Один монах так объяснял, что такое молитва: «Представь, что с неба опустили золотую цепь. Ты ухватился за неё и, перебирая её руками, звено за звеном, полагаешь, будто притягиваешь эту золотую цепь к себе на землю. Но в действительности ты поднимаешься по ней, ибо она поднимает тебя на небо. Такова сила молитвы». Это притча. А как на деле научиться разговаривать с Богом, как правильно молиться, ведь, по слову свт.Иоанна Златоуста, молитва - это посланник ко Господу? Отвечает диакон Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры Сергий УЧАНЕЙШВИЛИ.
Прежде всего, каждый воскресный день надо идти на службу в храм, благодарить Бога. Сказано: «Шесть дней делайте дела, а день седьмой должен быть у вас святым» (Исх.35,2), седьмой день отдай Богу. Заповедь эта должна быть записана на скрижалях сердца нашего. Понуждайте, стимулируйте себя. Греческое слово «стимул», кстати, означает палку, которой гоняли скот. Вот и нам надо такой палкой подгонять нашу внутреннюю ленивую скотинку. Главное - чтобы мы это делали сами, а не кто-то нас палкой гнал в храм, заставлял поступать согласно христианским заповедям. Ибо палка, которой нас гонит кто-то, - это закон, а палка, которой мы гоним себя сами, - совесть. Что говорит тебе твоя совесть? Что душа загрязнена грехами. Значит, её нужно чистить, мыть. Как, чем? Покаянием, постом, молитвой.
Прп.Ефрем Сирин говорил: «Если молитва будет предшествовать делу и, встав с ложа, первые свои движения посвятишь молитве, то грех не найдёт доступа к душе». То есть как в начале каждого предложения стоит заглавная буква, так и перед каждым новым делом верующий человек, осенив себя крестом, говорит: «Господи, благослови». По окончании дела мы, словно ставя точку, произносим: «Господи, благодарю Тебя». Так из хаоса окружающей жизни можно прийти к умиротворению. Так строчками, абзацами, главами напишется книга нашей жизни. Жизни с Богом.
- Много лет назад мне подарили то-олстый молитвослов. Там молитвы на все случаи жизни. Но я и десятой части не выучила.
- С Богом надо общаться коротко и ясно. Сам Господь Иисус Христос, когда апостолы попросили Его научить их молиться, сказал: «Молясь, не говорите лишнего, как язычники; ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны... знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф.6,7-8). И после сих слов дал апостолам молитву «Отче наш», которая вобрала в себя всё, что нам в жизни надобно, в ней сказано, чего стоит избегать, за что благодарить Отца нашего Небесного и как к Нему обращаться. В этой молитве Христос говорит, чтобы мы называли Бога Отцом. Если бы мы сами дерзали называть Бога Отцом, мы были бы впавшие в прелесть гордецы: ведь если Бог - наш Отец, то мы - Его дети, значит, - тоже боги... Но когда Сам Бог говорит нам, чтобы мы обращались к Нему как к Отцу, - значит, Он нас усыновляет и обожествляет.
- Так, быть может, этой молитвы достаточно?
- А задумывались ли вы, какая это страшная молитва - с первых же слов? Мы же не выполняем того, что в ней сказано! В молитве мы говорим, что наш Отец - это Живущий на Небесах, и призываем, чтобы Его воля была как на Небе, так и на земле, как среди ангелов, так и среди людей. То есть мы предаём себя в Его волю на словах, а на деле? Готовы ли отбросить свою самость и жить, полностью вверив себя воле Божией? Нет! Мы просим: «...хлеб наш насущный дай нам на сей день»(Мф.6,11). Просим хлеб в этот конкретный день, а сами начинаем делать заготовки, заполняем закрома. Нет у нас надежды на Бога, мелькает лукавая мысль: а вдруг... Как те евреи, которые стали собирать манну впрок, хотя Бог предупредил, чтобы брали лишь на текущий день. Не послушались евреи Господа, и манна испортилась. Почему не послушались? Не было доверия к Богу: а вдруг завтра Он не даст ничего?
