«Бразды пушистые взрывая»

Может ли объяснить эту фразу учитель, настроенный лишь на ЕГЭ

«Бразды пушистые взрывая» Фото: Фёдор ЕВГЕНЬЕВ

В современной школе с её полиэтническими классами преподаватель русского языка и литературы должен обладать не прикладными знаниями, как полагают реформаторы из Минобрнауки, а фундаментальными, ибо он обучает учеников не просто языку, а языку государственному. Таково мнение доктора филологических наук, председателя координационного совета Ассоциации преподавателей русского языка и литературы высшей школы Юрия ПРОХОРОВА

- Юрий Евгеньевич, ваша ассоциация подготовила новую концепцию преподавания на филологических факультетах педагогических вузов. Зачем? Сегодня подготовка педагогов хромает или условия изменились?

20-2-11.jpg

- И то и другое. Но чтобы понять, откуда появилась концепция, надо сказать несколько слов об ассоциации. Она была создана в марте 2014 года. Более ста специалистов из всех регионов России очень долго обсуждали плачевное состояние преподавания русского языка и литературы, усугубляемое постоянным реформированием системы подготовки преподавателей, затеянным Министерством образования и науки. И было решено создать организацию, которая бы продвигала мнение профессионального сообщества. Был образован оргкомитет, затем - 47 региональных центров. И из числа членов ассоциации была создана группа, которая и стала заниматься разработкой этой самой концепции. Нужно было понять, как нам быть с преподаванием литературы, но главное - с подготовкой учителей.

- А что не устраивает в их подготовке?

- То, что подготовка эта в связи с новыми веяниями носит чисто прикладной характер. Это принципиально неприемлемо. Если раньше преподаватель русского языка и литературы отличался фундаментальной подготовкой, то сейчас, как считают некоторые руководители образования, достаточно иметь прикладной бакалавриат, в котором учителей натаскивают на давание уроков, прохождение определённой программы, которая упирается в ЕГЭ. В результате за бортом оказался целый ряд предметов, и теоретических, и психолого-педагогических.

- Но почему все сегодня так озабочены преподаванием именно русского языка и литературы, а, скажем, не математики?

- Ну, во-первых, потому что мы русисты. Полагаю, что у математиков свои проблемы... Во-вторых, как нам кажется, те изменения, которые происходят в последнее время, сильней всего сказались на преподавании именно этих предметов. И если язык ещё поддерживает некоторую системность в обучении, хотя мы и плачемся, что падает уровень грамотности, то для преподавателей литературы наступили сложные времена.

Раньше учитель всегда знал больше ученика. Теперь ученик залезет в интернет и обнаружит там то, что учитель может и не знать. Кстати, это возможно и в математике, но найденную там формулу ученик и сам не поймёт. А отзыв о какой-то книге поймёт. Поэтому, с одной стороны, это как раз и свидетельствует о том, что учитель должен иметь хорошую фундаментальную подготовку, я бы даже сказал, культурологическую, составной частью которой и является литература.

С другой стороны, принципиально изменилась ситуация с теми, кого мы учим. Во многих школах у нас классы полиэтнические. А преподавание русского языка - это преподавание государственного языка. От того, как учитель будет подготовлен и как он обучит своих учеников, зависит дальнейшая их судьба. И мы сегодня сталкиваемся с такими проблемами, когда в ряде регионов, таких как Татарстан, Башкортостан, Якутия, выпускники по-русски говорить-то могут, но продолжить учёбу в вузе, где преподавание ведётся на русском языке, им очень трудно.

- И это повод...

- ...чтобы очень внимательно отнестись к уровню подготовки преподавателя. Он не должен просто давать уроки. Он должен ориентироваться ещё и на то, что для кого-то русский язык неродной, что на территории многоязычной и поликультурной России есть литература на других языках. Ещё очень важно понять, что литературные произведения несут эстетический, нравственный, национальный заряд, принадлежащий своему времени, и в другое время воспринимаются по-другому. Преподаватель должен уметь из текста, описывающего другие реалии и другие взаимоотношения, извлекать тот нравственный, эстетический потенциал, который будет восприниматься сегодня.

