История афонского Ильинского подворья в Одессе

Александр Сергеевич Пушкин  Новости Москвы 
0
717
Время на чтение 21 минут

 


Храм Свято-Ильинского подворья в Одессе
Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия

 

После создания Императорского Православного Палестинского Общества в 1882 году, одной из целей которого было содействие русским поклонникам в посещении Святой Земли и Афона, паломнический поток из России многократно увеличился. Одесса стала морскими воротами на пути к святым местам тысяч православных странников. Помощь паломникам по оформлению загранпаспортов, покупке билетов со скидкой по купонам и паломническим книжкам ИППО оказывал уполномоченный Палестинского Общества в Одессе Михаил Иванович Осипов. Пока длились организационные хлопоты, прибывали и разгружались пароходы Русского Общества пароходства и торговли (именно оно занималось перевозками богомольцев по морю) паломникам нужно было где-то остановиться.

Еще в 1876 году в Одессе появилось паломническое подворье (гостиница), основанное монахами афонской обители - Русского Свято-Пантелеимоновского монастыря. Но со временем оно уже не могло справиться с наплывом паломников, и вскоре к деятельности по размещению паломников в Одессе подключились другие русские обители Афона. 

 


Вид с Тюремной (ныне Привокзальной) площади на Ильинское (слева) и Андреевское подворья

 

В 1884 году Свято-Ильинский общежительный скит приобрел в Одессе на Пушкинской улице (в наст. время Пушкинская, 79) дом недалеко от только что построенного вокзала и Пантелеймоновского подворья для обустройства Афонско-Ильинского подворья для паломников. Примечательно, что ранее улице носила название Итальянская, т.к. на ней жило много итальянцев и даже таблички с названием улиц писались на двух языках. Многие из итальянцев занимались мощением дорог, чем, кстати, в ту пору они славились по всей Европе. Русский поэт, Константин Батюшков с удивлением писал об Одессе 1817 года: "Итальянцев здесь так много, что они даже мостят дороги". Историческая кладка на Пушкинской улице сохранилась до сих пор, и качество ее изумляет.

В этом доме Ильинского скита паломники находили приют до 1890 года. Для обеспечения возросшего потока паломников по благословению Высокопреосвященнейшего Никанора, архиепископа Херсонского и Одесского, почетного члена Императорского Православного Палестинского Общества, Священнейший Синод по высочайшей милости императора Александра III разрешает начать строительство церкви и новые корпуса подворья. Для расширения подворья был куплен еще соседний участок земли. 

10 ноября 1894 года, в первые дни царствования государя императора Николая Александровича, в присутствии высших административных представителей города Одессы и массы горожан архимандрит Гавриил, настоятель Ильинского скита на Афоне (с 1887 года), в сослужении соборного духовенства совершил закладку храма. В его основание в торжественной обстановке замуровали памятную табличку, первый краеугольный камень положил сам архимандрит Гавриил. 

 

Так доставлялись грузы на Святую Гору на бриге «Святой Пророк Илия»

 

Краеугольный камень был доставлен на бриге "Святой Пророк Илия", принадлежавшем Ильинскому скиту. До своего назначения наместником Свято-Ильинского скита о. Гавриил имел особое послушание - был экономом на этом парусном судне, отходящем ежегодно в Россию для доставки всего необходимого для жизни в Ильинском скиту. Монашеский бриг «Святой Пророк Илия» совершал рейсы между Афоном, Константинополем, Одессой и Мариуполем, где загружался зерном, мукой, волжской рыбой и прочими продуктами. Капитаном корабля был иеромонах, команда состояла из монахов и послушников - уроженцев Херсонской, Курской и других губерний, а мачты были увенчаны золотистыми крестами. Вахта на судне чередовалась с уставным богослужением в палубном храме. Вот на этом судне со Святой Горы были привезены камни для закладки одесского подворья.

 

Афонское Ильинское подворье в Одессе. Вид с ул. Пушкинской

 

Справа от храма возвели трехэтажный корпус для паломников с обширной приемной залой. В корпусе слева располагались 28 келий для монастырской братии. Во дворе подворья построили флигели для простонародья. 

