«Викинг»: миссионерский блокбастер

0
302
Время на чтение 6 минут

В конце декабря 2016 года состоялась премьера фильма «Викинг» (режиссер Андрей Кравчук), рассказывающего о нескольких эпизодах из жизни святого равноапостольного князя Владимира. В январе 2017 года этот фильм вошел в десятку лидеров мирового кинопроката - это первый подобный случай в истории российской киноиндустрии. Тем не менее картина вызвала настоящий шквал негодующих отзывов среди критиков и журналистов. Попробуем разобраться, в чем причина такой неоднозначной реакции.

За державу обидно?

Реакция на показ «Викинга» была более чем острая. Настолько острая, что со стороны противников этого проекта даже раздались крики: «Запретить!», потому что показ этого фильма «не соответствует возрастному ограничению 12+», «не опирается на факты, а с открытым цинизмом искажает представления о древней культуре славян, деструктивно влияя на самоосознание народа» и вообще «оскорбляет чувства думающих». В блогах, обзорах, рецензиях и просто рассерженных комментариях муссируется одна и та же мысль: что это язычники-славяне такие грязные, а византийцы-христиане такие чистые? За державу же обидно! Не менее, чем грязные славяне, одетые и вооруженные не как подобает (тут, правда, показания комментаторов-историков расходятся - в отношении того, как же подобает и насколько критичны отступления от истины), критиков оскорбил образ главного героя - князя Владимира. Кто-то полагает, что он получился слишком положительным, кто-то - что слишком нерешительным, короче говоря, не таким, каким он был на самом деле.

Но еще больше, чем антураж и образ главного героя, рецензентов раздражает жанр этого фильма. Потому что по жанру это проповедь, сказанная на языке голливудского блокбастера.

Правда и вымысел

Так все-таки, насколько сильно фильм искажает историю? Что перед нами: историческое фэнтези или кино с претензией на историчность?

На самом деле, практически все события, которые показаны в фильме, имели место в действительности - правда, сценаристы спрессовали время знаковых событий в жизни князя Владимира. Всё было в летописи «Повесть временных лет» - и убийство сына князя Олега, и сватовство к полоцкой княжне Рогнеде, которое закончилось самым ужасным образом, и убийство брата Ярополка, и «грекиня», как ее называет летопись, Ирина - взятая в полон жена брата, которая ждет ребенка от убитого Ярополка. Правда, в отличие от героини фильма, историческая «грекиня» становится женой князя Владимира, но ее роль в судьбе крестителя Руси была, видимо, гораздо скромнее, чем показано в кинокартине. Зафиксированы в летописи и человеческие жертвоприношения у славян, показ которых вызвал столько нареканий у патриотов языческой старины. Более того, сцена жертвоприношения, показанная в фильме, совпадает с описанной в летописи вплоть до мелких деталей.

Есть в сценарии фильма и некоторые различия с летописными хрониками в расстановке действующих лиц, о которых сами авторы подробно рассказали на официальном сайте фильма.

Нужно принимать во внимание и то, что летописный рассказ не дает нам возможности восстановить полную и непротиворечивую картину произошедших тогда событий, да и сами события, описанные в летописи, историки иногда ставят под сомнение - например, достоверность истории с насилием над Рогнедой и ее попыткой убить своего мужа: уж слишком она напоминает сюжет, зафиксированный в скандинавском фольклоре... Но дело даже не в этом. Дело в том, что летописные источники не сохранили для нас главного: как происходили те изменения в душе князя - идолопоклонника, насильника, братоубийцы, которые привели его к христианству? Доподлинно известно одно: правитель Киевской Руси принял это решение добровольно и свободно, а не под действием политический необходимости.

Князь Владимир: до и после

Фильм Андрея Кравчука, конечно, не отвечает на этот вопрос. Его задача гораздо скромнее: он показывает путь ко Христу - не героя былины и не героя летописи, не великого правителя и не религиозного реформатора, каковым и был в реальности князь Владимир, а обыкновенного человека, похожего на каждого из нас. Человека, который запутался в своей жизни.