- А этому можно научить?

- В принципе да. Но должны быть какие-то иные формы. Ведь литературное произведение создано не на пустом месте, а в окружении всей культурной составляющей.

И главное: мы полагаем, что роль преподавателя русского языка и литературы должна быть определена в обществе чётко и конкретно: это должен быть базовый преподаватель для нашей школы. Потому что он обучает на всей территории России разных людей с разными языками государственному языку. И обучает языку через литературу, а литературе - через язык.

- Раньше какие-то программные вещи давались на уроках, но если кто хотел изучить предмет глубже, существовали факультативы...

- Конечно, но туда шли те, кому это интересно. И это - формы работы. А работать надо с содержанием. Содержание же, заложенное автором XIX века, далеко не всегда вообще понимается в наши дни. Или понимается «по-сегодняшнему».

Вот пример, когда классическое произведение не понимается или понимается иначе. Однажды первоклашек попросили «нарисовать» четыре строчки из Пушкина: «Бразды пушистые взрывая, летит кибитка удалая; ямщик сидит на облучке в тулупе, в красном кушаке...» И они нарисовали. Летит что-то, из чего сыплются ракеты и бомбы. Взрывают же... «Бразды пушистые» - птички. А ямщик - человек с лопатой, сидит в яме и что-то копает. По тексту не придерёшься. Или возьмём восемь строк: «Зима!.. Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь; его лошадка, снег почуя, плетётся рысью как-нибудь; бразды пушистые взрывая, летит кибитка удалая; ямщик сидит на облучке в тулупе, в красном кушаке». Сколько реально слов в современном речевом общении может употребить носитель русского языка? Семь. Зима, путь, снег, как-нибудь, взрывать, лететь, сидеть. Всё. Пушкина, как видим, не осталось.

- Это страшно - то, что вы говорите.

- Мы можем сколь угодно печалиться, но это реальность. Как реально и то, что во времена Пушкина почта из Петербурга в Москву шла три дня, а теперь - две недели...

- Но здесь может возникнуть соблазн ревизии всей литературы.

- Нет. Просто надо понимать, что это написано давно. Половины этих вещей современный человек технически не знает и никогда не видел.

Я задаю студентам тупой вопрос: «торжествуя, на дровнях обновляет путь». Объясните наличие слова «торжествуя». Почему он на дровнях обновляет путь и торжествует при этом? Не знают. Нашему современнику не приходит в голову подумать, что перед этим была распутица, грязь, еле-еле бедная лошадка тащила эту телегу. И вот ударил мороз, дорога затвердела, выпал снег, полозья скользят, крестьянин торжествует, лошадь ещё больше торжествует. Но этой логики нет в нашей голове, потому что никто не видел ни дровней, ни лошадей, ни распутицы...

- ...ни крестьянина.

- Да и крестьянина тоже, а фермеру на тракторе распутица не страшна. Поэтому, мне кажется, подготовка преподавателя-педагога сейчас очень важна. А раз это дело государственное, ведь это государственный язык, то и подготовка должна осмысливаться и делаться на государственном уровне. На это и направлена концепция. Её разрабатывали представители целого ряда регионов - доктора наук, заведующие кафедрами ведущих вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Тамбова, Пскова, Новгорода, Саратова, Казани, Калмыкии, Дагестана, Чечни - всей страны.

Мы проанализировали все документы, которые сейчас определяют подготовку учителя. И не могли согласиться, что выбрасываются какие­-то фундаментальные вещи, которые просто по определению нужно знать педагогу-русисту. А коли время сейчас поликультурное, то и база тоже должна быть поликультурной. Нужно уметь правильно представить классику и уметь разговаривать с детьми о каких-то произведениях современной литературы. При этом вариативность строго пресекается.