 

Новый храм при подворье Афонского Ильинского скита
в г.Одессе во имя чудотворной иконы Божией Матери Млекопитательницы

Правая часть Привокзальной площади. Вид на Ильинское (слева) и Андреевское афонские подворья. Ок.1897 г.
Справа виден забор тюрьмы.
Фото из музея Гётеборга (Швеция)

 

Храм возводился по проекту одесского архитектора Л. Ф. Прокоповича, он был рассчитан на 700 человек. Пятиглавый трехпрестольный храм в византийском стиле с высокой колокольней строился из кирпича, привезенного монашеской братией из Константинополя и Крыма. Большой купол церкви расписали по образу храма Христа Спасителя в Москве. Резной иконостас был изготовлен в мастерской одесского архитектора и скульптора И.И. Саковича, исполнявшего многие ответственные заказы для городских храмов, иконы в нем были афонского и московского письма. На хоры вела красивая мраморная лестница.

 

Икона Божией Матери "Млекопитательница", переданная преподобным Гавриилом в дар одесскому Ильинскому храму.
На раме иконы справа и слева расположены редчайшие святыни: частицы хитона Спасителя и ризы Пресвятой Богоматери. Внизу иконы, справа (от фигуры Богоматери) овальное изображение святителя Николая Чудотворца, а слева - такое же изображение святого пророка Иоанна Предтечи. Корону на главе Пресвятой Богородицы поддерживают коленопреклоненные Ангелы.
Ныне эта икона находится в Свято-Успенском мужском монастыре Одессы.

В Ильинском соборе находится другой местночтимый образ Божией Матери «Млекопитательница»


Случайно приобретена в антикварном магазине и передана в собор аналойная икона Божией Матери «Млекопитательница» с дарственной надписью на обратной стороне от преподобного Гавриила Афонского:

"Варваре Ивановне Туробовой в память закладки храма Пр.Илии от настоятеля Афонского Ильинского скита Архимандрита Гавриила. 10 Ноября 1894 г."

 

Строили храм два года. 22 декабря 1896 года архиепископом Херсонским и Одесским Высокопреосвященнейшим Иустином в сослужении епископа Елисаветградского преосвященнейшего Тихона, настоятеля Ильинского скита Гавриила, белого и монашествующего духовенства было совершено освящение главного престола во имя чудотворной иконы Божией Матери, именуемой «Млекопитательница». На следующий день правый придел освятили во имя святого пророка Илии, а 28 декабря левый придел - во имя Архангела Гавриила. Кроме того, с правой стороны притвора устроена часовня во имя Святого Николая Мирликийского Чудотворца, во ознаменование восшествия на престол государя императора Николая II. 

В 1897 году журнал «Русский паломник» писал: 

«Одесса - важнейший портовый город южной России - недавно украсилась новым величественным храмом... В этой «столице нашего Юга», - как небезосновательно называют Одессу, необходимо, чтобы православное богослужение отправлялось во всей своей торжественной и глубоко трогательной обстановке. Здесь, в торговом городе, полном кипучей, суетной жизни, православная церковь должна выказывать себя во всем своем блеске Славной и Непобедимой Церкви Христовой... Этот храм во имя Божией Матери «Млекопитательницы» сооружен в Афонско-Ильинском подворье, на Пушкинской улице».

В храме находились святыни, привезенные архимандритом Гавриилом с Афона, - крестовидная часть древа Животворящего Креста Господня, частица стопы святого апостола Андрея Первозванного, чудотворный список с иконы Божией Матери «Млекопитательница»...

Икона Божией Матери «Млекопитательница» первоначально находилась в лавре преподобного Саввы Освященного недалеко от Иерусалима. В 532 году святой Савва Освященный, находясь на смертном одре, открыл братии, что со временем посетит Лавру соименный ему царственный паломник Савва из Сербии, ему следует даровать икону Богородицы «Млекопитательница» в благословение. Более шести веков икона неподвижно стояла на своем месте в ожидании исполнения пророческих завещаний святого Саввы. Наконец в XIII веке прибыл в Палестину святой Савва Сербский, сын короля, отказавшийся ради монашеской жизни наследовать отцовский престол. Он пришел в Лавру на поклонение. Когда он молился у гроба Саввы Освященного, своего небесного покровителя, стоявший тут же игуменский жезл преподобного неожиданно упал на пол, а икона Пресвятой Богородицы, стоявшая до того неподвижно, вдруг несколько раз наклонилась... Расценив все это как знак исполнения древнего пророчества, монахи передали Савве Сербскому завещанную ему «Млекопитательницу» вместе с другой иконой Божией Матери - «Троеручицей» и игуменский жезл. На обратном пути из Палестины в Сербию святитель Савва посетил Святую Афонскую Гору, где им был основан Хилендарский монастырь. Именно этой обители он и оставил в неотъемлемое наследство и украшение икону Божией Матери «Млекопитательница», поставив ее в церкви при Карейской келлии, названной впоследствии Типикарницею, так как в ней находился Типик (устав) святителя Саввы. Икона «Млекопитательница» в знак особого почитания была поставлена в иконостасе не по левую сторону от царских врат, а по правую, где обыкновенно поставляют икону Пресвятой Троицы, или икону Спасителя. В этой церкви образ Господа Вседержителя занимает место по левую сторону от царских врат в иконостасе, то есть там, где должна стоять икона Богоматери.

