Звон колокольчиков и неприметность святости

0
167
Время на чтение 6 минут

Зачем люди ищут духоносных старцев? Правильно ли это? Могут ли эти поиски сегодня увенчаться успехом? Об этом размышляет редактор нашей газеты игумен Нектарий (Морозов).

Идти ли на звук?

Сам по себе поиск духоносных старцев - явление абсолютно нормальное. Людям, живущим в Церкви, хочется видеть тех, кто гораздо дальше них прошел по пути исполнения заповедей Христовых, кто уже явил некий зримый образ христианского совершенства. Но иногда это искание принимает некий болезненный характер. Естественно искать и находить нечто там, где оно должно быть, и неестественно - там, где этому неоткуда взяться.

Зачастую вот как происходит: расходятся слухи о том, что где-то появился «старец», к нему все едут, потому что «он знает, что каждому сказать». Кого-то он «исцелил», кому-то «разрешил недоумение», кому-то - «путь указал». И люди, будучи не в состоянии критически оценить то, что слышат, слетаются к этому «духоносному наставнику», как мотыльки на свет. А ведь среди таких «старцев» порой оказывается человек, который или в Церкви - без году неделя, или его представления о Православии не соответствуют истине.

Например, в соседней с нами Пензенской епархии, да и за ее пределами тоже, очень почитается некий «старец», который от рождения был беспомощным инвалидом. Он не мог говорить, при этом, согласно легенде, являлся священником, что совершенно невозможно при таком недуге. Группа неблагонамеренных людей возила его по стране, демонстрировала верующим, выдавая его маловразумительное мычание за какие-то откровения свыше. Выглядело все это ужасающе и, казалось бы, все было тут ясно. Тем не менее, огромное количество людей, прочитав книги об этом несчастном человеке (их вышло пять или шесть), до сих пор приезжают на его могилу, поклоняются ему.

Таких примеров в Русской Православной Церкви за последние 25 лет, к сожалению, накопилось немало. И при этом люди не прислушиваются к предостережениям архиереев и священников, которые без устали твердят, что подобного рода «паломничества» и общение с сомнительными «старцами» может нанести огромный вред душе.

Когда человек живет в русле православной традиции, вдумчиво читает святых отцов, когда у него есть некий свой, пусть даже минимальный, но реальный опыт аскезы, то он может отличить подлинное от ложного. Когда подобного опыта нет, то человек будет ориентироваться на вымышленный яркий образ и в конечном итоге пройдет мимо Христа. Афонский подвижник XX века старец Иосиф Исихаст говорил о том, что у праведности нет колокольчиков, в которые она могла бы позвонить и заявить о себе. И если мы слышим «звук колокольчиков», то скорее всего это - не праведность.

Старцы и старики

Так есть ли сегодня настоящие старцы? Отрицать это нельзя, ведь тогда, когда на земле исчезнут те, кто способен достигнуть святости и внутренней близости к Богу через покаяние и очищение от страстей, не будет смысла в существовании человечества. Но мир пока стоит, в том числе - молитвами таких людей.

Когда-то преподобный Нифонт Цареградский сказал, что духоносные подвижники будут на земле и в последние времена, однако они «пойдут путем делания, растворенного смирением, скроют себя от людей». Возникает парадокс: старцы есть, но если мы о ком-то узнаем, то это практически всегда оказывается - ложь...

Общепризнанные подвижники нашего времени - архимандрит Иоанн (Крестьянкин), протоиерей Николай Гурьянов, архимандрит Кирилл (Павлов) (ныне живущий, но, к сожалению, находящийся в тяжелом состоянии) - никогда себя старцами не считали, даже слово «старец» по отношению к себе им казалось неприемлемым. Когда отца Кирилла в свое время спрашивали, есть ли еще в России старцы, он говорил: «Насчет старцев не знаю, а старики - точно есть».

Под словом «старики», мне кажется, отец Кирилл разумел священников, имеющих значительный опыт подвижнической жизни и пастырской деятельности, способных оказывать людям существенную помощь. Такие «старики» есть и сегодня, и, может быть, даже не все из них по-настоящему пожилые люди, но тем не менее пожившие. Они многими болезнями переболели, многие бури пережили, входят в пору подведения итогов - и именно им дается по-настоящему ясное и зрелое рассуждение... Когда человек, пусть яркий, замечательный и интересный, сам находится посреди брани, ждать от него духовной зрелости нельзя.

