Объемное, но любимое произведение
Но еще Великий пост - это совершенно особенный период богослужебной жизни Церкви. Некоторые песнопения и богослужебные последования можно услышать и увидеть только во время Четыредесятницы. Но даже среди великопостных песнопений и чинопоследований есть настолько полюбившиеся верующим, что без них прохождение постного подвига просто немыслимо.
Одним из таких любимых последований является Великий покаянный канон преподобного Андрея, архиепископа Критского (660-750). Творение критского архипастыря - очень объемное произведение. В его составе более 200 тропарей, не считая ирмосов (краткое песнопение, с которого начинаются песни, то есть отдельные части канона), а также дополнительные тропари, посвященные самому автору (имеющие, конечно, более позднее происхождение). Интересно то, что Великий покаянный канон не связан непосредственно с богослужением Великого поста. Вероятно, и сам автор канона не предполагал его общецерковного распространения.
Некоторые тропари канона позволяют предположить, что преподобный Андрей составил это поистине великое церковное произведение на исходе своей земной жизни. Канон стал выражением духовного опыта преподобного Андрея: опыта молитвы, аскетических упражнений, размышлений над текстами Священного Писания. Но почему Церковь восприняла личные размышления и опыт критского архипастыря как опыт общецерковный и полезный для каждого верующего?
Призыв к покаянию
Ответ на этот вопрос кроется в названии - Великий покаянный канон. Текст канона лучше всего выражает покаянные переживания, молитвенные обращения к Богу о прощении грехов и исправлении жизни, к которым нас и призывает Церковь во время поста. Церковь через слова Великого канона обращается ко всем верующим с призывом - вот пример покаяния, плача о своих согрешениях, стремления к возрастанию в добродетели.
Что такое покаяние? Покаяние - это изменение. По-гречески это слово звучит как «метанойя», дословно - «перемена ума». Что это означает? А означает это, что наше раскаяние должно состоять не только в осознании и признании своих грехов, но в изменении образа мыслей и образа жизни. Именно к этому через множество сравнений и призывает нас Великий покаянный канон. В этом его ценность. Великий покаянный канон был написан почти тринадцать столетий назад, но продолжает звучать в храмах и сегодня. Это не просто дань традиции. Это дань непреходящей актуальности Великого покаянного канона.
Тема греха и покаяния становится своего рода запретной для современного мира. Понятие греха мешает человеческой свободе, которая все чаще понимается как свобода делать то, что мне хочется. «Мы - это наши желания», - такова «проповедь» современного мира, обращенная к современному человеку.
Преподобный Андрей Критский обращается ко всем нам с совершенно другим призывом: «Откуду начну плакати/окаяннаго моего жития деяний?/Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию?/Но яко благоутробен,/даждь ми прегрешений оставление» (русский перевод: С чего начну оплакивать/злосчастной моей жизни деяния?/Какое положу начало, Христе,/нынешней песни плачевной?/Но Ты, как Милосердный,/даруй мне согрешений прощение). Это призыв к оплакиванию своих грехов. Но чтобы оплакать свои грехи, необходимо увидеть их, осознать свое недостоинство перед Богом. Осознание своей греховности становится шагом к осознанию ненормальности своего состояния. Если я грешен, значит, я далеко не так хорош, как может показаться на первый взгляд. А если все не так уж и хорошо, то мне необходима помощь. Помочь может только сам Господь Бог.
Но помощь Божия заключается не в том, чтобы каждый из нас стал просто хорошим человеком. А в том, чтобы каждый из нас смог очистить тот образ Божий, который вложен в каждого из нас. С самых первых страниц Священного Писания мы слышим эту богооткровенную истину: сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их (Быт. 1, 27). И насколько трагично звучат слова Великого покаянного канона: «Оскверних плоти моея ризу/и окалях/еже по образу, Спасе,/и по подобию» (русский перевод: Осквернил я плоти моей одежду/и запятнал то,/в чем образ Твой, Спаситель,/и подобие) и «Омрачих душевную красоту/страстей сластьми,/и всячески весь ум/персть сотворих» (русский перевод: Омрачил я души красоту/страстей услаждениями/и совершенно весь ум/в прах превратил). Грех искажает образ Божий в нас. Покаяние - это средство, которое помогает нам восстановить образ Божий, исправить все то, что искажено и изуродовано грехом. Это - основной мотив Великого покаянного канона.
Похожие картины
Преподобный Андрей Критский использует великое множество образов греха и покаяния, взятых из Священного Писания. Большая их часть - из Ветхого Завета. Ветхий Завет - время ожидания прихода Спасителя. Перед верующими проплывают образы Адама и Евы, Каина и Авеля, праведного Авраама, израильского народа в египетском рабстве... Преподобный Андрей говорит нам: все мы подобны ветхозаветным людям, ждавшим времени избавления, ведь и мы ждем целительного прикосновения руки Христовой к нашей душе. Этим еще раз показано все значение Священного Писания для духовной жизни. Это не просто древний текст, литературное наследие прошлого. Это история человеческих отношений с Богом, которая так или иначе повторяется в жизни каждого человека. Поэтому мы можем найти в Священном Писании те картины человеческого падения, которые будут вполне походить на наши собственные. Но тем более мы сможем увидеть в Писании и образы искреннего покаяния и изменения жизни.
Во время Великого поста Великий покаянный канон исполняется несколько раз. С понедельника по четверг первой седмицы Великого поста чтение канона совершается по частям, а вечером в среду пятой седмицы Великого поста он вновь прочитывается, но уже полностью. Это богослужение получило название «Стояние преподобной Марии Египетской» (или «Мариино стояние»). Преподобная Мария Египетская явила в своей жизни один из ярчайших образцов покаяния как изменения жизни: блудница, ежедневно предававшаяся разврату, по внушению Божию вдруг меняет свою жизнь, уходит в палестинскую пустыню, где проводит время в посте, молитве и плаче о грехах. Покаянные строки Великого канона становятся здесь покаянной молитвой преподобной Марии. Первоначально Великий покаянный канон совершался именно на пятой седмице Четыредесятницы, как бы подводя итог великопостного пути, звуча как вопрос: стяжали ли мы, все те, кто встал на путь поста, покаянные чувства и мысли, описанные преподобным Андреем Критским? Но впоследствии чтение Великого канона стало совершаться и на первой седмице Великого поста. И вот с понедельника по четверг первой седмицы верующие слышат Великий покаянный канон - словно камертон, задающий тон всей Четыредесятнице. Нам нужно внимательно прислушаться к звуку камертона, чтобы сохранить его звучание и не выбиваться из общего хора.
Великий покаянный канон может быть сложен для понимания, особенно в первый раз. Но сейчас не составляет труда приобрести текст Великого покаянного канона с объяснениями и комментариями, с указанием библейских цитат. Никто не запрещает каждому из нас прочитать эти тексты заранее, попытаться вникнуть в их смысл, чтобы во время первой седмицы Великого поста эти тексты звучали для нас осмысленно, касаясь глубин нашей души.
Газета «Православная вера» № 3 (527)
Священник Василий Куценкоhttp://www.eparhia-saratov.ru/Articles/prislushatsya-k-zvuku-kamertona