Путешествуя по просторам православного Интернета, натолкнулась на запись, тронувшую меня до слёз. Настоятель храма Рождества св.Иоанна Предтечи на Каменном острове протоиерей Вадим Буренин, возлагая цветы на Пискарёвском кладбище, услышал вопрос: «А что вы тут делаете?». Батюшка повернулся и просто ответил: «Здесь похоронено свыше сорока моих родственников, погибших в блокаду». Сегодня о.Вадим рассказывает о своих бабушках и дедушках, защищавших Родину - оружием, трудом и песней.
- Мой папа Николай родился в Ленинграде в 1943 году. Я помню этот дом - рядом с храмом Спаса-на-Крови. Меня в детстве как магнит притягивало к себе окно, в проёме которого застрял осколок немецкого снаряда. Касаясь его пальцами, я понимал, что жить в блокадном Ленинграде было действительно страшно. Но мои бабушка София Константиновна и дедушка Алексей Николаевич были верующими людьми, привыкшими полагаться во всём на волю Божию, - И Господь сохранил их. Бабушка рассказывала, что до войны страдала от язвы желудка... блокадный голод оказался хорошим лекарем. Пережив всё, в конце блокады она родила моего отца.
- А ведь это подвиг - вы΄носить, родить и сохранить ребёнка в страшных условиях блокады.
- Вера, только вера в Бога помогала выжить. Бабушка часто ходила молиться в Николо-Богоявленский Морской собор, который не закрывался во время войны ни на один день. Там молились и наша великая соотечественница блж.Любушка, и будущий Святейший Патриарх Алексий I, который даже во время налётов вражеской авиации не прерывал молитвы, не уходил в бомбоубежище. Жизнь с Богом измученных холодом и голодом ленинградцев свидетельствовала, что город выстоит. И он выстоял. Для меня это по сей день важный стимул, чтобы вести жизнь православного христианина.
А дедушка Алексей Николаевич был солистом Малого театра оперы и балета. Вместе с агитвзводом армейского Дома Красной армии под управлением А.Владимирцова колесил по фронтам, поддерживая боевой дух фронтовиков. Выступал с концертами на передовых линиях Невского пятачка. После войны он пел в церковном хоре Преображенского собора, а по праздничным дням ему доверяли читать Апостол. В этом соборе меня потом и крестили.
Мама Евгения родилась в Калинине, ныне Тверь. В начале войны в дом, где они жили, попала бомба. Она не сразу взорвалась, и мамина мама успела схватить в охапку троих детей и выбежать на улицу... и тут же дом взлетел на воздух. Никто не был ранен! Для меня это неоспоримое чудо и милость Божия. Господь сохранил жизнь моей мамы, тем самым даровав возможность родиться мне, моим детям, внукам... Чем могу отблагодарить Отца Небесного? Верой и службой Богу и людям до конца дней моих.
Жизнь в Калинине была в войну не менее тяжёлой, чем в Ленинграде. Свирепствовал голод. Мама рассказывала, что три месяца нечего было есть, после того как немцы, захватив город, конфисковали все запасы продовольствия. К немцам же шли машины с провиантом. Старший брат мамы вспоминал, как они с мальчишками забирались на дерево или крыши домов, и прыгали сверху на последнюю машину немецкого обоза, и выбрасывали на дорогу консервы и хлеб. Потом делили добычу на всех и несли домой.
- И немцы не открывали огонь по этим отчаянным мальчишкам?
- Ну представьте: по разбитой дороге идёт колонна грузовиков - пыль, грохот. Немцы не видели и не слышали маленьких смельчаков. Хотя дядя рассказывал, что на всю жизнь в его душе поселилось тяжёлое раскаяние, что приходилось воровать.
- На мой взгляд, это не воровство, а подвиг. Голод пришёл с войной, развязанной фашистами. Это немцы грабили нашу страну, вывозя в Германию всё ценное, в том числе юношей и девушек, как рабочую скотину, убивали людей, умучивали в концлагерях.
- Но русские люди привыкли жить по Заповедям Божиим. Они тяготились поступками, толкавшими на сделку с совестливой душой...
Мамин папа Владимир Григорьевич воевал и несколько раз бывал на волосок от смерти. Однажды, получив ранение и контузию, он очнулся в палате госпиталя и, услышав русскую, а не немецкую речь, возблагодарил Бога, будто в рай попал. Войну дед закончил в Манчжурии... Летом 1983 года его хоронили, отпели в Свято-Троицком храме. Прощаться с ним пришли тысячи горожан: ведь дедушка помог многим репрессированным восстановить своё доброе имя. Мне было 13 лет, и я впервые видел, чтобы человека не таясь отпели и так торжественно с ним простились. Последними его словами перед смертью были слова благодарности Богу. Я тогда пообещал, что постараюсь прожить жизнь так же достойно.
