Принцесса XXV съезда

Бывший СССР  Новости Москвы 
0
288
Время на чтение 18 минут


В Благодатном

«...Вот там находится пасека», - указала Оля. Её посадили ко мне в машину в качестве навигатора на случай, если отстану или собьюсь с пути. Мы покатили с большой и довольно крутой горы, заросшей смешанным лесом. Впереди открылась живописная картина: сразу по спуску бежали деревенские домики.

«Кряшенские*, - комментировала попутчица, - Нижнекамский край вообще - кряшенская земля, а обилие холмов говорит о том, что отсюда начинается Приуралье. А вон и наше Благодатное».

Я посмотрела вдаль, но, честно сказать, ничего не разглядела: вместо домов раскинулась некая конструкция, похожая на пчелиные соты. На помощь вновь пришла Оля: «Это так смотрятся коттеджи издалека. Их ещё в советское время начали строить для колхозников. "Нижнекамскнефтехим" создало здесь подсобное хозяйство: и коровники были, и картошка, и мёд, - вот и выросла деревушка в большое село...»

Впереди идущая машина просигналила: поворачиваем направо. На этой машине ехали Валентина с мужем, а Оля - её сестра. Именно она, Валентина Вилкова, и пригласила меня сюда. На Нижнекамском зональном отборочном туре республиканского конкурса Татарстана «Женщина года» моё внимание особо привлекла участница, виртуозно исполнившая басни. Подошла за кулисами, сделала комплимент: «Откуда такой профессионализм?» - «Да что я? - засмущалась в ответ самодеятельная артистка. - Вот в нашем Благодатном женщина живёт: с космонавтами общалась, на телевидении передачи вела, была делегатом съезда, и её сам Брежнев целовал!»

* * *

Нас встретила невысокая женщина лет шестидесяти с аккуратно подкрашенными волосами и насторожённой улыбкой: с журналистами - скольких она повидала за свою жизнь! - привыкла держаться просто, но ведь это было давно. А сегодня кто знает, чего от них ожидать: сколько грязи было вылито на советское - её - время со страниц современных российских газет... Но ведь я с Олей и Валей, а им хозяйка дома, Анна Васильевна Федюшина, привыкла доверять - с тех пор как вместе создали ансамбль русской песни «Благодатновские вечера».

Проходим в дом. В гостиной на диване лежит большой кожаный чемодан советских времён. В таких сегодня обычно хранят фотографии и прочие свидетельства прошлой жизни. Старые газеты, дипломы, ордена Трудовой Славы, Ленина, медали... На пожелтевших газетных вырезках черноволосая девушка с большими глазами. Здесь она у заводского станка, а здесь - затерялась в строе людей с важными улыбками... От заголовков повеяло бурными продолжительными аплодисментами, переходящими в овацию, ударным трудом в ответ на решения партии...

Удивительно, как пересекаются пути не похожих друг на друга людей. У нас, в принципе, небольшой разрыв в возрасте, но она родилась в 46-м, под «железным занавесом», я - в разгар «оттепели»; она несла знамя победы коммунизма, а я пересказывала анекдоты про него; она внимала каждому слову главы советского правительства, а я на газете подрисовывала рожки «дорогому Леониду Ильичу» и другим членам политбюро... Она искренне верила во все идеалы коммунизма и активной общественной работой приближала его, а я раздражалась от скуки на комсомольских собраниях и мечтала о дальних путешествиях и свободе, чтобы жить не по заведённому кем-то распорядку... Такое чувство, что мы не должны были с нею встретиться. Но вот сижу и слушаю её рассказ. И по-новому понимаю прошлое, а с ним - и настоящее.

