Вчера исполнилось 70 лет Параду Победы. Он состоялся 24 июня 1945 года. Это было действительно потрясающее зрелище.
В параде участвовало около 40000 человек: 24 маршала, 249 генералов, 2536 офицеров, 31 116 рядовых и сержантов, прошедших в пешем строю. По Красной площади прошло более 1850 танков, бронетранспортеров, орудий.
Решение о Параде Победы было принято практически сразу после безоговорочной капитуляции Германии. Соответствующие директивы ушли в войска еще в конце мая 1945 года. Отбор участников парада осуществлялся очень строго: к параду привлекались только лица, имевшие ордена и медали, реальные боевые заслуги. Однако это было условие необходимое, но недостаточное. Мой учитель Михаил Иванович Фролов, кавалер пяти боевых орденов, вызывавший огонь на себя, форсировавший Одер под огнем противника и не получивший звание Героя Советского Союза лишь по интригам начальства, не сподобился участвовать в Параде Победы лишь потому, что не вышел ростом: требовался рост не менее 170 см. Воины, шедшие по Красной площади, были все молодец к молодцу.
Однако и заслуги, и внешний вид - еще не всё. Необходима была великолепная строевая подготовка: участники парада тренировались каждый день по десять часов, чтобы пройти 3,5 минуты. Интересно, что даже Знамя Победы не было вынесено на Параде только из-за плохой строевой подготовки знаменосцев: прославленные знаменосцы, поднявшие его над Рейхстагом: Неустроев, Егоров, Кантария и Берест - репетицию провели неудачно: Неустроев был пять раз ранен (в 22 года!), в том числе в ноги. Других знаменосцев назначать было некорректно, поэтому Жуков вообще решил Знамя Победы не выносить.
Маршал Советского Союза Г.К. Жуков принимает Парад Победы 1945 г.
Символично, что Парад Победы Г.К. Жуков принимал на белом коне
На этом фоне понятно решение Сталина принимать парад не самому, а поручить это Георгию Константиновичу Жукову. Сталин опасался, что в силу возраста и физического недомогания он не сможет достойно принять парад. Но в передаче своих полномочий Жукову было и признание огромных заслуг Маршала Победы перед Отечеством. Жуков - спаситель Ленинграда и Москвы в 1941 году, покоритель Берлина в 1945-м. Символично было, что Жуков на параде был на белом коне. Образ Георгия Победоносца на белом коне, поражающего змея, еще жил в сознании русских людей. Да и сам Георгий Константинович был дважды Георгиевским кавалером. Значимо и то, что Пасха 1945 года приходилась на 6 мая - день святого Георгия Победоносца.
Не случайно командовать парадом было вверено маршалу Константину Константиновичу Рокоссовскому. Рокоссовский - герой Битвы под Москвой, Сталинграда, Курска, творец блестящей операции «Багратион» - был прославлен не только как гениальный полководец, но и как любимец армии, сочетавший в себе мужество, порядочность и удивительную человечность.
Михаил Лусто, Евгений Мариинский и собака Джульбарс
В том параде было немало трогательных деталей. Например, пес по кличке Джульбарс, которого несли на сталинском кителе. Джульбарс только за 1945 год обнаружил при разминировании 7468 мин и более 150 снарядов и тем спас жизни сотням человек. В конце войны пес был ранен и не мог пройти в составе школы военных собак. Узнав об этом, Сталин приказал нести Джульбарса по Красной площади на своем кителе.
Одним из центральных эпизодов парада стало низложение немецких знамен. 200 немецких штандартов были повергнуты на специальный помост перед Мавзолеем. Символично, что солдаты из трофейных команд НКВД несли их в перчатках, подчеркивая то омерзение, которое русские советские люди испытывали к фашистской символике. И это не случайно, поскольку эта символика была пропитана духом человеконенавистничества и оккультизма. После парада и перчатки, и помост были сожжены - в знак очищения мира от фашистской скверны.
После парада на приеме Сталин произнес свой исторический тост за здоровье русского народа. Важность и значимость этого трудно переоценить. Восстанавливался русский патриотизм. Из горнила Великой Отечественной войны вышла не только новая армия с погонами старой русской армии, но вышла и новая страна, во многом возвратившаяся на исконный русский путь. Юрий Георгиевич Алексеев, доктор исторических наук, профессор, блокадник, старый офицер, недавно мне рассказывал, что когда услышал слова Сталина о пути к Победе под знаменами Александра Невского и Дмитрия Донского, то готов был заплакать. «На моих глазах, - говорил он, - возрождалась Святая Русь, восстанавливалось почвенное патриотическое сознание из-под этого проклятого космополитизма и интернационализма».
Во время Великой Отечественной войны произошло воссоздание Русской Православной Церкви. В народе, который был и до войны верующим, просыпалась вера. Отец Кирилл (Павлов) вспоминал: во время службы и проповеди в единственной тамбовской церкви такой был плач и стон, такое было покаяние! Сам он прошел войну с Евангелием. «Я шел с Евангелием и не боялся», - свидетельствует великий старец.
Победа Советского Союза, за которым стояла историческая Россия, без преувеличения, явилась метафизическим событием. Это было торжество света над тьмой, правды над ложью, человечности над духом агрессии, хищничества и потребительства. Исполнились слова патриарха Сергия: «Тьме не победить свет. Крест, а не свастика призван возглавить жизнь мира. Гитлер и его подручные имели наглость заявить, что Христос устарел, что пришло время Вотана, что теперь они наследуют землю, что христианство не годится для устроения мира. За эти наглые слова да поразит Господь Гитлера и его подручных». И поразил. В пасхальные дни 1945 года.
Мы должны помнить: мы - народ-победитель, преемники тех, кто выстрадал эту Победу и победил
Верим, что и сейчас тьма не победит свет. И сегодня, когда Россия встает с колен, когда она объединяется, когда она не дает себя унижать, когда она восстанавливается как великое государство, необходимо понимать, что мы - народ-победитель, преемники тех, кто выстрадал эту Победу и победил. И мы должны жить победой над своими страстями и похотями, победой над своей ленью и трусостью, победой над своей инерцией. Если мы воспримем это победительное сознание и устремимся на священную войну против миродержцев тьмы века сего, духов злобы поднебесной, то мы победим, станем достойными преемниками тех, кто брал Рейхстаг. Если мы очистим наше общество и нашу жизнь от всякой скверны, лжи, коррупции, разврата, нечистоты и мерзости, то тогда мы станем воистину во всей своей полноте народом-победителем.