Кроме этой иконы было прославлено еще несколько копий с нее. Один из главнейших чудотворных списков находится в скиту святого пророка Илии на Афоне. Время и место написания этой святой иконы неизвестно. По преданию, она принадлежала некоему подвижнику, который благословил ею другого афонского подвижника - Онисима, подвизавшегося на месте, называемом Юхтадика; а сей последний благословил ею своего спостника и сотаинника по духовной жизни схимонаха Ильинского скита Игнатия. Сей схимонах Игнатий был послан в 1848 году в Россию для сбора пожертвований в пользу обители, причем настоятель Ильинского скита отец Паисий благословил его в путь именно с этой иконой. В Харькове от сей иконы последовало первое чудо - поражение обеих рук поправлявшего без должного благоговения ее киот столяра и чудесное исцеление его после совершения молебного пения перед иконою. За этим чудом последовало множество других: в Ельце, Задонске, Туле, Москве и других городах. Икона эта усердием богомольцев украшена сребро-позлащенною ризою и дорогими разноцветными камнями. На задней стороне иконы, на серебряной доске, вырезаны описания чудес, бывших от иконы.

Другие наиболее известные чудотворные списки иконы Пресвятой Богородицы «Млекопитательницы» находятся в Москве и Одессе. Их история связана с именем преподобного Гавриила Афонского, которые привез их в Россию. В Москве список находится в главном приделе Богоявленского собора на Елоховском поле в память о двухмесячном пребывания «в оном храме» чудотворного образа из Ильинского скита. Его подарил храму архимандрит Гавриил в 1894 году.

Одесский список иконы архимандрит Гавриил подарил Ильинскому храму. Ныне икона вместе с частицами Животворящего Креста и стопы апостола Андрея Первозванного находится в Свято-Успенском мужском монастыре Одессы. Как в древности, так и сегодня от этих икон совершаются многочисленные чудеса. 

 

Преподобный Гавриил Афонский

 

В 1901 году в склепе храма упокоился настоятель Ильинского скита на Афоне архимандрит Гавриил. Заботы позвали его в дорогу, и, несмотря на слабое здоровье, он был вынужден отправиться в Россию на скитские подворья для распоряжений по хозяйству и назидания братии.

Посетив подворья в Константинополе, Одессе и Таганроге, архимандрит Гавриил в октябре прибыл в Новониколаевск. 14 октября после Божественной литургии он почувствовал недомогание. На другой день здоровье ухудшилось. 18 октября он причастился святых Христовых Тайн, а 19 октября отошел в вечную жизнь. Честные останки старца были перенесены в Одессу и 2 ноября погребены в склепе подворского храма. 

 

Пароход "Афон" Русского Общества пароходства и торговли (РОПиТ)

 

Ильинское подворье распространяло свои заботы о паломниках не только во время их пребывания в городе. Сохранилась любопытная газетная заметка в "Одесском листке" от 26 (13) июня 1912 года:

"Дар пароходу «Афон»

С прибытием в Одессу из македонского рейса пар. Р.о.п.и.т. «Афон», настоятель Афонского Ильинского подворья в Одессе иеромонах о. Иоанн принес в дар пароходу, в виду постоянных переездов на нем в святые места и обратно в Одессу православных паломников, для совершения треб священно-служителями, сопровождающими богомольцев, на пароходе парчовую ризу (фелонь), епитрахиль, Евангелие, Крест, требник, заключенные в особом ризничном футляре с надписью: Дар свято-Ильинского скита на Афоне пароходу «Афон» июня 15 дня 1912 г." 