У станка

Взрослая жизнь юной Аннушки началась 23 сентября 1964 года, когда она из своей голодной деревни приехала в другой климатический пояс, за тысячи километров от родины. Ташкент встретил её с вокзала сумасшедшим буйством запахов: от сладкого цветочного до пряного, выбивающего слюну, аромата готовящейся пищи. Они, Аня и брат с женой, приехали ночью, но за окнами такси кипела жизнь - это первое, что удивило деревенскую девушку. В 64-м Ташкент был похож на иллюстрацию к восточной сказке: низкие мазанные домики, утопающие в диковинных растениях и цветах, ишаки и куры, отдыхающие прямо посреди узеньких городских улиц, седовласые аксакалы в ватных халатах и многокосые красавицы. Здесь началась и её сказка, в которой бедная золушка из задавленной коллективизацией российской деревни попала, как ей показалось, в рай. Здесь не было ни пронизывающих до костей зимних ветров, ни тяжёлой детско-бабьей работы на полях. Она жила честно и работала добросовестно, и за это добрая фея - коммунистическая партия - возвысила её, сделав настоящей принцессой на гордость себе и на восхищение всему миру.

О заводской жизни Аня знала по ранним советским художественным и агитационным фильмам (другие в её деревню не завозили), а там все положительные героини ходили непременно в красных косынках. Поиски увенчались успехом, и вот она в повязанном поверх тугих кос алом платке торжественно переступила порог цеха. Огляделась и поняла: такая она одна - не у всех девушек вообще были платки, наверное, чтобы не прятать кокетливые локоны модной причёски, и парни одеты были в синие костюмы, а не в красные рубахи... Её подвели к фрезерному станку, похожему на швейную машинку. Показали, как надо работать: фреза опускается в деталь, а чтоб не перегревалась, на неё течёт... Аня застыла в ужасной догадке: ах, вот почему в деревне не хватает молока, его, оказывается, отправляют на заводы! Хорошо, что не попробовала охлаждающую эмульсию белого цвета, - вот бы насмешила народ!

* * *

26 апреля 1966 года в Ташкенте случилось страшное землетрясение. Это было как бы в напоминание - природные законы не подчиняются никакой политике, и даже при советском строе человек вовсе не хозяин природы. Ане очень повезло, что в тот год она жила ещё на частной квартире, на окраине города, где также находился её завод. Эпицентр пришёлся на центр - рассказывали, что там земля буквально раскололась и бездна поглотила многих людей вместе с их домами. Сколько было всего жертв, не сообщалось, но нетрудно было представить: под землю ушёл весь густонаселённый центр города вместе с домами и рынком. Увидеть воочию место трагедии даже при всём желании не удалось бы: уже через несколько часов там выстроили оцепление из солдат.

Тот день запомнился в подробностях. С вечера на улице творилось невероятное: орали ишаки, выли собаки, в воздухе повисло какое-то тревожное предчувствие. Брат разбудил ночью: вставай, мол, что-то неладное творится, землю трясёт. Вышли на улицу. Там тоже были соседи. Сели на дорогу. В шесть часов утра раздался сильный толчок: всё в округе подбросило, и уши заломило от звука, похожего то ли на лопнувшую струну, то ли на щелчок кнута. Завод тогда работал круглосуточно. В третью, ночную, смену вдруг выключился свет, загремело всё железо: от крыши до деталей у станков. Остановился посреди цеха подъёмный кран. Крановщица билась в истерике больше часа, пока её - в условиях качающегося пола - смогли вытащить из кабины.

Толчки проходили горизонтально, это хорошо было видно днём: дома, словно по волне, поднимались на десятки метров и опускались. Произошло бы землетрясение по вертикальному типу - тогда бы закончилась многовековая история древнего города. Видимо, Бог пожалел его жителей - хороших, трудолюбивых людей. Недаром среди уцелевших старых зданий была старинная православная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Именно туда необъяснимым образом коммунистку Анну Васильевну тянула какая-то сила.

Конечно, ходить на службы она не могла - это всё проверялось, а молящиеся записывались поимённо, затем списки передавались на предприятия... Но никакие запреты и угрозы дисциплинарных взысканий всё равно не могли удержать её, чтоб не забежать освятить пасхальные яйца, поставить свечу в благодарность Богу, заказать требы за родных. Там она крестила детей. Возможно, дело было только в соблюдении обычаев, вывезенных из деревни. В таком городе как Ташкент, где коренными жителями неукоснительно соблюдались национальные традиции, это казалось естественным. Во время Навруза (праздника встречи весны) и других байрамов на улицу выставлялись огромные котлы. Праздничное угощение готовилось и раздавалось всем проходящим. Повсюду пели, танцевали, обливались водой. В это время всегда цвёл миндаль, окутывая весёлых людей розовой дымкой. А русские одаривали на свои праздники рождественскими и пасхальными вкусностями, колядовали, пели народные песни про карету у церкви, молитву к венцу, помощь Божью. Удивительно, как, несмотря на многолетнее вытравливание, вера в Бога сохранилась в народе, пусть и в таком дремлющем виде.

