itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

РПЦ: практика изучения религиозных культур в школах должна расширяться

0
600
Время на чтение 9 минут
Диакон Герман Демидов, заведующий сектором основ православной культуры Синодального отдела религиозного образования и катехизации
© Фото: фото предоставлено информационной служба Синодального отдела

В связи с началом нового учебного года в Русской православной церкви рассказали о главных проблемах и нововведениях, связанных с изучением в школах основ религиозных культур и появлением в российских вузах новой научной специальности "теология". С заведующим сектором основ православной культуры Синодального отдела религиозного образования и катехизации диаконом Германом Демидовым беседовал корреспондент РИА Новости Сергей Стефанов.

- Отец Герман, какие существуют проблемы, связанные с преподаванием предмета "Основы православной культуры" (ОПК) в школах?

- Проблем немало. Но есть одна ключевая, от решения которой зависит благополучие всего комплекса вопросов, связанных с изучением традиционных религиозных культур в общеобразовательной школе. Речь идет об обеспечении преподавания православной культуры по разным годам и ступеням общего образования.

Мы абсолютно убеждены: пока не будет обеспечена возможность полноценного изучения в школе религиозных культур по выбору, в том числе православной культуры, будет сохраняться вопиющая безграмотность в вопросах не только веры, но и отечественной культуры у большинства наших сограждан. Будет так же остро стоять вопрос подготовки учителей и учебников, так как ни один вуз, ни одна школа, ни один авторский коллектив не готовы всерьез развивать тематику (пусть самую актуальную и полезную), ограниченную всего лишь 34 учебными часами только в одном, четвертом, классе школы.

Поэтому подчеркну: наша позиция обусловлена не лоббистскими намерениями, но пониманием перспектив и всей серьезности проблем, стоящих перед современным отечественным образованием. Одна из таких проблем заключается в том, что школа должна быть не "производителем спектра образовательных услуг", а жизненно важным общественным институтом, способствующим передаче духовной культуры народа новым поколениям.

- Ранее, в частности, в Русской православной церкви обращали внимание на то, что в некоторых регионах имеют место случаи принуждения школьников и их родителей к выбору для изучения основ светской этики. Как дело обстоит сегодня; если подобные случаи продолжаются, то в каких регионах это происходит чаще всего?

- Процент выбора того или иного предмета, будь то ОПК или основы светской этики, не имеет приоритетного значения в контексте продвижения религиозного образования детей, но... В тех регионах, школах, где родители по тем или иным причинам лишены права быть законными представителями своих детей в образовательном процессе, надо прямо сказать, нарушаются наиболее значимые принципы и религиозной, и гражданской жизни: кто-то лишает людей дара божественной свободы, а с точки зрения законности и правопорядка нарушаются гражданские права людей. В таком случае никакие, даже самые правильные слова, не могут покрыть изначальную неправильную установку на навязывание людям чужой воли, насилие в вопросах мировоззрения.

К сожалению, еще до сих пор есть регионы, где наряду с ОПК фактически запрещается изучение и других конфессиональных модулей под предлогом того, что их изучение может разобщить детей, привести к конфликтам на национальной и конфессиональной почве, - надуманным, ложным, совершенно необоснованным предлогом.

Наиболее остро вопрос обеспечения свободного выбора ОПК продолжает стоять в Татарстане, сохраняются проблемы в Башкирии, еще в некоторых регионах или в их частях, на отдельных территориях, в отдельных школах. Чаще административное препятствие распространяется на изучение всех религиозных культур, прежде всего православной и исламской. Наша позиция по этому вопросу остается неизменной: право родителей священно и их мнение в плане воспитания ребенка имеет приоритетный характер. Посягать на это не может никакое государство, никакая власть. И российский закон должен соблюдаться, поскольку это право уже закреплено у нас федеральным законом об образовании, в статье 87.

- Есть ли данные относительно того, какой процент учащихся четвертых классов выбирает для изучения предмет "ОПК", сколько всего школьников им охвачено в России?

- Модуль выбирают заранее - в третьем классе. И не учащиеся, а их родители, это принципиально. Младший школьник не может осознанно сделать такой мировоззренческий выбор, да и по тому же федеральному закону это право принадлежит родителям, имеющим приоритет в воспитании своих детей перед всеми иными лицами. Так это у нас, так и в большинстве других государств: получение детьми религиозного образования в школе или отказ от него - право родителей.

