Авторы законодательной инициативы - три депутата Государственной Думы, представляющие ЛДПР, «Справедливую Россию» и КПРФ. Еще одно положение законопроекта - запрет выступать учредителями какого-либо средства массовой информации иностранным физическим и юридическим лицам, а также гражданам России, имеющим двойное гражданство, и лицам без гражданства.
Сейчас ограничение на иностранное участие в средствах массовой информации установлено в размере 50 процентов, причем оно не касается печатных изданий. Депутаты предлагают этот список расширить.
Один из авторов документа, депутат Вадим Деньгин, утверждает, что речь идет о безопасности страны, он убежден, что иностранцы не должны получать доступ к умам людей. А потому хватит с них и 20 процентов акций. Цифра - не с потолка, располагая 25 процентами акций, иностранец может владеть блокирующим пакетом и влиять на политику данного «органа».
Тревогу депутатов, предлагающих ограничить участие иностранцев в наших СМИ, понять можно. Если посмотреть, кто владеет газетами в России, то картина складывается, и в самом деле, тревожная. В Санкт-Петербурге, например, владелец крупнейшей в городе массовой ежедневной газеты «Метро», которой по утрам завалены все станции подземки - шведская медиагруппа, зарегистрированная в Люксембурге.
Крупнейшая бизнес-газета «Деловой Петербург» принадлежит медиаконцерну «Бонниер груп» в той же Швеции. Он же приобрел недавно главную интернет-газету северной столицы - «Фонтанку».
А норвежский концерн «Шибстед» до недавнего времени владел массовой газетой «Мой район», однако проект провалился.
Тиражи местных городских газет, которые принадлежат российским медиагруппам - «Санкт-Петербургские ведомости», «Вечерний Петербург», «Невское время» - просто ничтожны для пятимиллионного мегаполиса, речь идет о 10-15 тысячах экземпляров. Единственное исключение - газета городского правительства «Петербургский дневник».
Немало «иностранных» средств массовой информации и в Москве. Взять хотя бы газету «Ведомости», которая издается с участием английской «Файнэншл таймс» и американской «Уолл-стрит джорнэл». Мелкий штрих: еще в 2008 году Федеральная служба по надзору в сфере массовых коммуникаций своим письмом предупреждала «Ведомости» о необходимости строго соблюдать закон о противодействии экстремизму. Поводом стала опубликованная статья Евгения Гонтмахера, которая была посвящена вероятным социальным последствиям кризиса в России.
«У России и зарубежных государств разные стратегические интересы, и СМИ, которые существуют на западные деньги, всегда будут проводить политику этих стран», - говорил в свое время главный редактор и генеральный директор «Комсомольской правды» Владимир Сунгоркин. Впрочем, справедливость такого утверждения отмечали уже давно. Еще Наполеон утверждал, что «две враждебные газеты опаснее стотысячного войска». А нам эту истину доказала сама трагическая история России. Накануне октябрьского переворота в России оказалось, что чуть ли вся печать находится во враждебных власти руках. Редактор газеты «Киевлянин» Д. Пихно еще в 1905 году, когда Россию охватила первая революция, писал: «Серьезное русское общество поняло, что в такие моменты печать - сила, но этой силы у него не оказалось, а она оказалась в руках его противников, которые по всей России говорили от его имени и заставляли себя читать, потому что других изданий не было, а в один день их не создашь. И общество терялось в массе лжи, в которой не могло разобраться». Ну, а большевики, захватив власть, поступили просто: закрыли все неугодные газеты, оставив только свои собственные.
Естественно, сразу после внесения законопроекта начали раздаваться громкие протесты против «удушения свободы печати». И - столь же громкие уверения в том, что в «подлинно демократических странах такое невозможно».
Отчего ж, аналогичные ограничения есть и на Западе: 20 процентов во Франции, 25 - в США, 30 процентов в Австралии.
В нашей стране положение усугубляется тем, что значительная часть средств массовой информации находится в руках либералов, многие из которых кормятся на иностранные гранты. Соответственно они защищают интересы не России, а своих западных идейных сподвижников и финансовых покровителей. Это особенно ярко показали события вокруг украинского кризиса, когда Россия вынуждена чуть ли не в одиночку сражаться против бешеных информационных атак США и Западной Европы. Нация в такие тяжелые моменты обычно тесно сплачивается, забываются все прежние разногласия и споры, как и в годы настоящей большой войны, что уже на раз бывало в истории России.