* * *


Анна Федюшина голосует на съезде партии

В середине 80-х на экраны страны вышел фильм «Москва слезам не верит». По сути, это была первая советская мыльная опера про то, как бедная провинциалка благодаря самоотверженному труду на благо страны стала советской «королевой» - руководительницей большого предприятия. В отличие от предыдущих советских героинь карьерой награда не ограничивалась. Она была ещё и высокоморальной женщиной: личная жизнь выражалась лишь воспитанием дочери, и за это она получила «принца» в лице порядочного умельца - мужчины, готового стать ей опорой. Посмотрев фильм, Анна Васильевна так и ахнула: многие эпизоды словно были списаны с её биографии. Помните, героиня фильма сама настраивает свои станки, вместо того чтобы ждать мастера-наладчика? Вот и у Ани после того маленького, похожего на швейную машинку, появился токарный станок сложнее. Он выполнял несколько операций, после каждой требовалась отладка. Аня поскучала, поскучала в ожидании наладчика да и решила сама попробовать. И получилось! Потом от скуки решила запускать и другие соседние станки: фрезерные, шлифовальные, токарные. Запустит один, идёт к другому. Так за одну пятилетку выполнила две!

Стала она и общественницей, но не «по должности» (вначале бригадир, затем комсорг цеха и начальник участка) - просто ей до всего было дело, обо всём болела душа. Помочь многодетным женщинам-узбечкам в улучшении домашних бытовых условий, вызволить из милиции, взяв на поруки, нахулиганившего рабочего, организовать празднование дней рождения, устроить в цеху душ и комнату отдыха... А как же иначе? - когда-то её приняли в заводскую семью как родную, мастер Павел Сергеевич наставлял её словно дочку, а теперь она относилась так же уже к своим подчинённым.

Только вот с личной жизнью, в отличие от её киношной подруги, увы, никак не получалось...

Золушка во дворце


На XXV съезде КПСС

Я смотрю на большую фотографию девушки с белоснежной улыбкой, ровной кожей и открытым взглядом больших, похожих на мокрые смородины глаз и недоумеваю: неужели она висела на Доске Почёта? Этот образ так далёк от сложившегося стереотипа советской ударницы с крутыми плечами, волевым подбородком - скорее, этот новый образ напоминал афишу французского фильма про любовь. Да, на неё в то время заглядывались многие парни. Тогда Анна уже развелась с первым мужем - он был комсоргом цеха в то время, когда она - просто работницей. Провожал с комсомольских собраний... Скандалы в семье начались, когда ей предложили вступить в партию, - оскорблённое самолюбие супруг утверждал пьяными разборками: опять пошла на завод норму дорабатывать с любовником?! А она действительно, просидев на заседании в горкоме партии часов шесть, спешила в цех, чтоб выполнить сменную норму, - а иначе как людям в глаза смотреть?

Не смог стать половинкой и второй муж. Влюбившись сначала в фотографию на Доске Почёта, он разыскал её, долго и страстно ухаживал. Но и их семейная лодка, едва отчалив от загса, разбилась не о быт - с этим как раз было всё хорошо, завод выделил Анне роскошную по тем временам квартиру в новом доме прямо напротив завода. Жизнь отравила мужнина ревность к тому, что стало ей дорогим - заводу: «Неспроста бегает в цех даже в выходные, к коллегам и соратникам по партийной работе... Что ей, больше всех надо? Зачем это замужней женщине?!» Но больше всего он ненавидел её успехи - даже известие о том, что жену выбрали делегатом от Узбекистана на XXV съезд КПСС, осыпал насмешками и бранью.

В Москве их разместили в гостинице «Россия» в номерах повышенной комфортности, которые она до сих пор видела разве что в заграничных фильмах. Только расположились - стук в дверь: приглашают собраться в отдельном помещении для вручения делегатского спецпайка. Описывать его содержимое придётся долго: от зубной щётки и душистого шампуня до дорожных сумок и халата невиданного в советских магазинах качества. Долго хранила потом Анна Васильевна часы с символикой съезда: за несколько десятилетий они ни разу не то что не ломались - не отставали! Лишь спустя годы подарила внуку на совершеннолетие.

