Нужно ли религиозное образование?

0
604
Время на чтение 4 минуты
В документе, подготовленном Комитетом по культуре, науке и об­разованию при Парламентской Ас­самблее ЕС, принятом 19.09.2005, утверждается: «Образование имеет существенное значение для борьбы с невежеством, стереотипами и не­верным пониманием религий. Пра­вительствам следует делать больше для гарантии свободы совести и ре­лигиозного исповедания, чтобы спо­собствовать образованию в области религии, поощрять диалог с религи­ями и между ними, а также стимули­ровать культурное и социальное вы­ражение религиозных исповеданий».

* * *

Минский частный Детский сад - средняя школа Сентябрь месяц запоминается началом учебного года. Учителя, родители и ученики - все озабочены расписанием уроков, учебниками, тетрадями, обедами, школьной формой и т.д. Но за всей этой суетой порой отходят на второй план более серьезные вопросы: какие предметы нужнее и как распределять учебную нагрузку? В частности, у нас в стране не решен вопрос о том, нужно ли вводить в школе религиозный предмет и каким он должен быть? Такой вопрос да не покажется странным или несвоевременным. В то время как белорусский школьник идет в школу изучать «светские» дисциплины, практически во всех странах ЕС его ровесники посещают уроки религии. Отстает ли в этом отношении белорусский образовательный стандарт от западноевропейского? Думается, что отстает.

Вот, например, перечень некоторых тем, которые изучают немецкие гимназисты для сдачи экзамена по предмету «евангельское вероисповедание» (лютеранское): «Истина и познание», «Религия и толерантность», «Христианская догматика», «Творение и история», «Христианская ответственность перед обществом». Перед нами вопросы мировоззренческого характера. В самом деле, мировоззрение включает не только знания о мире, но и все те ценности и нормы, которые определяют отношение человека к окружающему миру, обществу,

самому себе. Белорусский образовательный стандарт ориентирован на знания, а также на патриотическое и, в меньшей мере, эстетическое воспитание. Однако, какой предмет рассказывает о смысле человеческой жизни? При изучении какого курса ученики начинают размышлять над вопросом о цели самого получения знаний, квалификации, степеней? Существуют также этические проблемы. Например, свобода есть великий дар, но как им правильно пользоваться? Что такое совесть и как на ее укоры реагировать? Умение отвечать на подобные вопросы есть черта не только религиозного, но и всякого образованного человека.

Конечно, не следует упрощать и говорить, что все сводится к одному учебному предмету. И в Западной Европе ведутся споры о методах преподавания религии на разных ступенях образования, а также о том, насколько государство вправе вмешиваться или контролировать эту сферу образования. Акцентируется внимание на многочисленности религиозных систем (многоконфессиональность), индивидуализации и секуляризации мышления (каждый вправе верить, как хочет, и религия не имеет такого значения в организации жизни общества, как наука и технология).

Однако налицо и другая проблема: рост радикальных течений, которые готовы защищать свои верования любыми средствами, вплоть до боевых акций. Все течет, все изменяется. До 60-х гг. европейские страны могли считаться «христианскими»: часовни при школах были нормой, Библию ученики брали на уроки. Но началась «трудовая миграция», миллионы новых граждан из Индии и арабских стран осели в Европе. Случились конфликты на Ближнем Востоке, и новая волна миграции подняла целый комплекс острых проблем. Заметна слабость традиционных вероисповеданий, происходит наплыв нетрадиционных религиозных учений, сект и культов, что ведет к мировоззренческим противостояниям.

Как же государство и система образования будут стоять в стороне от этого? Значение знаний о религии приобретает в Европе большую актуальность: готов ли молодой человек, получивший аттестат зрелости, адекватно реагировать на мировоззренческие вызовы в современных условиях?

Зачастую проблема заключается в том, что понимается под религиозным образованием. Существует несколько трактовок. Первая подразумевает, собственно, руководство к религиозной жизни(Religious Instruction), т.е. обучение молитвам, правилам соблюдения поста, подготовки к исповеди и другим практическим навыкам и знаниям, которые необходимы для духовной жизни верующего человека. Вторая предполагает рассказ о религиозных догматах и практиках с целью сообщить только знания о них без того, чтобы их практиковать (Religious Knowledge). Наконец, третья ориентирована на различные подходы в преподавании, в том числе и внеконфессиональные, предпринимается попытка развить у учащихся свою собственную точку зрения на религиозные и этические проблемы (Religious Study). Последний подход характерен для курса «религиоведение» в европейских университетах. Вопрос об истинности тех или иных религиозных или конфессиональных положений при этом оставляется без внимания, изучение ведется не для того, чтобы критиковать, но для того, чтобы адекватно понять мотивы духовной жизни в контексте той или иной религии.

Конечно, религиозное образование не может принести положительный эффект без квалифицированных преподавателей, без выверенных программ, разработанных методик и популярных учебных пособий. Только их наличие придает образованию системный характер. В нашей стране это уже непросто хотя бы потому, что несколько десятилетий назад именно такой системный характер имела борьба с религией. Поворот должен произойти, прежде всего, в головах, а затем в законах. Но если ориентироваться на развитые страны, то к необходимости религиозного образования нужно прийти и в Беларуси. Необходимо не оправдываться отсутствием достойных программ, методик и специалистов, а работать над их подготовкой. И заинтересованы в этом должны быть не только представители религиозных конфессий, но и руководители системы образования.

Священник Алексий Хотеев

Газета «Воскресение»

http://zapadrus.su/partnery/voskresenie/article/1539-nuzhno-li-religioznoe-obrazovanie.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Алексий Хотеев
Все статьи Священник Алексий Хотеев
Последние комментарии
Страх и подвиг
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 23:09
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от РомКа
26.04.2024 23:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 22:25
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:15
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:06