Святой Колман Килмакдуахский, чудотворец

0
404
Время на чтение 10 минут

Святой Колман (ок. 550 или ок. 560 - 632), великий аскет и один из наиболее значимых и интересных святых Ирландии своего времени, глубоко почитаем и любим благочестивыми ирландцами уже на протяжении 1300 лет, особенно в графствах Голуэй и Клэр (в провинциях Коннахт и Мунстер), что на западном побережье нынешней республики Ирландия.

Руины аббатства Килмакдуах, Голуэй
Руины аббатства Килмакдуах, Голуэй

Пророчество

Будущий святой родился в Ирландии в семье кланового вождя по имени Дуах (отсюда полное имя святого: Колман Мак Дуах, то есть «Колман, сын Дуаха») и его жены Ринах. Местом рождения святого, возможно, было селение Коркер в графстве Голуэй - и по сей день эта деревня является центром паломничества. Когда угодник находился еще во чреве своей матери, она услышала пророчество, что ее сын станет великим мужем, который по славе превзойдет всех мужчин в своем роду.

Слуги Дуаха разыскали его беременную жену, привязали ее к тяжелому камню и бросили в реку

По преданию, завистливый отец Колмана понял эти слова не в духовном, а в мирском смысле и воспылал гневом к еще не рожденному младенцу. Беременная мать, беспокоясь за жизнь своего отпрыска, убежала из дому. Однако слуги Дуаха вскоре разыскали женщину, привязали ее к тяжелому камню и бросили в реку Килтартин. Но, по милости Божией, Ринах выбросило на берег - она выжила и произвела на свет мальчика. Камень со следами веревки, к которому она была привязана, сохранился до наших дней и находится в приходской церкви Коркера.

Камень со следами веревки
Камень со следами веревки

Когда настало время крестить новорожденного Колмана, священник, пришедший к Ринах, увидел, что нет воды для совершения таинства Крещения над младенцем. Она усердно помолилась - и - о чудо! - из земли рядом с ясенем, под которым они стояли, забил святой родник. В нем и был крещен Колман. Много исцелений и прочих всевозможных чудес произошло с тех пор на этом месте - источник с необычайно чистой водой в Коркере существует и сегодня, к нему приезжают многочисленные паломники (зафиксировано немало случаев исцеления на этом месте в наши дни).

Святой источник в Коркере
Святой источник в Коркере

Ринах отдала своего сына на попечение благочестивым монахам.

Около 580 года Колман, уже молодой человек, прибыл на Аранские острова в нынешнем ирландском графстве Голуэй, к западу от побережья Ирландии, где остался на некоторое время в послушании у прославленного святого игумена Энды Инишморского1. Там же святой Колман принял монашеский постриг и позднее был рукоположен во пресвитера.

Отшельник

Остров Инишмор
Остров Инишмор

По преданию, святой Колман несколько лет жил жизнью настоящего пустынника на острове Инишмор (который также называют Аранмор), где он построил два храма - руины обоих храмов можно увидеть на острове и сегодня. Аранские острова, включая Инишмор, всегда были известны как место с крайне суровыми условиями для жизни, но, несмотря на это, бесчисленное количество анахоретов подвизались и молились здесь на протяжении многих лет в эпоху, называемую «веком святых» в Ирландии.

Такими сильными были рвение Колмана и его жажда духовного совершенствования, что он со временем решил покинуть островной монастырь и переселиться в более удаленное и тихое место для глубокой созерцательной молитвы. Так, согласно его житию, подвижник с 592 года в течение семи лет жил один в полном уединении среди густых лесов района Буррен в нынешнем графстве Клэр, где стяжал дар непрестанной молитвы. Святой совершал моления и бдения день и ночь, питался только зеленью и водой и одевался в оленью шкуру. В своих аскетических практиках Колман подражал пустынникам Египта во главе с преподобным Антонием Великим; сотни кельтских святых Ирландии, многих районов Британии и Бретани, которым были доступны жития отшельников Египта, жили в точно таком же духе на протяжении нескольких столетий.

Источник святого Колмана на месте его отшельнической жизни в Буррене, Клэр
Источник святого Колмана на месте его отшельнической жизни в Буррене, Клэр

Отшельническое жилище святого Колмана располагалось в идеальном для пустынножительства месте - в окружении дикого леса и красивых гор Буррена.

Вход в пещеру святого Колмана в лесу Буррен Вход в пещеру святого Колмана в лесу Буррен Подвижник Колман устроил себе крошечную келью в маленькой пещере на крутом склоне, где проводил большую часть времени в молитве. Эта пещера, известная как «пещера святого Колмана», хорошо сохранилась до наших дней. Угодник Божий также воздвиг небольшую часовенку у подножия холма, где он один совершал богослужения. Эта часовня-молельня святого Колмана просуществовала много столетий после его смерти, но в XVII веке серьезно пострадала от иконоборцев-пуритан. Однако ее руины сохранились, и паломники, прибывающие сюда, ощущают атмосферу святости.

