шермициями. На праздник Покрова Пресвятой Богородицы в 2009 г. к нам приехали казаки с Кубани, несколько терцев. У нас этот день считается войсковым праздником. На Покров всегда служилась войсковая панихида, поминались все казаки, павшие в сражениях с врагами. За панихидой шли состязания.

Весной прошлого, 2016 г., в шермициях участвовало уже около семи тысяч человек. Посажение на коня, освящение оружия... Эти обряды, как и сами шермиции, включены сейчас в реестр нематериального культурного наследия народов России.

Детские лица на празднике - это радость для нас. Дети приобщаются к народной культуре, ощущают себя частью целого народа, ведь на шермициях представлены все поколения. Шермиции всегда проводятся после Пасхи, поэтому озарены особой радостью. А там ещё праздник святого воина Георгия-Победоносца.
Съезжаются кубанцы, терцы, уральцы, потомки казаков - эмигрантов. Последние годы даже иностранцы стали приезжать. Шотландцы участвовали в наших состязаниях - боролись на поясах, проиграли. В августе мы поехали к ним с ответным визитом, победили их в фехтовании на шотландских палашах, привезли три золотые и одну бронзовую медаль. Наши ребята в два дня освоили технику фехтования на палашах, шотландскую борьбу. В центральном парке XVII века собралось 25 тысяч зрителей, более 50 коллективов волынщиков. Нас принимали мэры городов, наш генконсул. Так что традиционная народная культура выводит нас на международный диалог. Не политики, а люди, народная дипломатия определяет, с кем нам дружить, а с кем - нет. Шермиции становятся уже не только нашим личным делом, в них участвуют люди, которые хотят помолиться или просто посмотреть на состязания.

Из Америки нам передали икону с мощами святого Иоанна Шанхайского. Она всегда пребывает у нас во время игр. Люди молятся, прикладываются. Мы привозим из казачьего храма из станицы Елизаветинской икону Георгия Победоносца, подписанную казаками, уходившими на службу в 1914 г.: «В дар родному храму». От неё засвидетельствованы чудеса. Храм 1864 года постройки пытались разрушить, начиная с 1918 г., но там всегда стояли казаки, служба никогда не прекращалась, икону из храма не вынесли. Большевикам, которые шли демонстрацией к этому храму, чтобы попытаться в очередной раз разрушить, явился Георгий Победоносец. После этого все попытки разрушить храм прекратились.

6-7 мая 2017 года шермиции проходят на территории крепости святой Анны в окрестностях Старочеркасска. В рамках мероприятия состоится научно-практическая конференция, посвящённая воинской культуре и состязательным традициям народов южной России. В нынешнем году, возможно, добавится ещё экономический форум. Приедут шотландские бизнесмены для обмена опытом. Центральное событие всего праздника - молебен великомученику Георгию, чин освящения воинских оружий, обряд посажения на коня.
На шермициях всегда бывает представлена и песенная культура. Мы привозим носителей этнокультуры. Одна из последних носительниц верхнедонской песенной традиции - Ольга Васильевна Пономарёва с хутора Мрыховского станицы Мигулинской Ростовской области. Ей под 90 лет, а приходится ехать к нам около 400 км. Мы звоним, спрашиваем, сможет ли она приехать, и в ответ слышим: «Только смерть меня остановит». И приезжает. Мы размещаем Ольгу Васильевну в особом шатре, где она исполняет песни, молодёжь общается с ней, записывает.

Помимо этого проходят женские конкурсы традиционных казачьих костюмов, ярмарка, где представлены различные ремёсла. Инструктор Андрей Сандалов из Волгограда - правнук полного георгиевского кавалера занимается с детьми - обучает их не только традиционным казачьим играм, забавам, но и владению оружием.

Шермиции как культурное явление перешагнуло региональные рамки и даже границы государства. К нам едут иностранцы, даже не потомки эмигрантов, а специалисты по этнокультуре, которые нечто похожее проводят у себя в странах. И надо отметить, что эти праздники проводятся трудами энтузиастов, никакого государственного финансирования мы не получаем. Подобные праздники стали проводить по всей России, в шестой раз потомки всех волн эмиграции и казаки провели шермиции в Калифорнии, в городе Сакраменто на базе Казачьей кадетской школы Донской иконы Божией Матери.

Беседу вела Ирина Ушакова

http://rusderjavnaya.ru/news/vozvrashhenie_podlinnoj_kultury_naroda/2017-05-05-3253
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Олег Николаев
Возрождение традиционной культуры на Дону
Исполнилось 140 лет победы России в Русско-турецкой войне 1877-1878 гг. На Дону это событие отмечается особо
29.04.2018
Наше будущее строится на фундаменте веры
Интервью с протоиереем Олегом Николаевым, секретарем Бердянской епархии
22.05.2007
Все статьи Олег Николаев
Ирина Ушакова
Литература создаёт страну
Выступление на Иринарховских чтениях-2024 в рамках Круглого стола «Личность может воспитать только личность»
21.03.2024
«Православие и есть иммунитет общества»
Беседа с директором белорусского Центра поддержки семьи, материнства и детства «Покров» Андреем Зубенко
05.03.2024
«Долго будет старинный наш дом стоять…»
Беседа с писателем и общественным деятелем о частном, и о нашем общем доме
29.01.2024
Осмыслить, за что сражается Донбасс
Для нашего национального характера жизненно необходимо ощущение нравственной правоты
27.12.2023
Все статьи Ирина Ушакова
Последние комментарии
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:40
Победи себя – будешь непобедим!
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:21
Великий перелом
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:17
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:04
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
26.04.2024 18:52