В подвале гостиницы специально для депутатов съезда организовали магазин, к которому больше подходило название «Рай»: невиданные для простого человека продукты со сказочными названиями «Сервелат», «Птичье молоко», «Корейка» появлялись на прилавке, словно на скатерти-самобранке, и стоили недорого, и, что самое невероятное, брать можно было сколько захочешь. Аня провела туда родственницу, так та чуть не тронулась умом, набивая деликатесами сумки. Безукоризненно была организована и служба доставки приобретённого товара - покупатель ещё поднимается в лифте к себе в номер, а ему уже всё доставили. Словно бравые ребята из ларца, работал обслуживающий делегатов персонал: в выдавшийся свободным день Анна решила съездить к родственникам в Долгопрудный - и вот она уже едет через всю Москву на чёрной «Волге», её везде пропускают, постовые милиционеры отдают честь. «Это вас они так приветствуют?» - поинтересовалась пассажирка у водителя. А он отвечает: «Вас». Отдают честь ей, простой девчонке, до завода в прямом смысле бывшей никем, как английской королеве? «Простую девчонку» переполнила гордость за свой Советский Союз, ведь только в нём это стало возможно.

* * *


Анну окружили вниманием во Франции

В 70-х СССР противостоял Америке в холодной войне, а вот с Францией, несмотря на её капиталистический строй, установились довольно тёплые отношения. Невиданные кассовые сборы собирали французские фильмы, в журнале «Работница» появлялись вести с Елисейских полей, и не только из мира моды. И вот в честь 80-летия образования Узбекской ССР на родину Парижской коммуны из Ташкента отправилась делегация. Она должна была показать капиталистической стране, а значит, и всему миру, что в СССР есть своя элита, но в отличие от белоэмигрантов это люди труда. Для того чтобы советские аристократы не ударили перед буржуазией в грязь лицом, каждый прошёл курс этикета в лучшем ресторане Москвы (какой ложкой какое блюдо есть) и в школе манекенщиц (как красиво ходить и вообще держаться в обществе). На фабрике «Большевичка» для каждого был разработан стиль: пальто, головные уборы, деловые и представительские костюмы, вечерние платья.

Так что ничего удивительного, что делегация из советского Узбекистана произвела в буржуазной стране эффект разорвавшейся бомбы, когда наши от природы красивые женщины, облагороженные модными стильными нарядами, вступили на булыжную мостовую города любви. Ох уж эти булыжники - ни одна француженка не отважится пройти по ним на каблуках, все ходят в кроссовках и тапочках; а наши, превозмогая боль, очаровательно улыбаясь, цокали по ним на шпильках, и ни одна их не сняла. Вечером, правда, в гостиничном номере подруги разминали друг другу горевшие ноги, долго не могли уснуть от боли, но на следующий день вновь были во всеоружии.

Французские коммунисты сняли роскошный ресторан, и золушка попала на настоящий бал. Многие из присутствующих мужчин добивались права танца с нею, но Мишель - водитель их автобуса - ангажировал её на все танцы и не отходил весь вечер. Он попросил звукорежиссёра поставить свою аудиокассету песен Джо Дассена и кружил советскую красавицу в буржуазном танце. Аня впервые узнала, каким страстным может быть медленное танго. Ах, Мишель, если б он работал на их заводе или хотя бы где-то в СССР... Но он жил в капиталистической стране... На память о себе он подарил ту самую кассету, где Джо Дассен поёт о любви.

Тот вечер запомнился и встречей с русскими белоэмигрантами. Они подсели за их стол и расспрашивали о Советском Союзе. Достали откуда-то гитару и пели незнакомые песни про Россию, про боль, которую испытывает человек, лишившийся родины. И она их хорошо поняла - Аня, например, умерла бы сразу, если б осталась без Родины.