Когда я вспоминаю всех своих родных и близких, переживших тяготы войны, я выражаю глубокую благодарность нашему Творцу и Создателю, что Он нас сохранил, что мы живём здесь, в православной России, под мирным небом. И поэтому когда раздаются возгласы, что лучше бы мы проиграли войну Германии, тогда бы лучше всем жилось... для меня это большая боль, духовное потрясение. Мама моя каждый раз в таких случаях говорила: «Вразуми их, Господи! Пусть осознают свою неправоту».
- Батюшка, я слышала, что вы День Победы в 2011 году встретили на Сергиевском подворье в Иерусалиме.
- Это была паломническая поездка прихожан нашего храма по приглашению Императорского Православного Палестинского Общества. И в народной трапезной Сергиевского подворья была совершена заупокойная лития памяти воинов, погибших в Великую Отечественную войну, и жертв блокадного Ленинграда. Собрались православные христиане - выходцы из Советского Союза. Я разговаривал с ними. Для них это особый, святой день. Во время войны ведь погибло много евреев, и Победа над фашизмом для них великое событие. Те, у кого есть силы, здоровье и деньги, приезжают праздновать День Победы в Россию. У многих здесь остались могилы родственников, павших в Великой Отечественной войне, умерших голодной смертью в блокаду.
- А как отмечали День Победы в вашей семье? На парад ходили?
- В советское время мы в этот день посещали храм, родственники собирались за праздничным столом, вспоминали... Пионером я не раз стоял в почётном карауле на Пискарёвском кладбище. Ныне я настоятель храма и 9 мая веду праздничные службы. Молиться о воинах, жизни отдавших за Родину, и о ещё живых ветеранах и блокадниках мне кажется важнее парада. Также мы окормляем Дом ветеранов войны, находящийся на Крестовском острове. Устраиваем силами прихода праздничные концерты: читаем стихи, поём, я тоже пою. Дарим подарки - шарфики, Священное Писание. Но сначала - богослужение и панихида о всех почивших.
А ещё наши прихожане-ветераны приходят на встречи с ребятами воскресной школы. Слушая ветеранов, дети удивляются, сопереживают - они многого не знали! В школах патриотическому воспитанию не уделяют должного внимания. Вот моя дочь училась в школе с углублённым изучением немецкого языка. У них всегда с размахом отмечался праздник св.Патрика, а День Победы и День снятия блокады замалчивались. Пришлось идти в школу и серьёзно говорить по этому поводу с руководством. И положение изменилось. Многое зависит от нашей гражданской позиции, главное - не молчать.
Жаль, в этом году уже не будет с нами старейшего прихожанина Тимофея Павловича Дегтярёва. Танкист и верующий человек, он прошёл всю войну и рассказывал, что его отец каждый день клал тысячу поклонов, моля Бога, чтобы его сын Тимоша выжил. Кто из нас когда-нибудь положил за день тысячу земных поклонов? А его отец делал это каждый день!
- В Царском Селе построена часовня в виде креста, там находится Книга Памяти, в которую внесены имена и краткие сведения обо всех, кто защищал подступы к Ленинграду и Царскому Селу. Многие мусульмане обиделись: не хотят входить в православный храм, чтобы почтить своих павших.
- Им ведь не нужно молиться в наших храмах, пусть просто почтят павших минутой молчания. Да... много ещё есть людей, которые пытаются посеять в стране рознь, вражду, ненависть, расколоть единство. Но история-то у нас общая, Родина - одна, и её надо защищать, как защищали её наши отцы и деды в годы Великой Отечественной войны. 9 мая недаром во всех храмах идёт сугубая молитва. Мы не должны забывать, что есть в мире силы зла, которые некогда вторглись в нашу страну, принеся ужасы войны. Сегодня они вновь вторгаются в нашу жизнь, Церковь, семьи, желают развала страны. А мы и в ус не дуем. Иные даже говорят: «Пусть будет гражданская война, это полезно...» Кому? Поэтому мы, православные, молимся Богу, чтоб Он помог нам жить в мире и любви с Ним - нашим Творцом и Наблюдателем - и с близкими нашими. Спаси, Господи, многострадальную Россию!