Преподобный пустынник пил воду из источника, расположенного рядом с часовней. По милости Божией этот источник сохранился до наших дней, и его вода приносит исцеление приезжающим к нему.

Петух, мышь и муха

Петух, мышь и муха старались по мере сил служить преподобному мужу

Как и многие другие ирландские святые, Колман жил в полной гармонии с дикой природой. Все версии его жития рассказывают, хотя и с некоторыми расхождениями, одну и ту же поистине удивительную историю общения святого с Божиими тварями. Ближайшими друзьями святого Колмана в Буррене были петух, мышь и муха! Все они старались по мере сил служить преподобному мужу. Петух кукарекал в определенное время каждую ночь, напоминая святому о времени вставать на ночную молитву; мышь дотрагивалась до его лица, будя подвижника и следя за тем, чтобы он спал не более пяти часов в сутки; муха осторожно ползала по строчкам священных книг, которые он читал, а когда глаза Колмана уставали или ему нужно было на время отлучиться, она тут же заползала на первую букву следующего предложения, чтобы святой не мог сбиться с нужного места в тексте.

Лес в Буррене недалеко от мест подвигов св. Колмана
Лес в Буррене недалеко от мест подвигов св. Колмана

Колман любил и кормил своих преданных друзей. Однажды он так устал, что забылся глубоким сном, и мышь долго не могла его разбудить. Тогда она принялась царапать его за ухо, так что подвижник немедленно пробудился: он поблагодарил мышь за ее старание и дал ей угощение. В другой раз святой отсутствовал более часа, разговаривая с гостем. Вернувшись, Колман увидел, что муха все это время сидела на том слове его молитвослова, на котором он остановился перед уходом. Отшельник поблагодарил муху за усердие и с того дня давал ей больше хлебных крошек и капель меда в качестве вознаграждения. Святому было дивно узнать, что помощь животных была осознанной. Но в конце лета все трое друзей святого покинули его в один и тот же день: первой умерла муха, поскольку век ее короток, а вслед за нею от горя умерли мышь и петух. В скорби Колман написал письмо своему духовному другу - преподобному Колумбе с острова Иона, рассказав эту историю. Колумба через послушника прислал святому ответ: «Когда ты имел этих друзей, о брат, ты был богат. Вот почему ты сейчас скорбишь. Такие скорби появляются от привязанностей к богатству. Так что старайся впредь не иметь никаких богатств».

Королевская трапеза

Тут же невидимые ангелы понесли все блюда с королевского стола прямо в пещеру святого Колмана

На седьмой год отшельнической жизни святого Колмана случилось так, что пустыннику, проведшему весь Великий пост в бдении и посте, было нечего есть на праздник Святой Пасхи. В то же самое время благочестивый и великодушный король Гуайре Коннахтский (возможно, двоюродный брат святого) собирался праздновать Воскресение Христово вместе со своей свитой, сидя за королевским столом и обильными яствами. Неожиданно король воскликнул: «Пусть весь наш праздничный обед по Божиему Промыслу сейчас достанется какому-нибудь достойному служителю Божию! Мы же сегодня обойдемся без столь роскошной трапезы!» И тут же невидимые ангелы понесли все блюда с королевского стола прямо в пещеру святого Колмана! Гуайре приказал своим людям немедленно узнать, какому истинному служителю Христову невидимые ангелы перенесли яства. Так был найден святой отшельник Колман. Король подивился подвижнической жизни святого, пообещал пожаловать ему земли для основания монастыря и пожертвовал значительные средства на его поддержание.

Епископ Килмакдуаха

Статуя св. Колмана Статуя св. Колмана

Так Колман оставил свое отшельническое жилище и начал служить людям. Вскоре слава о нем как дивном чудотворце разнеслась по всему региону. К святому стали стекаться со всех уголков королевства больные и страждущие, получая исцеление и утешение.

Пояс святого упал на землю - это был знак, что ему уготовано основать обитель именно здесь

Однажды, это случилось примерно в 610 году, пояс святого упал на землю недалеко от его бывшей отшельнической кельи - это был знак свыше, что ему уготовано основать обитель именно на этом месте. Монастырь был назван Килмакдуах, то есть «церковь сына Дуаха», а святой Колман стал его первым игуменом. (Позднее его пояс хранился как великая святыня, и многие получали от него исцеление от различных недугов.)

Епископский жезл св. Колмана. Хранится в Национальном музее Ирландии Епископский жезл св. Колмана. Хранится в Национальном музее Ирландии Против своей воли угодник Божий, возможно, также был посвящен во епископа данной области с центром в Килмакдуахе и основал на этом месте первый кафедральный собор. Колман, будучи епископом и настоятелем одновременно, ревностно трудился со всяким усердием как истинный добрый пастырь, окормляя мужские и женские монастыри в своей епархии и зажигая в сердцах жителей пламенную любовь к нашему Спасителю. Но жизнь «в миру» (по сравнению с его прежним пустынножительством), слава и похвала людей тяготили святого, и он всей душой желал когда-нибудь вернуться к своему прежнему отшельническому житию. И вот, спустя много лет служения людям, святой Колман, будучи уже стар летами, ушел на покой. Это было за семь лет до его праведной кончины.

