Мы обязательно это выясним...

0
280
Время на чтение 6 минут
Двести лет назад - в 1817 году - в селе Михайловка Балашовского уезда был освящен величественный каменный храм во имя Архистратига Божия Михаила. В 1932 году богослужения в этом храме были прекращены; по просьбе жителей села здание церкви было переделано под зернохранилище, и это спасло его от окончательного разрушения. А в 2013‑м местные энтузиасты начали восстанавливать поруганную святыню. С жителями села встретился саратовский краевед, руководитель общества потомков репрессированных за веру священников и мирян «Возрождение» Евгений Леонидович Лебедев.

Все мы помним слова из молитвы ко Святому Причащению, в которой состояние души грешного человека сравнивается с разрушенным храмом: «Господи Боже мой, вем, яко несмь достоин, ниже доволен, да под кров внидеши храма души моея, занеже весь пуст и пался есть». Но только воочию увидев, что такое разрушенная церковь, можно понять подлинный смысл этих слов.

Подъезжая к храму, мы видим настоящие руины: полуразрушенные стены, оголенный кирпич, нет ни купола, ни креста. Но если посмотреть внимательно, можно увидеть, что печальные руины стоят в строительных лесах, а крест все-таки есть: он венчает небольшую, почти игрушечную башенку с мини-куполом, которую установили жители села, чтобы показать, что в этом храме, несмотря на разорение, есть жизнь.

- Когда я три года назад впервые сюда зашел, - рассказывает нам священник Василий Лукьянов, окормляющий села Терновку и Михайловку, - здесь ветер гулял, и было такое запустение, что становилось страшно. Но, Божией милостью, нашлись те, кто стал храм восстанавливать. Начали с малого: убрали мусор, вымыли полы. Потом заделали дыры в стенах, вставили окна. А раз есть окна, храм можно отапливать печками. Теперь мы можем здесь проводить молебны, иногда служится обедница. Некогда количество прихожан этого храма достигало двух тысяч человек. Сегодня их около двадцати, но все они активно участвуют в восстановительных работах и, главное, молятся здесь каждое воскресенье: читают утреннее и вечернее правило - богослужений как таковых тут пока еще нет.

В восстановлении святыни участвуют многие жители села, но основную нагрузку взяли на себя братья Александр Иванович и Алексей Иванович Тепловы. Они ходят на стройку храма, как на работу, которая продолжается порой с утра до вечера. Иногда им случалось даже ночевать в стенах разрушенной церкви.

- Вначале, когда к нам приехал батюшка Василий, мы хотели поставить молельный домик, - рассказывает Александр Иванович, - но потом решили: зачем нам домик, когда у нас есть такой храм?

Сейчас первоочередная задача - залатать крышу. Попадающая внутрь вода разрушает храм еще больше. Пока крыша течет, вести ремонтные работы внутри здания просто не имеет смысла.

Не остаются в стороне и помогают вернуть храм к жизни учителя и учащиеся местной школы. Об этом нам рассказала учитель русского языка и литературы и краевед Нина Михайловна Черепанова. Она является автором нескольких научных работ, в которых представлена история создания и разорения Михаило-Архангельской церкви, а также предпринята попытка воссоздать ее первоначальный облик. К сожалению, старинных фотографий храма не сохранилось, а тех, кто помнит, как он выглядел до 1932 года, уже не осталось. Перед краеведами стоит сложная задача: по косвенным данным восстановить архитектурный проект, чтобы в перспективе храм приобрел вид, максимально приближенный к изначальному замыслу. Нина Михайловна с затаенной болью говорит о том, что происходило со святыней в советские времена:

- Когда в 1976 году зернохранилище, располагавшееся здесь, закрыли, здание церкви стали буквально терзать местные жители. Сломали всё: вытащили пол, рамы, оторвали двери, а те кирпичи, которые смогли выломать, растащили по домам. Храм был украшен удивительными фресками. Их пробовали смыть, но это не удалось сделать даже с помощью шланга. Сейчас их, конечно, трудно разглядеть, потому что стены покрыты толстым слоем грязи, который могут снять только специалисты. То, что не смогла сделать злая воля людей, сделали холод и вода, когда церковь осталась без окон и дверей.