Депутат Государственной Думы Алексей Казаков еще в декабре прошлого года предлагал подумать о запрете на территории России средств массовой информации и общественных организаций, которые финансируются из-за рубежа и занимаются политической деятельностью. «Они активно отрабатывают вложенные в них деньги, это они собирают людей на различные «майданы», они сегодня имеют те группы, которые провоцируют силовые столкновения даже в мирных шествиях», - сказал парламентарий. И отдельно обратил внимание на уникальную, по его словам, «вещь, которая существует в России и еще в не очень большом количестве государств - это СМИ, финансируемые иностранными государствами и пишущие о нашей политической системе, формирующие наше политическое мнение». И сделал вывод о том, что «они любое событие политическое в нашей стране подают сквозь призму интересов Запада».
«Чтобы не допустить повторения украинского сценария в России, необходимо оценить, что именно там произошло, - предлагает депутат Евгений Федоров. - То есть решить проблему содержательного характера. Банда боевиков, вооруженных, обученных, осуществила функцию вооруженной компоненты интервенции. Но основная работа была проведена заранее, лет за десять-двадцать, ее проделала «пятая колонна» в СМИ и во власти: это последовательная подготовка сдачи власти. Точно такая же технология подготовлена в Российской Федерации.
Главный урок «майдана» для России очень прост: нужно убрать «пятую колонну».
Надо произвести зачистку «пятой колонны», избавиться от пособников интервентов. Естественно, мирным путем: путем увольнений, снятия с должностей... И самая важная задача - заставить СМИ говорить правду».
По мнению авторов законопроекта, внесенного сейчас на рассмотрение депутатов, закон должен вступить в силу к 2016 году.
Примут ли его? Вступит ли он в силу? И «заставит ли говорить правду»?
Пока, помимо возгласов об «удушении свободы слова», уже аккуратно вброшены несколько мнений «сомневающихся». Да, закон нужен - но вот, увы, пострадает финансовая составляющая изданий. Да, закон нужен - но ведь, о, ужас, может упасть качество журналистских материалов.
Так что я бы повременил с утвердительными ответами на все три вопроса. Тем более что за скобками остался главный: если уж парламентарии озаботились антироссийским влиянием финансируемых из-за рубежа изданий, то почему же до сих пор «не навели порядок» у себя дома? На фоне украинских событий особенно заметными становятся сегодня те, кого принято называть «пятой информационной колонной». Нашей, родной, финансируемой российским бизнесом.
Скажем, на сайте радиостанции «Эхо Москвы» Леонид Радзиховский уверял: «Если Украина начнет войну с Украиной из-за Крыма, то Путина ждет неминуемая политическая смерть». Ему вторил Виктор Шендерович, сравнивая события с вводом советских войск в Чехословакию в 1968 году. Его не волнует, что Украина - не ЧССР, на Украине проживают миллионы русских и русскоязычных граждан.
«Это кровавое безумие неадекватного чекиста дорого обойдется России и Украине, - вещал Борис Немцов. - Вурдалаку нужна война. Ему нужна народная кровь. Россию ждет международная изоляция, обнищание людей, репрессии».
«На наших глазах разворачивается почти классический сценарий слепой, имперской алчности, способной спровоцировать новую глобальную бойню», - убеждала сограждан глава партии «Гражданская платформа» Ирина Прохорова, регулярно выступающая в эфире телеканала «РБК».
«Фашисты, бандеровцы, погромы - самое омерзительное вранье», - вторил Прохоровой Леонид Гозман.
Журналист Юлия Латынина уверяла, что в случае выполнения нашей страной своего долга перед соотечественниками за рубежом мы «получим превращение России в страну изгоя, арест счетов, это все безумно серьезно». В самом деле, что может для них серьезнее арестов счетов на Западе? При том, что вот их личные счета точно никто пальцем не тронет: «заслуги» зачтутся.
Цитировать сентенции российской «пятой информационной колонны» можно до бесконечности. Она уверена в своей вседозволенности. И нет у меня иллюзий о том, что депутаты способны остановить ее марш.