Иди к тому, кто бежит

Бывает, что священник действительно был хорошим пастырем, снискал доверие у верующих, но вдруг в силу неких причин он начинает заблуждаться в отношении тех или иных вопросов церковной и общественной жизни - и в этом своем заблуждении уводит за собой паству. При этом он объявляется старцем, настоящим борцом за чистоту Православия. Для того чтобы обезопасить себя от подобного, важно ориентироваться не на человека, которому ты доверяешь, а на Церковь, ее учение и традицию. Тогда неправильность, заблуждение очень легко увидеть.

Есть несколько наиболее ярких примет того, что человек находится в ложном состоянии. Например, начинает говорить: «Идите за мной, я покажу. Слушайте меня и только меня», то есть все сводит к своей личности и «всегда знает, как надо».

Упомянутый уже архимандрит Кирилл (Павлов), чтобы дать ответ вопрошающему, мог помолиться, и Господь открывал ему правду, которая порой была парадоксальной, но звучала с потрясающей силой. Также отец Кирилл мог посоветовать поступить, как подсказывают конкретные специалисты, а мог дать совет, исходя из своего жизненного опыта. И при этом совершенно спокойно, не сомневаясь и не смущаясь, во многих случаях он мог сказать: «Не знаю». Он предлагал подумать вместе, помолиться, сообща понять, в чем заключается воля Божия относительно той или иной ситуации. Если находишься рядом с таким человеком, скорее всего, не заблудишься. С тем же, кто готов всех вести куда-то, где он якобы видит свет, можно и в яму упасть. Может оказаться, что свет на самом деле - тьма, и слепой ведет слепых.

Если мы видим вокруг кого-то круг почитателей, и это почитание носит характер болезненного восторга, экзальтации, а сам объект этого не пресекает и даже культивирует, то совершенно очевидно, что перед нами - заблуждение. В любой ситуации человек не должен способствовать тому, чтобы в нем разглядели великое. И только к тому, кто от этого бежит, и надо идти.

Древние святые всегда бегали известности. Замечательный патериковый пример: некий старец, которого очень почитали люди, вынужден был передвигаться из скита в город исключительно ночью, чтобы избежать встречи с теми, кто почитал и прославлял его, потому что понимал, насколько это вредно для его души. Но когда тот подвижник шел ночью по темной дороге, Господь посылал ему Ангела со светильником, чтоб осветить путь. То есть старец настолько бегал славы человеческой, что Бог явил ему Свою славу.

К сожалению, огромное количество людей в истории Церкви, в том числе и в новейшей истории, живя уединенно и тихо правильной христианской жизнью и потом оказавшись на всеобщем обозрении, очень сильно менялись. Эта беда грозит, наверное, каждому священнику, потому что легко уважение и почитание прихожан отнести не к своему сану и к той благодати Божией, которая тебе незаслуженно дана, а к себе самому.

Ищи святости

Так стоит ли искать духоносных старцев?

Если ты сам стремишься к духовной жизни, живешь ею глубоко, всерьез, то сумеешь разглядеть по-настоящему духовного человека при всей его скромности и неприметности. Ты угадаешь в нем то, что для тебя самого является некой желанной целью. Ты узнаешь такого человека по его смирению, по его любви, по тому, что он всегда будет готов свое место без всякой борьбы уступить кому угодно. Это редкость в современном мире. Но те, кто внутри борьбы, не разглядят того, кто уступает свое место - они просто обрадуются тому, что он отошел. Если хочешь увидеть в этом мире святых - стремись к святости сам.

В любом случае, не стоит унывать. Преподобный авва Дорофей говорит: если ты в чем-то испытываешь нужду - в пище, вещи - молись Богу, чтобы Он тебе это дал, и Бог тебе это, скорее всего, даст. Но если нет, смирись и покорись Ему. Он Сам будет тебе вместо этой вещи и этой пищи. Только рукой смирения человек может что-то взять у Бога. Да и получит-то гораздо больше, чем ожидает...

Продолжение следует

Фото из открытых Интернет-источников

Газета «Православная вера» № 23 (523)

Игумен Нектарий (Морозов)
Записала Инна Стромилова


http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/zvon-kolokolchikov-i-neprimetnost-svyatosti
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Иеромонах Нектарий (Морозов)
Все статьи Иеромонах Нектарий (Морозов)
Инна Стромилова
Все статьи Инна Стромилова
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06