Иустин в поисках Истины

Иустин в поисках Истины

0
230
Время на чтение 6 минут

Святому Иустину Философу принадлежит первый опыт сопоставления идей классической философии и христианского вероучения. Влияние этого подвижника на развитие религиозной мысли столь велико, что его смело можно назвать основателем христианской философии. Во многом именно благодаря стараниям святого Иустина христианское богословие через много лет после кончины святого смогло сформулировать сложнейшие догматы своего вероучения, используя язык классической философии. Память святого Иустина мы отмечаем 14 июня.

Духовной жаждою томим...

В городе Сихеме, недалеко от того места, где произошла встреча Спасителя с самарянкой, около 100 года по Р. Х. родился мальчик по имени Иустин, которого с детства сжигала та же жажда Истины, которая заставила самарянку Фотинию сначала вступить в разговор с незнакомым ей иудеем, а потом принять за Него мучительную смерть. С тех пор в Самарии изменилось всё. Древний Сихем был стерт с лица земли во время первой Иудейской войны (66-71 годы). Самаряне покинули родные места, а на их место пришли римские колонисты. Сихем был восстановлен императором Флавием Веспасианом и получил новое название Флавианополис, то есть «новый город Флавия». Одними из его поселенцев и были родители будущего подвижника.

Хотя Иустин родился недалеко от тех мест, где происходили важнейшие события Священной истории, в юности он был язычником и вел жизнь типичного молодого римлянина. Его семья была, вероятно, богата: родители смогли дать сыну классическое языческое образование, которое включало в себя, в том числе, и изучение языческой мудрости - философии. Именно философия стала для Иустина той дорогой, которая привела его к Истине. Но не сразу. Обращению предшествовал длительный и мучительный поиск того философского учения, которое могло бы утолить его духовную жажду.

Первым увлечением Иустина на этом пути стала философия стоиков. В стоицизме будущего подвижника привлекало этическое учение - призыв жить согласно разумной природе, стремиться к добродетели, избегать порока, искоренять страсти. Однако очень скоро молодой человек понял, что в стройной этической системе стоиков нет места главному - Богу. Когда он обратился с этим к своему учителю-стоику, тот ответил, что Бог для него не является предметом философствования.

Тогда любознательный юноша обратился к последователям Аристотеля - перипатетикам. Но здесь разочарование ждало его с самого начала. Учитель философии, прежде чем распахнуть перед своим учеником глубины духовного знания, потребовал с него... кругленькую сумму. Поняв, что мудрость стала для этого человека всего лишь предметом торга, Иустин отвратился от этого учения.

Последователи Пифагора приняли искателя Истины с распростертыми объятиями, но оказалось, что для того, чтобы вступить на путь познания, их адепт должен уметь музицировать, знать астрономию и геометрию. Иустин не обладал этими знаниями и навыками, и ему было отказано в праве вступить в общину пифагорейцев.

Пройдя этот, уже столь длинный, путь, юноша решил обратиться к последователям Платона. Беседы с учителем-платоником воодушевили его как никогда. «Рассуждение о вышечувственном, - писал он впоследствии, - возвышало меня больше и больше, и учение об идеях окрыляло мой ум; в короткое время я мечтал сделаться мудрецом и в своем безрассудстве надеялся достигнуть созерцания Бога - этой конечной цели Платоновой философии». Казалось бы, поиск закончен. Но неожиданное событие кардинально изменило судьбу философа...

Неслучайная встреча

Однажды, прогуливаясь у моря в поисках уединения, святой Иустин встретил пожилого человека - вероятно, палестинского или сирийского христианина. Они вступили в разговор, и взгляды собеседника на природу вещей, его рассуждения о Боге, душе и добродетели поразили философа. Как последователь Платона Иустин считал, что душа божественна и бессмертна, что она является «частью царственного ума», то есть Бога, поэтому Бога можно увидеть и постичь, очищая свой разум и просвещая его светом истинного учения. «Если это действительно так, - спросил юношу мудрый старец, - то почему же сам Платон так и не постиг истинного Бога?» Этот вопрос, видимо, был созвучен внутренним сомнениям искателя Истины. Он и сам чувствовал, что языческая мудрость могла только призывать к добродетели и обличать пороки, но не показывала, как желанной добродетели достичь, а главное, не давала человеку встречи с Богом Живым, которой так жаждала ищущая душа. Для стоиков и платоников Бог был всего лишь неким безличным принципом, который управляет Вселенной. Его можно было познавать, но нельзя - любить.

Встреча у моря подтолкнула Иустина к тому, чтобы искать Бога не в учении философов, а в Откровении Церкви.

Святой Иустин обрел Христа после того, как разочаровался во всех философских учениях языческого мира. Не удивительно, что для него так важно было постичь Его учение, соотнести то новое и небывалое, что открывал человеку Новый Завет, с уже известным и устоявшимся. Однако вера, которую обрел философ, не была рациональной верой ученого-теоретика. Эта была живая и деятельная вера, наполненная любовью к Богу и ближним. Любовь святого проявилась, в частности, в том, что всю оставшуюся жизнь он посвятил проповеди христианства, чтобы открыть истину о Господе таким же ищущим и страждущим, как когда-то и он сам, людям.