Мы заходим внутрь, минуя развалины, которые некогда были величественной колокольней. В храме очень холодно, мгновенно замерзают руки и ноги, так что старшие велят ребятам-школьникам надеть шапки. Подростки всячески сопротивляются - не положено же в храме! - и только после благословения отца Василия поддаются на уговоры. Гулкое эхо гуляет под разрушенными сводами, так что в первый момент кажется, что отец Василий говорит в микрофон. Старинные изображения действительно не разглядеть, но верующие снабдили храм новыми иконами. Собравшихся около двадцати человек. Среди них и молодые, и пожилые жители села - те, кто помнит, как снимали звонкие колокола, и те, кто, может быть, впервые переступил порог разоренной церкви.

* * *

Евгений Леонидович Лебедев приехал в Михайловку не с пустыми руками. С собой он привез выписки из архива, которые могут пролить свет на некоторые нерешенные вопросы истории храма. Таких вопросов немало: например, еще не удалось установить имена всех служивших здесь священников, нет информации о том, пострадал ли кто-то из них от действий безбожных властей.

- В Балашове были ярые большевики, - рассказывает сельчанам Евгений Леонидович. - Многих верующих репрессировали, был закрыт женский монастырь. Сейчас он вновь открылся, однако какова судьба его монахинь, живших в начале ХХ века, нам не известно. Но мы обязательно это выясним.

Евгений Леонидович призвал собравшихся чаще обращаться в молитве к новомученикам и исповедникам Российским. «Я могу сказать на личном опыте, что они нас слышат, за нас молятся и помогают нам», - отметил он. А затем - поделился с михайловскими прихожанами некоторыми эпизодами из истории своей семьи, где также были священно­служители, пострадавшие в годы гонений:

- У меня дед был священником. Когда пришли большевики, они отправили его строить Беломорканал. Когда он вернулся домой, устроился работать фельдшером; навыки у него были, потому что раньше батюшка был главным человеком на селе: и служил, и учил, и лечил. Через 2-3 года он умер - все-таки на родине, а не на строительстве канала, как многие. А мой прадед, тоже священник, когда-то спас село, в котором служил, от холеры, просто объяснив селянам простейшие вещи: что нужно обязательно мыть руки, фрукты, овощи и картошку и меньше общаться во время эпидемии. И вот таких-то батюшек большевики ссылали, сажали, расстреливали, а церкви превращали в склады...

В конце встречи к прихожанам восстанавливаемого храма обратился отец Василий Лукьянов:

- Если у нас будет твердое намерение восстановить храм, если труд по восстановлению будет соединен с молитвой, то Господь нам всё даст, потому что Он, как говорит святитель Иоанн Златоуст, «и намерения целует». Самое главное - это наша вера, наша надежда и помощь от каждого в меру своих сил.

* * *

Евгений Леонидович встретился также с учениками Михайловской средней школы и рассказал им о том, что такое краеведческая работа и как это важно - знать историю своего рода:

- Кем были ваши предки? Бабушку с дедушкой все знают, а кто были ваши прадедушка и прабабушка? Я, когда начал всем этим увлекаться, был изумлен тем, как это интересно. У нас в Саратове, в Свято-Покровской православной гимназии, есть краеведческий клуб, который называется «Духовными тропами». Он объединяет таких же ребят - ваших ровесников. Вы тоже можете заняться краеведческой работой: начать собирать информацию об истории села, школы, изучить жизни тех земляков, которые оставили глубокий след в истории села и района. А я вам в этом обязательно помогу.

Свое обещание руководитель общества «Возрождение» уже выполняет. Он собрал материал по священнослужителям Михаило-Архангельской церкви, исследовав архивные данные, охватывающие период в сорок лет. Результаты работы в ближайшее время будут переданы Нине Михайловне Черепановой, которая продолжит изучать со школьниками краеведение. Надеемся, что сотрудничество между краеведами города Саратова и села Михайловки будет долгим и плодотворным.


Материал подготовлен в рамках проекта «Духовные скрепы Отечества - история и современность». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом поддержки гражданской активности в малых городах и сельских территориях «Перспектива».

Газета «Православная вера» № 06 (578)

Екатерина Иванова

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/my-obyazatelno-eto-vyyasnim

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Екатерина Иванова
Все статьи Екатерина Иванова
Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Дмитрий Салихов
26.04.2024 17:11
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:53
Победи себя – будешь непобедим!
Новый комментарий от Валерий Медведь
26.04.2024 16:49
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 16:26
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:19
Почему рядом с Николаем II было мало выдающихся государственных людей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
26.04.2024 16:11
Не геометрические ребусы, но свидетельство о молитвенном опыте
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 15:59