Пароход "Афон" был построен в 1901 году в Италии для итальянской судоходной компании. Судно принимало на борт 59 пассажиров в каютах 1-го класса, 55 в каютах 2-го класса и 1191 пассажира в помещениях 3-го класса. В 1911 году пароход был куплен Русским обществом пароходства и торговли (РОПиТ), получил название "Афон" и был приписан к порту в Одессе. После покупки судно в Генуе прошло ремонт и переоборудование. Часть помещений 3-го класса были оборудованы для перевозки 500 паломников. Для них устроили особую печь, хлебопекарню и отдельную кухню. С начала февраля 1912 года «Афон» стал совершать рейсы в святые места. В ознаменование начала паломнических перевозок и сделал свой дар о. Иоанн. Имя иеромонаха Иоанна упоминается в качестве заведующего Ильинским подворьем и в 1914 году.

С этого времени для афонских русских монастырей и их подворий в России началась пора трудностей и утрат. В 1912 году Афон оккупировали греческие войска, которые оказались тяжёлой обузой для иноков. В 1913 году началась борьба с имяславием, охватившем в основном Пантелеймоновскую и Андреевскую обители. Ильинскому скиту удалось не попасть в эпицентр этих трагических событий.

С началом Первой мировой войны, с конца 1914 года афонские подворья совсем опустели, паломничество на Афон и Святую Землю прекратилось. Затем грянули богоборческие времена после прихода к власти большевиков. 

 


 

 



Свято-Ильинское подворье в кадрах документального фильма Дзиги Вертова "Человек с киноаппаратом" (1929 г.).
Кресты не снесены, в одном из корпусов работает иконно-свечной магазин, но на воротах вместо иконы - портрет Ленина

 

В 1923 году в Великий Четверг всем монахам афонских подворий Одессы было приказано покинуть город (банковские счета были заморожены еще раньше). Поскольку выезд на Афон был закрыт, монахи обратились с ходатайством в Москву о разрешении выезда. Выезд разрешили 180-ти монахам, в наличии оказалось только 30, но Одесское ГПУ запретило выезд. Афонские подворья и церкви при них были закрыты, действующим остался только храм Ильинского подворья, в котором обосновались обновленцы. Корпуса и помещения подворья советская власть переоборудовала в бараки и казармы, впрочем в фильм "Человек с киноаппаратом", вышедшего в 1929 году, попали кадры Ильинского подворья, на которых запечатлен иконно-свечной магазин в правом корпусе, предназначавшемся строителями для паломников. К 1932 году обновленцы, в чьих руках оказался храм, были репрессированы, храм перестал действовать и пришел в запустение. 

В тяжелые военные годы Одесса с 1941 по 1944 года оказалась в юрисдикции румын, Одесская область вошла в состав губернаторства Транснистрии. Одесса стала центром религиозной жизни, которую регулировала Румынская Духовная Миссия во главе с архимандритом Юлием (Скрибаном)

 

Привокзальная площадь Одессы. 1943 г.
Слева Пантелеймоновское подворье, справа - Ильинское.

 

"Одесская газета" № 2 за 30 ноября 1941 года сообщала о предполагаемом открытии нескольких храмов в Одессе. Среди них был упомянут "кафедральный собор пророка Илии в помещении бывшей Ильинской церкви". Такой статус был присвоен храму во имя иконы Божией Матери "Млекопитательница" на бывшем Ильинском подворье.

6 декабря 1941 года (это праздник святителя Николая Чудотворца по новоюлианскому календарю, принятому в Румынской православной церкви) временный кафедральный собор был открыт. Для его освящения приезжал архиепископ из Бухареста. C этого момента в храме возрождаются богослужения, крестные ходы. Массы верующего народа возносят здесь молитвы за своих родных, разбросанных войной.

Протоиерей Виктор Шаповальников, находивший в Одессе в годы войны, вспоминал:

"Еще помню, у нас в Одессе была Ильинская церковь - Ильинское Афонское подворье, Пантелеимоновское подворье и Андреевское подворье. И вот Ильинское подворье как раз было открыто, и в нем была служба. Помню, была какая-то служба, что все выходили Крестным ходом на площадь и крестили неимоверное количество народа, тысячами крестили. Было тогда очень много желающих креститься. Русские люди все-таки сохраняли веру, а тут вдруг православная вера стала как бы официальной. Румыны, пока управляли, открывали церкви и школы. <...> Румыны вообще устраивали крестные ходы, разные торжественные шествия".