Сейчас идёт сокращение приёма на отделения русского языка и литературы в педагогических вузах. И хороших, профессионально подготовленных преподавателей реально не хватает. Об этом говорят представители всех регионов. А значит, есть проблема и с овладением государственным языком.

- Однажды моим соседом по купе оказался педагог, разрабатывавший проект школы будущего в Сколково. Он говорил: зачем нужна грамматика, когда компьютер сам исправляет ошибки? У меня это вызвало шок.

- Когда такое говорят не в купе, а на ином уровне, это может ввести в шок всё государство. Здесь речь не о том, что мы теряем запятые и всё меньше различаем не и ни. Существование человека в этом мире определяет то, на каком языке он говорит. А говорит он на другом языке, нежели во времена Пушкина и Достоевского. Этот процесс идёт постоянно. Ведь и Пушкина упрекали, что он использует «мужицкие» рифмы. Его язык был иной, нежели язык Сумарокова.

- А потом был язык Маяковского, имажинисты, футуристы.

- Хуже, если бы этого не было, и язык затух в своём развитии. А он нормально развивается. В соответствии с тем, как развивается наша жизнь. Для моих внучек слова «квас» и «пепси-кола» - оба русские.

- Но когда на вагончике, приспособленном под магазин, пишется «Супермаркет»...

- Или «гиперсупермаркет», а то «минисупермаркет». Я бы ещё порадовался, если бы то была шутка. Но нет, всё говорит об отсутствии у человека культуры. Но ведь эту культуру он прежде всего получает в семье и в школе. И это - обучение отечественной культуре во всех её проявлениях - тоже должно входить в компетенцию учителя. Ведь больше-то никто не учит.

- На открытии Рождественских образовательных чтений говорилось, что вот расширили изучение иностранных языков в четвёртых классах, и это здорово, но только в том случае, если у ученика есть внутреннее содержание. А если человек духовно пуст, знание языков лишь расширит возможности влияния на него.

- Да, если у него нет базы собственной культуры, то там легко положить что угодно из чужой. И преподаватель должен всё понимать и учитывать. А для этого его нужно подготовить. Потому что преподавание русского языка как родного и как неродного - абсолютно разные вещи. Тут не просто вошёл, дал урок и вышел. В его сознании должно существовать, что иной раз следует привести другой пример или чуть по-другому объяснить. Что одних можно поставить в паре работать, а других нет. И это обязано входить в общекультурный багаж преподавателя русского языка и литературы. Но, к сожалению, по существующим ныне правилам этого нет.

- И ваша концепция направлена именно на то, чтобы это вернуть?

- Да, как в сфере русского языка и литературы, так и в сфере общекультурного видения деятельности и роли преподавателя русского языка и литературы.

- В современном мире?

- Именно в современном. В тех условиях, в которых он реально будет работать. Он должен уметь вскрыть тот потенциал, который есть в классической литературе по отношению к сегодняшнему читателю.

Беседу вёл Александр КАЛИНИН

http://www.lgz.ru/article/-10-6545-17-03-2016/brazdy-pushistye-vzryvaya/

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Александр Калинин:
Лишние люди
Размышления над книгой писателя Александра Попова о проблемах русской деревни
16.01.2019
Но жить-то надо!
Устюжна - город, не покорившийся врагу в самые смутные времена, празднует свое 765-летие
04.08.2017
Пропавшая память
Как разбазаривали ценности, вывезенные после революции из дворянских усадеб
21.07.2017
Больше, чем библиотеки...
Как сельские библиотекари хранят память об умирающих деревнях
11.01.2017
«Бразды пушистые взрывая»
Может ли объяснить эту фразу учитель, настроенный лишь на ЕГЭ
22.03.2016
Все статьи автора
Юрий Прохоров:
«Бразды пушистые взрывая»
Может ли объяснить эту фразу учитель, настроенный лишь на ЕГЭ
22.03.2016
Все статьи автора