Процент выбора ОПК постепенно растет из года в год. Такая позитивная динамика обеспечивается увеличением числа подготовленных педагогов, но также и преодолением тех самых административных барьеров и атеистических стереотипов, которые, как оказалось, наиболее живучи именно в системе образования. Если посмотреть на общую статистику, то по стране уже более трети родителей выбирают для своих детей ОПК, есть уже десятки регионов, где таких семей больше половины. В целом в Центральном и Южном федеральном округах это уже большинство родителей третьеклассников.

- В наступающем учебном году будут ли какие-то нововведения, связанные с преподаванием предмета ОПК в школах?

- Принципиальных нововведений нет. Пока мы не решили проблему гарантированного изучения православной культуры по выбору по всем годам обучения детей в школе. Подчеркну это: по выбору, на добровольной основе, что само по себе должно было бы давно закрыть все дискуссии и негативные выступления.

В этом плане мы рассчитываем на положительное решение Министерства образования о внесении в федеральный реестр образовательных программ, в раздел программ по отдельным учебным курсам, нашей программы по православной культуре. Это не расширит возможности изучения православной культуры по разным годам обучения, но позволит сориентировать учебные издательства, а авторским коллективам - обратить больше внимания на разработку и выпуск учебных пособий по православной культуре по разным годам обучения в школе.

Наши главные усилия будут направлены на то, чтобы различные предметы по православной и другим религиозным культурам становились неотъемлемой частью образовательной программы российской школы. Я бы сказал, органичной ее частью на всех уровнях общего образования. Несмотря на совершенно необоснованную, провокационную шумиху, поднятую недавно по поводу упомянутой программы (трех программ по трем уровням средней школы), сегодня к этому есть все предпосылки и основания.

- В целом как бы вы оценили уровень образования, эрудиции нынешних российских школьников, если сравнивать и с прошлыми годами, а также - качество преподавания предметов в рамках курса ОРКСЭ?

- Как вы понимаете, православная культура в школе - это целый образовательный мир, многоуровневый, многогранный и разносторонний. Каждый находит в нем именно то, что он хочет найти. Эта многослойность выражается в самых разнообразных формах: преподавании основ православной культуры на уроках, изучении духовного краеведения и других аспектов православной культуры на внеурочных занятиях, участии в предметной олимпиаде по ОПК, в различных конкурсах и проектах в области духовно-нравственного воспитания. В частности: "За нравственный подвиг учителя" - для педагогов, "Красота Божьего мира" - для детей и так далее. Все они по-своему содействуют развитию знаний о православии, возрождению отечественных педагогических традиций, семейного благочестия.

Очень важно, что из тех учителей, кто хоть раз соприкоснулся с православной культурой как с учебным предметом, практически никто не сказал о своем разочаровании или бессмысленно потраченном времени. Познание православной культуры - это увлекательный процесс и для педагогов, и для учащихся, в котором развитие эрудиции, на мой взгляд, является лишь отражением более глубокого личностного преображения.

Но хотел бы сказать, отвечая на ваш вопрос конкретно, что для действительно качественной профильной подготовки педагогов нужны факультеты, вузы, специальные программы подготовки специалистов именно в области преподавания религиозной культуры. И, конечно, достаточное учебное время на изучение предмета, как и любого другого в школе. В целом же, конечно, качество подготовки учителей растет, соответственно, и результаты образования по ОПК и другим предметам ОРКСЭ. Но в тех параметрах, которые заданы пока фактически экспериментальным форматом изучения религиозных культур в школе - всего 34 часа в одном только классе.

- Может ли быть расширен курс "Основы религиозных культур и светской этики" на другие годы обучения? Какие здесь вы ожидаете изменения в ближайшие годы? Может быть, имея в виду и приход нового министра образования Ольги Васильевой.

- Комплексный учебный курс ОРКСЭ в четвертом классе - это слепок с эксперимента по введению в 21 регионе России преподавания предметов по четырем религиозным культурам, светской этике и религиоведению (основы мировых религиозных культур) в 2009-2011 годах. Который, естественно, должен был быть изменен и расширен, но так и остался до сих пор, уже пять лет остается, в своей зачаточной форме в силу жесткого противодействия со стороны противников изучения православной культуры в школе или, я бы сказал, сторонников атеистического мировоззренческого монополизма.

