Быть чадами света

Апостол Павел о новом идеале человеческих отношений

0
172
Время на чтение 6 минут

Вторая часть Послания святого апостола Павла к Ефесянам содержит наставления в христианской жизни. По сути, апостол говорит о том, какими должны быть ученики Христовы.

Единство верующих

Автор послания, обращаясь к эфесским христианам, восклицает: Умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира (Еф. 4, 1-3). То есть прежде всего христиане должны сохранять единство. Затем апостол объясняет, что именно он понимает под единством христиан: Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас (Еф. 4, 4-6). Прежде всего, христиане - одно целое, единое тело и единый дух, то есть единая Церковь, Тело Христово. Христиане живут одной надеждой - на будущее блаженство и пребывание в славе Божией. Единство проявляется также в одной спасающей вере в одного Господа. Существует только один путь вхождения в Церковь - единое Тело Христово - это крещение. Только в таком единстве христиане могут приобщиться к одному Богу и Отцу всех. В то же время каждому из нас дана благодать по мере дара Христова (Еф. 4, 7).

Благодать дана верующим Господом Иисусом Христом, который восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. А «восшел» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все (Еф. 4, 8-10). Этими словами апостол объясняет то, что совершил Господь Иисус Христос: Он сошел к нам, стал человеком, приняв саму смерть и пройдя до глубин преисподней, чтобы затем вознести нас превыше всего, то есть дать нам славу и благодать, которая превосходит все земные ценности и блага. Это очень важный момент. Господь дает нам благодатные дары. Не мы «зарабатываем» их, а Спаситель дает их - даром. Поэтому не нужно спорить о том, чей дар выше. Не случайно автор послания далее говорит: Он (Христос) поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова (Еф. 4, 11-12). Хотя в Церкви и существуют разные служения, все они имеют одну цель - созидание Тела Христова. Каждое служение, по слову апостола, совершается в Церкви и для Церкви, а не для достижения славы среди людей, поэтому никто не должен превозноситься своим даром. Все же мы вместе посредством различных служений должны прийти в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Еф. 4, 13). Апостол Павел использует образ взросления человека: если раньше мы могли быть подобны младенцам, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения (Еф. 4, 14), то теперь мы должны возрастать в истинной любви ко Христу, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви (Еф. 4, 16).

Жизнь верующих

Завершив наставления о единстве верующих во Хрис­те, апостол пишет о том, что христиане должны измениться и не быть такими, какими были до обращения к Господу: Говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего, будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их. Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью (Еф. 4, 17-19). Христианам необходимо обновиться духом ума (...) и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины (Еф. 4, 23-24). Христианин не может остаться прежним. Все, что было в нас греховного и распутного, нужно оставить за церковным порогом: Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся. Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас (Еф. 4, 28-32). Автор послания призывает: подражайте Богу (...) и живите в любви, как и Хрис­тос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное (Еф. 5, 1-2).

Помня о принесенной за нас жертве Христовой, мы должны стремиться только к Богу. Апостол еще раз напоминает, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога (Еф. 5, 5). Если раньше мы были тьма, то теперь - свет в Господе, поэтому должны поступать, как чада света, помня, что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине (Еф. 5, 8-9).

Что это значит - поступать как чада света? Ответ очень прост: не быть нерассудительными, но познавать, что есть воля Божия, не упиваться вином, от которого бывает распутство; но исполняться Духом, назидать самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными (...) благодарить всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, повиноваться друг другу в страхе Божием (ср.: Еф. 5, 17-21).

Церковь как образ человеческих отношений

Апостол Павел ярко живописует картину того, как все сказанное может воплощаться в отношениях между женами и мужьями, детьми и родителями, рабами и господами. Апостол пишет: Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть [глава] жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела (Еф. 5, 22-23). Слово повиноваться нужно понимать в контексте всего сказанного прежде. Апостол пишет о новом идеале человеческих отношений: жена должна повиноваться мужу, не как рабыня повинуется господину, а как Церковь повинуется Христу, то есть как Тело повинуется Главе. Мужья, в свою очередь, обязаны любить своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее (Еф. 5, 25). Любовь Христа к Церкви - жертвенная любовь. Христос отдал Самого Себя, Свою жизнь - за жизнь Церкви. Именно такой любовью муж должен любить жену. Затем апостол добавляет, что должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь (Еф. 5, 28-29). Любовь мужа к жене и повиновение жены мужу апостол связывает с общим единством христиан: мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его (Еф. 5, 30). Семейная жизнь есть наиболее яркое проявление как христианского, так и просто человеческого единства: оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть (Еф. 5, 31). Апостол Павел перенес образ единства Церкви на семейные отношения. Что это означает? Во-первых, каждая христианская семья становится малой Церковью, малым примером проявления единства верующих в любви ко Христу и смиренного повиновения друг другу. Во-вторых, Церковь Христова - это семья для всех уверовавших, где все мы должны повиноваться Христу, предавшему Себя за нас.

Продолжая наставления, автор послания обращается к детям и родителям. Дети, - пишет апостол, - повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего [требует] справедливость (Еф. 6, 1). Родителям же он заповедует, в свою очередь, не раздражать своих детей и воспитывать их в учении и наставлении Господнем (Еф. 6, 4). А рабов и господ призывает к взаимной любви. Состоятельный христианин, владеющий рабами, должен быть терпелив (не будем забывать, что в древности господин мог распоряжаться рабом как угодно, вплоть до лишения жизни), помня, что над всеми есть единый Господь - Иисус Христос. Рабы же должны служить господам искренне и с любовью, так же как мы служим Господу.

Наша брань против мироправителей тьмы

Апостол заканчивает свое послание общим призывом, показывая, что все христиане, вне зависимости от пола, звания и положения, призваны в этой жизни к одному: Облечься во всеоружие Божие, чтобы стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной (ср.: Еф. 6, 11-12). Далее используется образ воина, готового к битве - именно такими воинами, но только в духовном смысле, должны быть все мы: Станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие (Еф. 6, 14-17). В завершение автор послания вновь возвращается к теме единства: все мы разные в обычной жизни, но имеем одну цель - пребывание в любви друг к другу. Потому что все мы - воины Христовы.

Фото Юлии Ракиной

Газета «Православная вера» № 9 (533)


http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/byt-chadami-sveta
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Василий Куценко
Все статьи Священник Василий Куценко
Последние комментарии
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 02:37
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 00:55
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44
Потерянное время
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 21:45