Подвижник поселился в долине Охтмама области Буррен графства Клэр (сегодня эта долина известна также как «долина древних церквей»), где он и преставился ко Господу 29 октября (11 ноября по новому стилю) 632 года в весьма почтенном возрасте. В долине Охтмама незадолго до своей смерти Колман построил две церкви, простоявшие еще много лет.

Святые места и святыни

Жезл святого хранится в Национальном музее Ирландии - в позднем средневековье на нем имели обыкновение давать клятву

Почитание святого Колмана как угодника Божия началось сразу после его смерти, святитель стал Небесным покровителем Килмакдуаха. Кроме мощей святого Колмана, верующие много веков почитали его епископские облачения и жезл как отдельные драгоценные святыни; часть золотого игуменского жезла святого до сих пор хранится в Национальном музее Ирландии в городе Дублин - в позднем средневековье на нем имели обыкновение давать клятву. По легенде, святой Колман предсказал, что на территории епархии Килмакдуах ни один человек и ни одно животное никогда не погибнут от удара молнии - говорят, это верно по сей день!

Руины аббатства Килмакдуах, Голуэй
Руины аббатства Килмакдуах, Голуэй

В средние века монастырь Килмакдуах приобрел огромную популярность и преуспел в сохранении аскетических традиций. При монастыре также находили приют бедные, угнетенные и несправедливо осужденные люди. По преданию, святой Колман посадил в своей обители тис, который рос еще на протяжении многих веков и почитался как местная святыня.

Верующие не только получали исцеление от мощей святого: Колман сам чудесным образом нередко являлся жителям области и помогал им в трудную минуту. В средние века были записаны случаи благодатной помощи Колмана земледельцам, детям и многим немощным людям. До относительно недавнего времени было принято держать строгий пост накануне дня святого Колмана во многих приходах графств Клэр и Голуэй. Это место имело столь большое духовное значение, что с XII века непрерывно существовала епархия с центром в Килмакдуахе. К сожалению, язычники викинги совершали регулярные набеги на обитель Килмакдуах и полностью разорили ее в XIII столетии. В том же веке в Килмакдуахе на месте старого монастыря появилось новое католическое августинское аббатство, которое было распущено во время Реформации в XVI веке.

Древняя круглая башня Килмакдуаха - самая высокая из сохранившихся

Сегодня Килмакдуах - небольшая деревня на юге ирландского графства Голуэй недалеко от городка Горт, в котором действует католическая церковь во имя святого Колмана. Это древнее монашеское место, освященное молитвами святого, продолжает привлекать паломников различных христианских традиций. От древнего монастыря сохранилось множество живописных руин, включая остатки кафедрального собора, монастырских церквей (во имя Богородицы, святого Иоанна Предтечи и др.) и иных монастырских сооружений (дом аббатов). Одной из главных жемчужин места является древняя (возможно X века) типично ирландская круглая башня - самая высокая сохранившаяся круглая башня в стране (ее высота достигает примерно 34 метров!).

Могила святого Колмана
Могила святого Колмана

Могила святого Колмана, в которой предположительно находятся его мощи, тоже сохранилась - она расположена к юго-западу от собора. Паломники верят, что даже земля вокруг могилы покровителя Килмакдуаха обладает целебными свойствами. Это место поистине святое.

На территории бывшей епархии Килмакдуаха полностью или частично сохранились и другие храмы и источники, связанные с этим святым. Так чтится память о древнем православном подвижнике Ирландии - святом Колмане из Килмакдуаха.

Святитель и чудотворец Колман Килмакдуахский, моли Бога о нас!

Дмитрий Лапа
При подготовке материала использованы фотографии с сайта stcolman.com

1 Святой Энда почитается одним из самых ранних отцов православного монашества в Ирландии. Из его главного островного монастыря Инишмор вышли многие другие святые, например Киеран Клонмакнойский. Память святого Энды празднуется 21 марта / 3 апреля.

http://www.pravoslavie.ru/put/87576.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Лапа
«Христос – твой Помощник, Товарищ и Спутник»
Истории обращения в Православие раввина, буддиста и двух протестантов
23.11.2020
Преподобная Бригита, игуменья Кильдарская
Память совершается 1/14 февраля
14.02.2020
Стойте и держите предания, которым вы научены
Три проявления Промысла Божия в жизни православного американского священника
20.01.2020
Все статьи Дмитрий Лапа
Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Анатолий Степанов
26.04.2024 22:24
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:40
Победи себя – будешь непобедим!
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:21
Великий перелом
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:17
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:04