* * *


Анна Федюшина встречает Л. И. Брежнева

После съезда КПСС на Аню обрушилась известность. Обласканная партийной властью, она полюбилась и третьей власти: фото- и телегеничная, уверенно держится в кадре, с развитой речью. Режиссёр Республиканского телевидения Узбекистана, увидя её, задумал новую программу - «По вашим письмам». Ставка, сделанная на ведущую - всесоюзную знаменитость, сумевшую остаться простой, милой женщиной, понятной тысячам советских тружеников, - оправдалась оглушительным успехом. Зрители звонили и писали ей, прежде всего, не как делегату, а как доброму, внимательному человеку из их среды, способному понять проблему и дать совет. Прибавилось и другой общественной работы: поездки по трудовым коллективам, школам, тюрьмам.

В 1981 году в Узбекистан прибыл с официальным визитом Леонид Ильич Брежнев. На Ташкентском авиационном заводе рабочие собрались на навесных площадках - вниз на территорию цеха пустили не каждого, а увидеть Генерального секретаря вживую хотелось всем. Конструкция не выдержала и вместе с народом рухнула прямо на проходившую внизу делегацию. Брежнева от неминуемой гибели спасло какое-то чудо... Это происшествие, разумеется, нигде не освещалось, а для того чтобы пресечь слухи, график посещений решили не прерывать. Следующим объектом был Анин завод. И вот она вместе с другим орденоносцем-узбеком стоит во главе встречающих... Высокие гости всё ближе и ближе... Аня так и не научилась скрывать своих чувств: ненавидела так ненавидела, любила так любила. Не дождавшись, когда гости приблизятся, и вместо того чтобы пожать руку и сказать заготовленный торжественный текст, она вдруг выбежала ему навстречу, бросилась на шею, крепко-крепко обняла и стала целовать в щёки, шею... Этот жест, пойманный репортёрами, попал на страницы газет, в документальную хронику, и то, как целовала Аня «дорогого Леонида Ильича», увидела вся страна. Увидели это и её односельчане в деревне Благодатное, а главное - её мама...

Мамина молитва

В 90-м году Анна Васильевна была в самом расцвете сил. Она - начальник участка и активный член партии, в областном комитете к ней прислушиваются, и благодаря этому получается решать проблемы как городские, так и внутризаводские, например улучшение бытовых условий для рабочих. К ней часто, как в последнюю инстанцию, обращались люди за помощью. Люди всех национальностей продолжали вместе работать, получать зарплату и вместе отдыхать. Постперестроечные разрушения ещё не докатились до хлебного Ташкента. Но она вдруг засобиралась домой, где и прежде каждое лето проводила свой отпуск - помогала овдовевшей маме, кося сено, коля дрова. Пока и мама не ушла из этой жизни.

Было солнечное утро. Анна Васильевна отдыхала дома после ночной смены. Задремала, но как будто входная дверь стукнула. «Неужели забыла закрыть?» - она встала с постели, собираясь проверить, но так и осталась сидеть... необычное чувство посетило её. Вечером Аня побежала к братьям: «Надо возвращаться домой - мама зовёт!» Ей, конечно, не поверили: что за мистика такая! Но странное чувство не отпускало, и вот спустя год вместе с детьми вернулась в родной дом.

Ей было 44 года - до пенсии ещё далеко. Позади почёт, слава, большая зарплата; роскошную ведомственную квартиру пришлось сдать... Впереди: родительский дом, который после маминой смерти пришёл в негодность, отсутствие перспектив и достойного заработка... Она пошла на самую тяжёлую и низкооплачиваемую работу - доить кобылиц. Колхоз когда-то славился отличным кумысом. Сколько же труда нужно было вложить, чтоб его не только произвести, но и сохранить! Кумыс - продукт малого срока хранения, поэтому если не успел реализовать - прощай прибавка к зарплате. Но она не унывала и окружала себя красотой. Всю грязную неухоженную территорию фермы засадила деревьями - саженцы сама выкапывала и приносила из леса, развела цветники и устроила беседки с вьюнами. Вскоре председатель колхоза привозил к достопримечательности всех гостей деревни. Она развела великолепный фруктово-ягодный сад, огород на приусадебном участке. Неплохим подспорьем для семейного бюджета стали утки, куры, гуси...