Практика изучения религиозных культур и гражданской этики по выбору может и должна расширяться. Еще в 2011 году по итогам успешного завершения эксперимента было принято решение о проработке вопроса преподавания по всем уровням школы. Подготовили соответствующую концепцию, первым этапом предусматривающую постепенное расширение преподавания на 2-10 классы, но она до сих пор не реализована. И причины тут в основном не в сфере образования, не в педагогике. Это вопрос пути, по которому пойдет дальнейшее развитие нашего общества, надеюсь, к возрождению суверенного российского государства, свободной страны, развивающейся на собственном, прочном историческом и культурном основании.

Те изменения, о которых вы сказали, мы связываем прежде всего не с конкретными людьми, чиновниками, а в целом с движением в нашем обществе к возрождению, восстановлению здоровых форм национальной жизни. Этот процесс идет в нашем народе, и он объективно требует решения проблемы. А наши усилия мы будем направлять на то, чтобы преподавание православной культуры было организовано с учетом современных методических разработок, было профессионально обеспечено и, самое главное, было бы интересно и увлекательно для детей и родителей, в каком бы возрасте они ни приступали к религиозному образованию, духовно-нравственному просвещению.

- Не так давно в России появилась новая предметная область - "Основы духовно-нравственной культуры народов России". Какая работа ведется вашим синодальным отделом на данном направлении? Идет ли речь о введении дополнительных, факультативных курсов для учащихся 5-9 классов по основам православной культуры в рамках данной предметной области?

- В Федеральном государственном образовательном стандарте для основной ступени общего образования действительно есть предметная область "Основы духовно-нравственной культуры народов России". Это та самая предметная область по религиозным культурам и светской этике, которая изначально планировалась вводиться в 4 и 5 классах. Однако в настоящее время в стандарте для этой предметной области не прописано ее содержание, не дан перечень составляющих ее учебных предметов по выбору. Мы считаем, что такие изменения надо внести в стандарт, указать, что предметную область "Основы духовно-нравственной культуры народов России" составляют учебные предметы по четырем традиционным российским религиозным культурам и предмет по светской, гражданской этике - все по выбору семьи школьника, перечислить их.

Министерство образования в своем методическом письме пока только указало, что эта предметная область по духовно-нравственной культуре народов России в 5-9 классах является "логическим продолжением" ОРКСЭ. Такое пояснение по крайней мере ориентирует школы вводить преподавание курсов религиозной культуры по своему выбору. Пока это выбор именно школы, что преподавать в рамках этой предметной области. Очень важно закрепить такое понимание логической связи ОРКСЭ с этой предметной областью в 5-9 классах.

Правильной ориентации школ, педагогов, разработчиков учебных пособий должно способствовать и включение в федеральный реестр упомянутых мной выше примерных рабочих программ по православной культуре. Такие программы, я уверен, будут подготовлены и по другим религиозным культурам, и по светской этике.

- В октябре 2015 года президиум Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки одобрил паспорт научной специальности "теология". С этого момента прошел уже почти год. Какие изменения за это время произошли в российских вузах, насколько популярна новая специальность, с какими проблемами здесь сталкиваетесь? Есть ли какое-то противодействие внедрению теологии в светских вузах?

- Эта тема не совсем относится к сфере ответственности синодального отдела. Но если кратко прокомментировать ваш вопрос, то я бы сказал, что теология или богословие - неизменная часть любого европейского университетского образования. В этом году, наконец, создан совет по защите диссертаций по теологии. Странно, если нам пока приходится говорить о каком-то противодействии такому образованию или научным богословским, теологическим исследованиям как части гуманитарного знания в России. Думаю, все это от необразованности противников и теологии, и православной культуры в средней школе, тем более что вузовская теология это фактически высший, профессиональный уровень образования по православной культуре.

Я бы сказал, что уровень высшего теологического образования - квинтэссенция религиозного образования, одно из важнейших духовных измерений общества. Его государственное признание - верный признак правильного движения российской школы к восстановлению своих исторических и культурных оснований, о чем уже было сказано выше. Изучение теологии в высшей школе, очевидно, не будет массовой специальностью, таких специалистов не нужны многие тысячи, но это необходимый компонент российского высшего образования.

https://ria.ru/religion/20160901/1475806716.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Стефанов
Все статьи Сергей Стефанов
Последние комментарии