 

Крестный ход на Привокзальной площади Одессы 1943 год.
Вид на купола Ильинского храма и Андреевское подворье.
Фото с румынского сайта. Одесская фотогалерея

 

А вот как описывает духовную жизнь одесситов один эмигрант, вернувшийся в Одессу, в своем письме в январе 1942 года:

«Русский народ жив, жива и его душа. Одесса - чуть ли не интернациональный город по своему населению, славилась прежде «одесской специфичностью»... Казалось бы, для «души» места уже нет, а получается что-то совсем обратное: в праздники все подступы к церквам и соборам запружены толпой с обнаженными головами (несмотря на страшный холод). Состав молящихся: и молодые и старые, и первых, пожалуй, еще больше... Тишина все время; служба поразительная; даже дети, десятками приносимые для крещения, и те захвачены торжественной тишиной и молчат. Здесь, мой друг, можно молиться и будешь молиться, если даже и не хочешь. И все это в Одессе, чуть ли не в Содоме, по нашим прежним представлениям! Службы, конечно, на русском языке (т.е. на церковно-славянском, а не на румынском и не на украинском)» (Православная Русь. 1942. № 9-10. С. 6.)

В конце февраля 1944 года положение на фронте стало критическим, Румынская Духовная Миссия переехала в Тирасполь, а затем в Измаил. По данным церковного историка М.В.Шкаровского, за неделю до эвакуации Миссии ее руководитель епископ Антим (Ника) дал наказ настоятелю кафедрального Свято-Ильинского собора иеромонаху Антиму (Табаку) срочно вывезти из соборной ризницы в г. Аккерман семь архиерейских облачений и другие церковные ценности, привезенные из Херсона владыкой автономной Украинской Церкви архиепископом Херсонским и Николаевским Антонием (Марценко). 31 июля 1944 года приехавший через Румынию в Белград владыка Антоний в докладе Первоиерарху РПЦЗ митрополиту Анастасию (Грибановскому), отметил непозволительность подобного поступка и попросил написать Румынскому Патриарху о необходимости возвратить вещи Архиерейскому Синоду РПЦЗ, а в будущем Херсонской епархии. 17 августа митрополит Анастасий действительно написал об этом деле Патриарху Никодиму, указав, что передачу вещей Архиерейскому Синоду можно осуществить при помощи немецкого военного командования или через представителя Русского охранного корпуса в Бухаресте. Однако вскоре Румыния объявила войну Германии, и просьба владыки не была выполнена.

После окончания войны Одесса возвращается под омофор Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. В 1946 году, Ильинское подворье становится пристанищем для «новоначальных» монахов - иноков. Их усилиями подворье постепенно восстанавливается. С августа 1946 года некоторое время в Ильинском монастыре служил казначеем будущий Патриарх Московский и всея Руси Пимен, совмещавший в Одесской епархии еще и должности благочинного монастырей епархии и настоятеля архиерейской крестовой церкви во имя святых Виктора и Виссариона. 

В 1949 году Ильинское подворье обретает статус приходского храма. 

 

Вид на Ильинский храм с Привокзальной площади. Ок.1976 г.
yangur.livejournal.com

 

В годы хрущевских гонений на Церковь предпринимались попытки в числе других одесских храмов закрыть и Ильинский собор. Этому всеми способами противостоял правящий архиерей митрополит Херсонский и Одесский Борис (Вик), имевший также звание экзарха Северной и Южной Америки. 


Архиепископ Борис (Вик). Фото 1954 г.

Заместитель уполномоченного Совета по делам РПЦ по УССР М. Гладаревский сообщал, что Борис (Вик) «всячески ищет причины для сопротивления нашим рекомендациям по объединению религиозных общин, закрытию церквей, сужению деятельности духовенства». В характеристике на архиерея, составленной уполномоченным Совета по делам РПЦ по Одесской области, отмечалось, что «вся его деятельность - это упорное сопротивление всем нашим мероприятиям».

Собор удалось отстоять и не допустить его закрытия. Многие одесситы с детства любят этот старинный храм и считают его одним из красивейших в Одессе.

 

 

 

Обнаружение мощей преподобного Гавриила Афонского.


В 1994 году в храме были обретены честные нетленные мощи преподобного Гавриила Афонского. Многие знали, что где-то в склепе был погребен святой угодник, но точное место было забыто. По благословению митрополита Одесского и Измаильского Агафангела (с 2013 года он стал действительным членом Императорского Православного Палестинского Общества) духовенство храма решило обследовать предполагаемое место захоронения. Так 22 июля 1994 года были обретены мощи преподобного Гавриила. Исцеления от мощей начались уже в первые дни. По представлению Высокопреосвященейшего Владыки Агафангела, Священный Синод рассмотрел рапорт о причислении к лику святых архимандрита Гавриила. И уже 23 октября 1994 года в Свято-Ильинском соборе прошли торжества, посвященные прославлению преподобного Гавриила Афонского. Божественную литургию и чин прославления в сослужении архипастырей и пастырей совершил Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины, предстоятель Украинской Православной Церкви. Ныне к раке святого приходят верующие, прося его покровительства себе и своим близким.