Ах, если бы так же она смогла взрастить и свою судьбу! Какой-то прожорливый червь, заведясь в её жизни, стал точить и точить, беспощадно уродуя и уничтожая всё, что так было свято, любимо, для чего она жила - её семью, дорогих её детей. Хороший, талантливый сын, тот самый, который ездил во чреве её на XXV съезд КПСС, заболел раком. Около года она провела в больнице, не отходя от его койки, изо дня в день наблюдая, как уходит из её кровиночки жизнь, а она, такая сильная и смелая, ничем не может ему помочь. Он умер в 17 лет...

В это время рушилось и огромное здание Советской империи, ещё недавно казавшееся таким незыблемым. Падая, осколками задевало, давило и судьбы простых людей. Российская армия из Германии возвращалась домой. Без почётных проводов - добирайся, русский солдат, то есть оккупант, как хочешь. Вот и зять, в недавнем прошлом офицер советской армии, вместе с внуком отправился на автомобиле в Россию. Страшная авария чуть не вырвала у неё и этих родных людей. Более полугода зять провёл в коме, дочь с новорождённой внучкой оставались в Германии. Анна Васильевна срочно выехала в город, где был госпитализирован зять. На её плечи лёг не только уход за тяжелобольным, но и выхаживание маленького внука... Зять был ещё в больнице, когда из Германии пришло страшное известие: его полугодовалая дочка умерла от неизвестной болезни.

Одному Богу известно, как она смогла справиться с этим, увы не последним, испытанием. Зять и дочь, оправившись от потрясений, уехали в Казахстан, нашли работу. Там у них родилась девочка. Сама же Анна Васильевна была ещё молода и красива. Может, подумать и о себе, тем более что женихи были? С одним они встречались не один месяц, но что-то её настораживало в нём. На празднование Нового года пошли к друзьям. Там он поставил вопрос ребром: съезжаемся или нет? Получив отрицательный ответ, вдруг взбесился: «Ах, ты ещё хочешь подумать?!» Она до сих пор не поймёт, откуда у него взялся в этот момент нож. Он метил ей прямо в сердце, но что-то заставило её отклониться, и удар пришёлся в бок. Полгода провела в больнице, выдержала несколько операций, в ходе которых половину лёгкого пришлось удалить...

Иногда приходило сомнение: зачем она уехала из Ташкента? От чего пыталась уберечь её мама, подав знак к отъезду? Открылось это спустя несколько лет, когда райский Ташкент превратился в исчадие ада. Страшнее землетрясения взорвался он межнациональной рознью и крушением всего, что возводилось тысячами рук советских людей, её руками. Предприятия встали, по городу рыскали толпы разъярённых людей. Вечно улыбающиеся и гостеприимные узбеки били, а то и убивали иноплеменников! Русские, татары, корейцы бежали, бросая всё нажитое под гневные лозунги: «Русские - в Рязань!», « Корейцы - в Пхеньянь!», «Татары - в Казань!». Если б не письма бывших сослуживцев, друзей, оставленных там, в прошлой жизни, Анна Васильевна не поверила бы в это никогда.

«За что?»


Анна Васильевна Федюшина у своего дома в Благодатном

...Мы засиделись за полночь. Разговор, начавшийся с рассказа Анны Васильевны о себе, от её биографических фактов дошёл и до истории страны в целом, и до нелёгкой женской доли в частности. Не раз он перемежался русскими и советскими песнями в великолепном исполнении трио: самой Анны Васильевны и гостей Оли и Валентины. В тёплой нарядной кухне было уютно. Нынче Анна Васильевна живёт одна в большом красивом доме, в благоустройстве которого помогает зять - они с дочерью благополучно живут в Нижнекамске. Радуют и внуки. Внук уже сам отец семейства, и внучка, студентка пединситута, готовится замуж. В общем, всё у неё вроде хорошо: и дети устроены, и внуки не забывают, и с досугом порядок: нашла себе дело по душе на пенсии - вместе с подругами ездят с ансамблем по различным конкурсам. Часто занимают призовые места. А ведь было так тошно: садилась посреди комнаты и выла... Но потом сама себя заставила идти к людям.

