Горы Северного Кавказа таят в себе не только бесподобные красоты природы. Здесь в раннем Средневековье существовали мощные государства, народы которых первыми приняли христианство на территории современной России, задолго до крещения Киевской Руси. Сохранившиеся храмы и часовни, как стражи, возвышаются на горных пиках так, что их видно за многие километры.
«Там, у подножья высокого Кавказа, пасутся стада многих племен этого
великого народа, который я бы назвал паствой Христовой, цветом скифов и
первым плодом Кавказа... иные народы выделяются множеством своих сил, а
другие - храбростью и воинским умением, но этот победил их всех и служит
только Христу. Ибо они были пленены Его всесвятыми словами и ныне
славятся среди нас соблюдением обрядов и своим христианством, и рады
называться слугами Христа, друзьями и союзниками христиан», - так
описывал аланов один автор еще в XII веке.
Алания приняла христианство от Византии в 916 г. Однако в 932 г.
аланский царь неудачно воевал против Хазарии и под ее давлением на время
выдворил из страны христианских священников, присланных из Византии. Но
уже с середины X века Алания вновь сильно сблизилась с Византией,
Абхазией, Грузией и другими православными государствами.
Тяжелый удар Алании был нанесен монголо-татарами, окончательно
захватившими в 1238-1239 гг. равнины Предкавказья. Уцелевшая часть
аланов ушла в горы Центрального Кавказа и в Закавказье (Южная Осетия),
где ассимилировалась с местным кавказским населением. С XIV века среди
аланов стал распространяться ислам. Прямыми потомками аланов являются
современные осетины, а также, как утверждают некоторые ученые,
тюркоязычные карачаевцы и балкарцы. Земли и поселения обезлюдели, а
новые завоеватели принесли с собой другую религию. Во многом в силу
этого обстоятельства древние храмы не использовались и постепенно
разрушались под воздействием времени.
Три Зеленчукских храма
В предгорьях Кавказа в ущелье реки Большой Зеленчук в X-XII веках
располагалось большое городское поселение с каменными строениями в
несколько улиц, храмами, домами и резиденцией митрополита Алании.
Городище находится на пересечении важных торговых и военных путей, на
одном из ответвлений Великого Шелкового пути, а присутствие архиерейской
кафедры говорит о большой значимости города. Сегодня здесь можно
увидеть не только руины. Сохранились три храма, которые в научной
литературе принято именовать Северным, Средним и Южным.
Зеленчукские храмы можно называть древнейшими на территории России. О
точном времени их возведения ученые до сих пор спорят. Но какие бы даты
ни обсуждались (между 916 годом и серединой X века) - все они
предшествуют даже времени постройки Десятинной церкви в Киеве (989-991
гг. - данные в разных летописях разнятся).
Северный храм
Северный Зеленчукский храм
Северный храм находится вне городского поселения. В группе Зеленчукских храмов он был, видимо, первым из воздвигнутых. Это самое большое сохранившееся храмовое здание Аланского государства. Стены храма в интерьере были покрыты фресковой живописью, которая, увы, не сохранилась до наших дней. К счастью, часть фресок в конце XIX века зарисовал художник и археолог Д. М. Струков. По этим рисункам видно, что расписывал собор высокопрофессиональный византийский художник, так как собственных мастеров такого уровня у аланов в то время не было.
Средний храм
Средний храм
Храм сохранился почти полностью. Жизнь в городище продолжалась, по-видимому, до XIII века, все это время Средний храм был, по мнению части исследователей, кафедральным собором.
Южный храм
Южный храм
Из трех Зеленчукских храмов только в одном, Южном, проводятся регулярные богослужения. При повторном освящении в 1991 году храму было сохранено древнее посвящение пророку Илии. Храм расположен среди жилых построек Нижне-Архызского городища и отличается скромными размерами по сравнению с Северным и Средним храмами. Видимо, он входил в состав усадьбы богатой аланской семьи, был домовой церковью.
Руины часовен
Помимо трех относительно сохранившихся Зеленчукских храмов на территории городища насчитывается 11 храмов-часовен малых форм, представленных археологическими руинами. Это говорит о том, что Нижне-Архызское поселение действительно было значимым христианским центром в X-XII веках.