Мантия философа

Святой Иустин принял крещение примерно в 133 году по Р. Х. Многие новообращенные христиане после крещения полностью отказывались от наследия языческой античности. Святой Иустин не отказался от мантии философа, но не потому, что ему дороги были прежняя жизнь и прежние заблуждения. Он был убежден, что эллинская мудрость - это тот язык, на котором можно обратиться с проповедью евангельской истины к просвещенным гражданам Римской империи. Этот христианский подвижник был первым, кто попытался соединить в своей проповеди язык классической античной философии и истины Откровения. Он полагал, что как Моисей был путеводителем израильского народа ко Христу, так и Платон и Сократ, не знавшие Истины, но искавшие ее, подготовили языческий мир к тому, чтобы в нем прозвучало слово Благой вести.

Святой Иустин стал странствующим учителем, он много проповедовал в различных городах империи, посетил Александрию и Эфес, наконец, остановился в Риме и открыл там философскую школу, в которой каждый желающий мог приобщиться к основам христианской веры. Эта школа стала первой катехизической школой в истории Церкви.

Святой Иустин был не только талантливым проповедником, учителем, но и блестящим полемистом. Ему приходилось защищать учение Церкви и от языческих философов, и от иудейских мудрецов, и от еретиков, искажающих учение Христа. Одним из врагов Церкви, крайне враждебно настроенным против христиан, был некто Крискент, придерживающийся взглядов киников, или по-другому - циников. Это философское учение проповедовало нигилистическое отношение к человеческой культуре и общепринятым правилам нравственности. Святой Иустин вступил с ним в публичный спор и сделал очевидным его полнейшее невежество. Эта победа стоила ему жизни...

Dura lex...

Во II веке н. э. отношение к хрис­тианам в обществе было, мягко говоря, настороженным. Последователи Христа не признавали языческих богов и не поклонялись им, а это считалось в Римской империи преступлением. И хотя римляне в большинстве своем уже давно не верили в то, что считали непреложным их предки, они тем не менее полагали, что сохранение обычая идолопоклонства - патриотический долг добропорядочного гражданина. Тех же, кто не хотел подчиниться этому порядку, они подвергали жестоким истязаниям и мучительной смерти, что выглядело в глазах просвещенных последователей Платона и Аристотеля делом вполне законным и нравственным. «Dura lex, sed lex» - «суров закон, но это закон». А народные массы просто боялись христиан, потому что не понимали их, и обвиняли учеников Христовых в самых гнусных и отвратительных пороках, которые только можно было придумать, включая каннибализм и разврат.

Есть все основания предполагать, что однажды бесстрашное слово святого остановило волну очередных гонений на хрис­тиан. Все началось с почти бытового инцидента. Некая женщина-язычница обратилась ко Христу. Конечно, новообращенная захотела жить чистой и целомудренной жизнью, но ее новые стремления не понравились ее мужу - убежденному идолопоклоннику и человеку, не склонному обуздывать желания плоти. Убедившись, что его невозможно наставить на путь истинный, женщина приняла спорное решение - развод. Муж в долгу не остался и решил наказать по закону, но не свою жену, а того христианина, который научил ее истинам веры. Раб Христов Птоломей и еще несколько сочувствующих ему христиан были приговорены к смертной казни. Святой Иустин, узнав о смерти мучеников, написал трактат, в котором доказал невиновность христиан, изобличил ложность языческих богов и показал всемогущество Христа. Трактат был вручен правящему императору, и тот не только не разгневался на смелого философа, но со вниманием отнесся к его аргументации и приказал остановить преследование христиан за веру. С позволения императора святой Иустин отправился в Азию, где гонения на христиан были особенно свирепы, с тем, чтобы быстрее донести до них волю императора.

Вернувшись из Азии в Рим, подвижник был схвачен по доносу. Вероятнее всего, автором доноса был его давний враг Крискент. Когда городской префект спросил святого о его

, он прямо исповедовал веру в Господа Иисуса Христа, Сына Божия. Святой Иустин Философ был приговорен к мучительной смерти. Его земная жизнь окончилась 14 июня 166 года. Вместе с ним мученический венец приняли пять его учеников, что показывает, насколько он был не только прекрасным философом, но и прекрасным педагогом, которому удалось передать своим ученикам не только знание о Христе, но и горячую, живую любовь к Нему.

Газета «Православная вера» № 11 (559)

Екатерина Иванова

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/iustin-v-poiskakh-istiny

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Екатерина Иванова
Все статьи Екатерина Иванова
Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Анатолий Степанов
26.04.2024 22:24
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:40
Победи себя – будешь непобедим!
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:21
Великий перелом
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:17
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:04