Мне постелили в комнате для гостей на втором этаже. Утром, чуть открыла глаза, услышала стук на кухне. Спустилась: так и есть, хозяйка, успевшая накормить кур, готовилась потчевать завтраком и меня. За чаем обсудили погоду: вчера был мороз, а сегодня снег принёс потепление. Поговорили о том, что куриные яйца свои намного вкуснее фабричных, да и вообще разве можно сравнить домашнее с магазинным. Разговор, в отличие от вчерашнего, не ладился.

Хозяйка была погружена в себя, лишь машинально поддакивая мне. Очевидно, вопрос, мучивший её долгие годы, после вчерашней ностальгии вновь всколыхнул всё внутри, заныл протяжною струною, и она выплеснула его мне:

- Вот ты везде бываешь, со многими людьми встречаешься и больше нас, деревенских, знаешь. Скажи: почему так произошло? Ведь всё же было хорошо. Наша страна сильной была, я ведь помню, на Съезде все представители от соцлагеря нам в верности клялись. Один только Чаушеску какую-то критику сказал насчёт войны, якобы мы несправедливо всё после поделили, но его тут же заткнули... А потом все предали! И наша компартия простых коммунистов предала - бросила на произвол судьбы. За что нас так Бог наказал?

* * *

Дорожное радио выдало мне какую-то попсу, я, сравнив её с услышанным благодатновским пением, поморщилась и выключила приёмник... «За что?» - я и сама задаю этот вопрос себе всякий раз, как узнаю историю жизни замечательного, трудолюбивого, доброго человека, - за что Бог послал им тяжкие испытания? Но всякий раз стоит только чуть углубиться в прошлое рода, как становится понятно: страдания наши за грех дедов, название которому - отступничество. Отступил народ российский сначала от веры и Бога, потом от морали, царя, святынь, а там уж покатилось: от собственной истории, от своего народа, от брата, отца-матери... Вот и Анна Васильевна на вопрос о родословной смогла рассказать только о бабушке с материнской стороны, да и отец её, оказывается, был кряшеном, но в метриках записался сам и детей своих русскими... Тяжкими оковами тянется этот грех из глубины десятилетий, а мы, вместо того чтобы вспомнить всё и отдать долги, вновь отрекаемся, только теперь от своего советского прошлого. Но оно ведь было, и оно - наше!

...Вдали показалась примыкающая к трассе пустынная дорога. Решила остановиться, чтобы сделать несколько кадров выступившего к дороге леса - очень уж красиво он блестел на солнце, одетый в игольчатый иней. Повернула объектив видеокамеры вправо и застыла, потрясённая картиной: сквозь дорожный просвет виднелась маленькая деревенская церковь. На фоне ярко-голубого неба, в обрамлении пушистых белых вётел, она казалась невесомой, словно сошедшей с небес. Меня вдруг осенило: а ведь любит Бог нашу Россию, если, несмотря и на всю безбожность, и бесчеловечность сталинизма-ленинизма, и безразличие застоя, сохранил лучшие качества в нашем народе: трудолюбие, смекалку, выносливость, радушие, патриотизм. И на душе стало светло.

*Кряшены - христианская народность в Татарстане, этнически близкая к татарам.

Наталья ЧЕРНОВА

http://www.rusvera.mrezha.ru/716/3.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Наталья Чернова
Все статьи Наталья Чернова
Бывший СССР
«Братьям брат, с ухмылкою мечтательной, шлёт снаряд – летальный и летательный»
Русская словесность, несомненно, реагирует на военные действия, причем на разных уровнях и слоях
26.04.2024
День памяти Царя Бориса Фёдоровича Годунова
Сегодня мы также вспоминаем графа Г.Г.Орлова, медальера и скульптора графа Ф.П.Толстого и Маршала Советского Союза А.А.Гречко
26.04.2024
«Кэндо» под «ханами»
МИД недружественной Японии активизируют мероприятия «мягкой силы» на Дальнем Востоке России
25.04.2024
История России на духовно-политической карте
О творческом наследии Ивана Ильина
25.04.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
«Политика разрушения Российской империи заложила "бомбу" на долгие годы»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 11:17
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Сергей
26.04.2024 11:16
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 11:11
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Сергей
26.04.2024 11:00
Декоммунизация Шевченко
Новый комментарий от Апографъ
26.04.2024 08:47
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
26.04.2024 08:05