Шоанинский храм
Шоанинский храм
В полутора часах езды от Нижне-Архызского городища, на расстоянии
около 18 км друг от друга находятся еще два храма того же периода.
На левом берегу Кубани возвышается Шоанинский храм. Предположительное
время постройки - 2-я половина Х - начало XI века. Скала, послужившая
основанием для храма, была неровной и не могла вместить все сооружение.
Прежде чем строить храм, зодчему пришлось с западной стороны пристроить к
скале искусственную платформу и уже на ней ставить здание.
Архызский лик Спасителя
Архызский лик Спасителя
В 1999 году на другом берегу реки Большой Зеленчук, в горах, на скале точно напротив Среднего Зеленчукского храма, была открыта большая роспись - Лик Спасителя. Икона написана прямо на поверхности скалы двумя красками, белилами и суриком, и обращена на восток. Рядом с иконой были обнаружены два разграбленных древних захоронения, а сразу под Ликом - гробница, сложенная из массивных камней. «Спас Нерукотворный» привлек к себе внимание специалистов. Но ученые не пришли к единому мнению о происхождении и датировке Лика. Одни соглашаются с отнесением иконы ко времени расцвета Аланского государства, другие подвергают сомнению древность и склоняются к тому, что лик написан в наши дни. Тем не менее, сам факт появления иконы большинством воспринимается как чудо. Архызский лик привлекает паломников, верующие люди часто посещают это место, у подножия хребта Мицешта построен храм в честь Христа Спасителя, в котором проводятся регулярные службы.
Сентинский (Тебердинский) храм
Он получил свое название по аулу Сенты (современное название - Нижняя
Теберда). По ущелью издревле проходила дорога через Клухорский перевал,
выводившая к абхазскому побережью Черного моря. Видимо, благодаря этому
выгодному положению Тебердинское ущелье, как и Зеленчукское, было
плотно заселено.
Сентинский храм стоит на скальном уступе над долиной. Вокруг него нет
следов значительного поселения, лишь множество различных погребений и
намогильные кресты, но на отроге, соединяющем его с массивом горы, видны
следы стен и подрубки скалы - возможно, здесь находилось небольшое
укрепление. На склонах поблизости было несколько различных сооружений,
причем жизнь здесь не прекращалась и во времена господства Золотой Орды.
Фрагменты настенной живописи Сентинского храма являются самым обширным
сохранившимся фресковым комплексом на территории Алании.
На высоте более 2 м от пола, в правой половине южной стены восточного
рукава креста есть надпись на греческом языке, которая не только
сообщает о строительстве храма в 965 году, но и имеет характер
официального документа, свидетельствующего о законном освящении церкви
(подобно современной записи на антиминсе).
Возвращение молитвы
Архиепископ
Пятигорский и Черкесский Феофилакт
Сегодня древние аланские храмы входят в состав Государственного Карачаево-Черкесского историко-культурного и природного музея-заповедника. Православные христиане, проживающие в республике, стараются найти возможности, чтобы возродить молитву в уцелевших стенах. Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт говорит: «Сегодня, благодаря поддержке руководства республики, мы можем беспрепятственно совершать богослужения в этих храмах и рядом с ними. Но лишь эпизодически, несколько раз в год. Да и служить на улице в конце декабря физически бывает очень сложно. Поэтому мы мечтаем, чтобы можно было бы сделать церковь не просто памятником, а настоящим храмом, сохраняя статус музея. Мне однажды на пресс-конференции задали вопрос: «Владыка, как Вы видите дальнейшую судьбу этих церквей? Чего Вы хотите?» Это было в Карачаево-Черкессии буквально сразу после моего назначения. И я этот вопрос переадресовал муфтию Карачаево-Черкесской республики, председателю духовного управления мусульман Северного Кавказа Исмаилу Хаджи Бердиеву: "Исмаил, скажите, пожалуйста, как вы думаете, какая может быть судьба этих храмов?" На что он ответил: "Если эти дома люди построили для Всевышнего, значит, там должны прославлять Всевышнего!" Даже Бердиев согласен с тем, чтобы в храмах возобновилось православное богослужение».
Текст и фото Юлии Маковейчук
http://foma.ru/kavkaz-gde-nahoditsya-drevneyshiy-hram-rossii.html