Фильм отчетливо делится на две части. В первой - грязь, кровь, убийства и все киношные штампы, какие только можно придумать. Именно эта часть фильма, в которой показано темное дохристианское прошлое Руси, и вызвала большинство нареканий. Они отчасти справедливы. Начало фильма, изобилующее спецэффектами и не всегда уместными батальными сценами, чрезвычайно затянуто и несколько однообразно. Иногда трудно понять, кто, куда и зачем скачет, кто, кого и зачем бьет. Впрочем, это замечание относится к большинству фильмов этого жанра последних лет. Режиссер показывает Русь языческую как темный мир без Христа. В этом духовном сумраке все мысли нечетки, а отношения так запутаны, что невозможно разобраться, кто прав, кто виноват, где тут зло, а где справедливость, где подлость, а где кровная месть. Невозможно не совершить грех. Только что ты улыбался милой девушке, звал ее замуж - и вот уже просыпаешься с тяжелой после хмельного боя головой по ту сторону отвратительного греха. Только что ты раскрыл свои объятия брату - и вот на твоих руках уже несмываемая кровь. Главный герой фильма в исполнении Данилы Козловского - обыкновенный запутавшийся человек. Не злой и не добрый. По духу - наш современник. По судьбе - наш брат. Он сполна хлебнул мерзкого пойла - настойки из мухоморов, которая якобы придает бойцу особую силу, а на самом деле отравляет душу.

Вторая часть фильма рассказывает про обретение веры, и она совершенно другая по настрою. На берегах Корсуня мы впервые видим чистые краски Божьего мира. Совсем не потому, что создатели фильма «ненавидят» Русь и преклоняются пред заморскими проповедниками, а потому, что в Корсуни герою фильма открывается образ Божией благодати.

Владимир здесь показан не как политик, а как частное лицо, чей путь к истине начинается с такой простой и понятной истории - с того, что в красивой женщине он увидел не трофей, не разменную монету в политической игре кланов, а образ лучшего, чистого мира. Потом он узнает, что это называется образ Божий. Христианка - «грекиня», которую в фильме прекрасно играет Светлана Ходченкова, буквально светится изнутри. Сразу видно, что она не от мира сего, так хрупка, чиста и возвышенна ее красота... Обращение героя фильма к Богу начинается с любовной драмы, которая сыграна очень тонко, современно и человечно. У любви князя Владимира и Ирины не может быть ни будущего, ни настоящего. Но у нее может быть выход в иное - религиозное - измерение.

Оглашение крестителя

Самая большая удача фильма, которая в моих глазах искупает все его недостатки,- это сцена исповеди князя Владимира, или, точнее, огласительной беседы с князем священника-грека Анастаса. Это пример истинно миссионерского подхода к теме. Для священника, которого великолепно играет польский актер Павел Делонга, правитель Руси - не предводитель опасного варварского племени славян, которого нужно приручить, а грешный человек, который получил шанс прийти к Богу. Отец Анастас объясняет этому человеку главное: что такое грех и Кто такой Бог. В этот момент камера показывает только лицо князя, который на наших глазах осознает, что его жизнь - жизнь «нормального» воина и вождя - это путь в пропасть. Вот он украл у брата игрушку. А вот он убил брата. Вот он взял силой Рогнеду. А вот он убил ее родителей. Но Бог может восстановить этого обыкновенного, но запутавшегося человека в прежнем достоинстве. И тогда от греховной скверны очистится и Русь. И мы видим на экране чистое небо, яркое солнце, крещальные воды Днепра.

Фильм о крещении князя Владимира - это опыт миссионерского кино, которое говорит с потребителями массового искусства об обретении веры, которое задевает, раздражает, провоцирует, заставляет спорить, узнавать, как там все было на самом деле. Искать истину...

Тем, кто хочет ознакомиться с научным взглядом на историю князя Владимира и Крещения Руси, стоит прочесть следующие книги:

- Карташев А. В. Очерки по истории Русской Церкви. Париж, 1959.

- Милютенко Н. И. Святой равноапостольный князь Владимир и Крещение Руси. СПб., 2008.

Фото из отрытых интернет-источников

Газета «Православие и современность» № 03 (575)

Екатерина Иванова

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/viking-missionerskijj-blokbaster
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Екатерина Иванова
Все статьи Екатерина Иванова
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:34
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 16:34
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 16:26
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:19
Почему рядом с Николаем II было мало выдающихся государственных людей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
26.04.2024 16:11
Не геометрические ребусы, но свидетельство о молитвенном опыте
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 15:59
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 15:49