Пантелеимонов монастырь в годы русско-турецкой войны 1877-1878 гг.

0
209
Время на чтение 4 минуты

rus tur voyna 1

Русско-турецкая война 1877-1878 годов явилась тяжелым испытанием для монастыря и для всего русского монашества на Святой Горе. 26 октября 1876 года отцы Иероним и Макарий обратились к послу Н. П. Игнатьеву с просьбой провести переговоры с патриархом касательно защиты русских святогорцев в предстоящее трудное время.

Они напомнили годы Крымской войны, когда Патриарх на все запросы правительства отвечал, что на Афоне нет русских, а есть только афонцы. Озабоченность старцев вызывала также судьба дома в Константинополе, записанного на имя русского подданного. Выезжать братии с Афона они находили категорически неприемлемым, так как это грозило утратой монастыря для русских.

3 апреля 1877 года российское консульство в Фессалонике получило телеграмму из Петербурга, в которой предлагалось тем русским, которые опасаются оставаться на Афоне, отправиться на Кавказ через Поти в Кутаис на наемном французском пароходе, не сходя на берег в Константинополе. Однако уже консул Т. П. Юзефович в записке к о. Макарию выражал опасение, что оглашение подобного совета может вызвать нежелательный переполох на Святой Горе.

Одновременно были получены телеграммы от управляющих афонскими подворьями в Москве и Константинополе, от брата о. Макария В. И. Сушкина и от находящегося в Константинополе А. И. Нелидова. Советы предлагались разные - от организованной эвакуации всей братии или расселения ее по островам архипелага до оставления всех на Святой Горе. Нелидов, в частности, выказал уверенность, что Афону опасность не грозит, а бежать преждевременно было бы несовместимым с монашеским обетом и достоинством русского имени.

Очевидным было также и то, что в случае отъезда даже части братии будут потеряны позиции, с таким трудом завоеванные русскими монахами в продолжение последних десятилетий. Поэтому, как и в Крымскую войну, отцами Макарием и Иеронимом было принято решение не оставлять Святую Гору.

11 апреля Юзефович объявил старцам о прекращении дипломатических отношений России и Турции и о выезде консульства из Солуни. Русские афонские подданные были поручены покровительству французского консула Малле. Начавшаяся война возбудила затихшие было страсти. Поводом к всплеску страстей против русских афонцев послужило выступление в турецком парламенте депутата из Смирны Енитехерли-хаджи-Амета, который указал на опасность, которая может произойти от присутствия 10 000 русских на Афоне.

rus tur voyna 2

Эта речь была подхвачена греческой прессой: в частности, газета «Фракия» напечатала пространную статью против русских, поправляя, впрочем, завышенные цифры из доклада турецкого депутата. Подхватила клевету, распространявшуюся против русских, и британская дипломатия, всегда искавшая удобного случая повредить делу Православия на Востоке и посеять семена раздора между греками и русскими. Посол Лейард в своей депеше писал, что он узнал из «достоверного источника», будто русские агенты стараются подготовить восстание в Македонии и Фракии, а деньги для этого дает игумен Макарий, который и прежде был якобы избран в настоятели благодаря денежным средствам.

Для разъяснения ситуации в Порту был вызван Патриарх Иоаким II, который заверил правительство в благонадежности русских. Однако совет министров принял решение о переселении русских монахов в монастырь Сумела близ Трапезунда. Патриарх был оскорблен недоверием к его мнению и подал прошение об отставке, причем сопроводил его длинным письмом в оправдание русской братии.

Только после командирования 8-17 сентября 1877 года специальной правительственной комиссии (в нее входили министерский чиновник Зивер-бей и митрополит Хиосский Амвросий), которая была радушно встречена монахами, подозрения правительства утихли. Еще до прибытия правительственной комиссии Патриарх послал на Афон своего экзарха, Иоакима митрополита Дерконского с поручением собрать подробные сведения об иноках Святой Горы.

18 сентября в монастырь прибыл еще один греческий архиерей - Кирилл Гревенский. Оба имели продолжительную беседу с турецкими чиновниками. Следственные комиссии не выявили ничего подозрительного в среде русских монахов, и, таким образом, дело было окончено. Монастырь не потерпел во время войны никакого ущерба. Не так благополучно обстояло дело на Солунском подворье, которое было разгромлено 29 августа 1877 года, а монахи (о. Алексей и его товарищи) подверглись тюремному заключению.

Л.А.Герд

Публикуется по книге: «История Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря с 1735 до 1912 года».
Серия «Русский Афон ХIХ-ХХ веков», том 5. - Афон: Свято-Пантелеимонов монастырь, 2015

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» (www.afonit.info)

http://afonit.info/biblioteka/istoriya-russkogo-monastyrya/panteleimonov-monastyr-v-gody-russko-turetskoj-vojny-1877-1878-gg

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Дмитрий Салихов
26.04.2024 17:11
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:53
Победи себя – будешь непобедим!
Новый комментарий от Валерий Медведь
26.04.2024 16:49
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 16:26
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:19
Почему рядом с Николаем II было мало выдающихся государственных людей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
26.04.2024 16:11
Не геометрические ребусы, но свидетельство о молитвенном опыте
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 15:59