Помню подобный случай. Мы участвовали в фестивале песни «Небо славян» в Херсонесе, и нам щедро привозили еду в солдатских термосах. Съедать всё не успевали, а на следующий день - новая порция. Вчерашняя еда портилась. Так мы в сбербанках впрок копим деньги, а они превращаются в ничто. В шкафах храним одежду, которую не носим. Выкинуть бы это барахло да вздохнуть свободно. Всё человечество работает на умножение припасов. Магазины, склады полны, реклама призывает покупать новое: мол, вчерашнее устарело. Мы не потребляем столько вещей, сколько производим. Но продолжаем просить Бога дать нам «насущное».
Но самые страшные строчки этой молитвы: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим...» (Мф.6,12). А прощаем ли мы наших должников - обидчиков, врагов? Нет! Однако Спаситель предупреждал: «А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешения ваши» (Мф.6,15). Мы же сами просим Его об этом в молитве: «...прости нам... как и мы прощаем»! Надо думать, о чём вы просите Бога.
Архимандрит Иоанн Крестьянкин советовал: «Чаще молитесь краткими молитвами: «Господи, благослови!», «Господи, помоги!» - приучаясь всё в жизни делать с Божьего благословения и с Божьей помощью. А ещё примите к сердцу такую молитву: «Господи! Тебе всё ведомо; сотвори со мной как изволишь. Аминь». Конечно, есть молитвы общеупотребительные, которые легли в основу молитв утренних, вечерних, при подготовке к Причастию... Но я частенько, когда люди говорят, что не знают, как молиться, отвечаю: «Я сейчас за две минуты научу вас кратко молиться».
Основных молитв всего пять, самое малое количество слов в молитве - два. Первое - обращение «Господи». И уже канал открыт, уже Бог тебя слушает, поэтому нельзя имя Божие поминать всуе. Второе слово может быть «благослови». «Господи, благослови», - говорим мы перед началом всякого дела. Но никогда не делай того, перед началом чего ты не можешь сказать: «Господи, благослови». Не скажешь ведь ты: «Господи, благослови», когда задумал что-то украсть или позлословить... Когда закончил дело, потрапезничал, избежал беды, говори: «Господи, благодарю» или «Слава тебе, Господи». Эти три слова произносили даже атеисты в советские времена, не задумываясь, что говорят. Третья молитва, когда человек в опасности: «Господи, спаси!» или «Господи, помилуй!» У тебя нет времени подробно объяснить, что тебе угрожает. Да и не надо, Бог Сам всё знает и знает, как отвести от тебя беду. Четвёртая молитва, когда ты не знаешь, как поступить: «Господи, вразуми». А когда всё закончится благополучно, не забывайте молитву: «Господи, благодарю». Пятая молитва - молитва покаяния: «Господи, прости». Натворил чего - проси прощения. Сначала у человека, которому сделал плохо, потом у Бога. Ибо если скажешь: «Господи, прости», а у того, кого обидел, прощения не попросишь - грош цена твоему покаянию.
- А если надо помолиться за друзей или родных?
- Говорите: «Господи, спаси и сохрани такого-то». Можно своими словами молиться. Но уж если берёшься молиться за человека - молись так, как будто от твоей молитвы зависит его жизнь.
- Блаженный Августин говорил: «В молитве мы беседуем с Богом, в Священном Писании Бог беседует с нами». Однако если наша молитва - всего два слова, какая же это беседа?
- Напомню слова Христа: «Молясь, не говорите лишнего...» (Мф.6,7). Это Спаситель говорит апостолам, а через них - нам. А мы такие молитвы наворачиваем - по нескольку страниц, что, когда дочитываешь молитву, уже не понимаешь, с чего начинал и чему эту молитва посвящена. Мы до такой степени всё детализируем, что, по сути, даём Богу инструкцию, что и как Ему делать. Мы наставляем Творца Вселенной: «Пусть автобус придёт вовремя, чтобы я не опоздал на работу, или пусть начальник опоздает». А надо всего-то сказать: «Господи, помоги». Бог Сам знает, как помочь, спасти, вразумить. Главное - не забывайте благодарить Отца нашего Небесного за Его милости к нам, грешным.
Записала Ирина РУБЦОВА