Любовь без сомнений
Мы знаем о Воскресении и готовимся к встрече этого праздника длительным периодом поста. А вот женщины, осторожно ступавшие в ночной тиши, знали только об одном: их любимый Учитель был предан и распят. Они терзались только одной мыслью: «Кто отвалит камень от двери гроба?». Вход в пещеру, в которой было погребено тело Иисуса Христа, преграждал огромный камень, и женских сил не хватило бы, чтобы сдвинуть его с места. Не хватило бы сил физических, но зато хватило сил духовных, чтобы совершить путь, который начался еще задолго до описываемых событий.
В Евангелии от Луки говорится о женщинах, следовавших за Христом вместе с учениками-мужчинами. Это Мария Магдалина, Иоанна, жена Хузы, домоправителя царя Ирода, Сусанна «и многие другие, которые служили Ему (Христу) имением своим». Женщины-ученицы последовали на Голгофу и видели распятие Христа, а затем - к месту погребения «и смотрели гроб, и как полагалось тело Его».
В то время, когда ученики в страхе бежали из Гефсиманского сада, в котором Господь был взят под стражу, когда апостол Петр отрекся от Христа, только женщины остались верны и последовали до самого конца. Они же стали и первыми свидетелями воскресения Господа Иисуса Христа - увидели отваленный от входа во гроб камень, пустое погребальное ложе и ангелов, возвестивших: «Христос воскрес!».
Можно только представить, что творилось в тот момент в душах женщин. Они шли, чтобы оплакать умершего Учителя, но нашли пустой гроб. Они видели страшную казнь - распятие на кресте. Видели, как погребали Христа. Они недоумевали: «Как Тот, Кто исцелял любую болезнь, изгонял злых духов и даже воскрешал мертвых, как Он Сам мог быть предан на смерть?». Неужели рухнула надежда на то, что именно их Учитель - Мессия, Спаситель, обещанный Богом? Но любовь была сильнее сомнений, поэтому они идут к гробу, чтобы последний раз увидеть Его - поруганного и умершего.
Но были и другие люди, следовавшие за Христом с самого начала Его проповеди - апостолы. Один из них, Иуда Искариот, предал Христа. Другой, Петр, отрекся, поклявшись, что не знает Его. Остальные в страхе бежали. Только один из них, любимый ученик, апостол Иоанн, следовал за Господом до самой Голгофы. Всех остальных учеников объял страх.
Те, кому Христос не раз говорил об ожидающих Его страданиях, смерти и воскресении, оставили Его в самый тяжелый час. На первый план выходят те, кто не афишировал, говоря современным языком, свое ученичество: члены синедриона (высшего иудейского судебного органа в Иерусалиме) Иосиф Аримафейский и Никодим. Они были тайными учениками Христа, но в день распятия и смерти своего Учителя они решают более не таиться.
Иосиф идет к прокуратору Понтию Пилату и просит разрешения на погребение Христа, в чем ему помогает Никодим. Обвинение Иисуса Христа в том, что Он «развращает народ и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем», было довольно серьезным. Это значит, что Иосиф и Никодим шли на довольно большой риск, но любовь ко Христу оказалась в них сильнее страха за свои жизни.
Непридуманная верность
Апостолы на время будто бы выпадают из череды событий. Они были настолько поражены и морально подавлены, что запирали двери дома, в котором собирались, боясь иудеев. Такой сюжет сложно было бы придумать. Зачем бросать тень на тех, кто впоследствии стали столпами Церкви? Более того, узнав о воскресении Христа, апостолы не верят. И Сам Христос «упрекал их за неверие и жестокосердие», за непонимание древних пророчеств о Его смерти и воскресении.
Верят женщины, пришедшие ко гробу под покровом ночи. Верят и слышат повеление Христа возвестить ученикам, что смерть побеждена воскресением!
Это еще один важный момент, который невозможно было бы выдумать. Почему? Потому что иудейское общество времен жизни Христа было обществом патриархальным, обществом, в котором именно мужчина играл первенствующую роль. В частности, это проявлялось в том, что свидетельские показания женщины ставились гораздо ниже свидетельства мужчин. А здесь женщины становятся первыми свидетельницами воскресения Христа. Господь является тем, кому меньше всего бы поверили, но именно они стали «первыми апостолами» Воскресшего. Как когда-то грехопадение началось с Евы, поверившей словам змея-искусителя, так весть о Воскресении начинает распространяться женами-мироносицами.
Если внимательно посмотреть на евангельские повествования о первых явлениях воскресшего Господа, то можно заметить своего рода несовпадения. Евангелист Матфей пишет о явлении ангела и затем Христа всем мироносицам, евангелист Марк - о явлении мироносицам ангелов, а затем о явлении Самого Христа Марии Магдалине: «Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов».
Евангелист Лука пишет о явлении ангелов пришедшим к гробу мироносицам, затем о том, что Христос является двум ученикам на пути в Эммаус, и уже затем о явлении Христа апостолу Петру. Евангелист Иоанн - о явлении ангелов и воскресшего Спасителя Марии Магдалине.
Ясно одно: первыми узнают от ангелов о воскресении Христа и видят Его Самого именно мироносицы.
Различия деталей говорят в пользу Евангелий. Весть о Воскресении была настолько неожиданной и радостной, что сам факт - Христос воскрес, Его нет в гробу - сместил на второй план первого очевидца. Кто именно первым увидел воскресшего Господа - Мария Магдалина или все мироносицы одновременно - не имел первостепенного значения. Главным было то, что Господь воскрес, и вера в Него засияла новым светом - Светом Воскресения.
Так передают события того воскресного дня Евангелисты. Мироносицы возвещают радостную весть о победе Христа над смертью. Апостолы вновь обретают веру в Учителя, страх перед иудеями сменяется радостью.
Газета «Саратовская панорама» № 13 (992)
Священник Василий Куценкоhttp://www.eparhia-saratov.ru/Articles/svidetelnicy-voskreseniya