 

 

Вид на Ильинский храм и Пушкинскую улицу, выходящую на Привокзальную площадь.
Фото с панорам Яндекса

 

В 1995 году Ильинский приход снова переходит в статус монастыря. Свято-Ильинский мужской монастырь состоит в Одесской епархии Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Ныне главный престол Соборного храма Свято-Ильинского монастыря освящен в честь святого пророка Илии, правый придел - в честь чудотворной иконы Божией Матери «Млекопитательница», левый придел - в честь архангела Гавриила.

 


 

 





В 2004 году наместником Одесского Свято-Ильинского мужского монастыря назначен архимандрит Антоний (Боровик). С его приходом обитель словно ожила. В храме полным ходом начали производиться ремонтные и реставрационные работы, написана в алтаре икона Господа Вседержителя на горнем месте и иконы других святых в церкви. По благословению наместника обители успешно продолжается пополнение монастырской ризницы новыми облачениями, приобретается церковная утварь, обновляются и золотятся киоты, иконы. Началась реставрация куполов, продолжается реконструкция и ремонт братских корпусов и епархиального управления, которое расположилось при монастыре с 1997 года. Расписаны нижние помещения храма и освящены в честь святых Паисия Величковского и Гавриила Афонского. Монастырская библиотека продолжает пополняться новой литературой и периодическими изданиями. В 2004 году начала работать церковная лавка, где можно приобрести книги на духовную тему, а также церковную утварь, иконы и т.д.

При монастыре действует воскресная школа для детей, существует молодёжный клуб «Православное поколение». В клубе занимаются изучением Священного Писания, проводят традиционные литературные вечера и дискуссий на актуальные темы, вместе смотрят интеллектуальных кинофильмов. Участники клуба принимают деятельное участие в социальном служении. Для взрослых проводятся внебогослужебные беседы, во время которых священнослужители монастыря рассказывают и разъясняют Библейскую историю, катехизис. Священнослужители монастыря принимают активное участие в духовно-просветительской деятельности, окормляя военнослужащих, школы, детские сады.

Отрадно, что бывшее Свято-Ильинское подворье, служившее форпостом Святой Земли для тысяч русских паломников, продолжает служить духовным целям и возрождает былое благолепие. Благовест зовет из суеты на молитву верующих горожан, а иноки и послушники творят здесь непрестанную молитву.

 

______________________
Источники и литература:

Свято-Ильинский мужской монастырь. Православная Одесса

Свято-Ильинский мужской монастырь. Официальный сайт

Преподобный Гавриил Афонский Одесский Чудотворец. Свято-Ильинский мужской монастырь

Чудотворная икона Божией Матери «Млекопитательница». Свято-Ильинский мужской монастырь 

Млекопитательница (Афон). Святая Гора Афон - Исихазм.ру

Духовенство Одессы на 1914 год. http://www.petergen.com/bovkalo/sp/odessa1914.html

М.В.Шкаровский. Православная Церковь Румынии и церковная жизнь на занятых румынскими войсками территориях с 1918 по 1940-е гг. Часть 3. Богослов.ру Часть 4. Богослов.ру

Дар пароходу Афон. Газетные старости

"Я с малолетства был при Церкви...". К 60-й годовщине священнического служения протоиерея Виктора Шиповальникова. Мир Божий №1(9) 2003. Библиотека Якова Кротова

Блинова Л.Н., действительный член Императорского Православного Палестинского Общества

http://ippo.ru/history/ippo-palomnichestvo/4/odessa/2/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Сергеевич Пушкин
«А ныне только лишь слова»
Печалит, что государство и общество не откликается на запрос народа, выбравшего «Словом года» – Пушкина
23.11.2024
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
«Продвижение в массы» сказочной нечисти – продуманная кампания по дальнейшей дехристианизации и дезориентации остатков православного русского народа
19.11.2024
«...В России Пушкин длится»
Русская поэзия в журнале «Берега» (5, 2024)
06.11.2024
Памяти Якова Петровича Кульнева
Гости с Южного Урала преодолели более трёх тысячи километров, чтобы отдать дань памяти воинов 1812 года
01.11.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06